Гражданская война в Колумбии началась, по версии FARC, в 1964 году. На самом деле воевали там с конца 40-х, но тогда состав участников был немножко иным. Десятилетия конфликта означали, помимо прочего, что многие регионы страны подолгу находились вне контроля центрального правительства и нормальная экономическая жизнь, включая вырубку леса, там была крайне затруднена.
В XXI веке стороны начали переговоры, которые завершились тем, что война худо-бедно закончилась. В 2017 году FARC из повстанческой армии стала политической партией, по крайней мере официально. И тут тревогу забили экологи, ранее в этой войне не участвовавшие.
В своей статье, опубликованной во Frontiers Ecology and the Environment (FiEE), группа ученых, возглавляемая Алехандро Салазаром (Alejandro Salazar) из Университета Пердью, описывает текущее состояние природы Колумбии и те факторы, которые этому состоянию угрожают. По мнению авторов, после завершения гражданских конфликтов все силы национального правительства неизбежно оказываются брошены на восстановление экономики и социальной сферы, в то время как вопросы экологии отходят на задний (даже не второй) план.
Между тем, Колумбия — вторая по биоразнообразию страна мира, здесь существуют биоценозы от тропических дождевых лесов, до высокогорий. Здесь обитают около 10% земных животных, включая сотни эндемичных видов.
Десятилетия войны привели, помимо прочего, к тому, что в стране заметно сократилась доля сельского населения, которое мигрировало в крупные города, подальше от повстанцев и тех, кто с ними воюет. Это означало, что многие территории, ранее бывшие сельхозугодьями, снова стали тропическими лесами.
При этом площадь лесов в Колумбии все равно сокращалась в среднем на 2300 кв. км в год, но сейчас эта тенденция может значительно усугубиться, причем «под топор» попадут отдаленные районы, ранее контролировавшиеся FARC.
Отдельную угрозу для экосистемы представляют перспективы разработки колумбийских полезных ископаемых, включая золото и изумруды.