В мае на Google I/O мы впервые увидели Material Design 2.0. Команда Google провела крупный рефакторинг и выпустила обновленную библиотеку дизайна. В ней появились новые компоненты и анимации. Мы следим за развитием Material Components с самого начала. Сейчас все находится на стадии RC1, и уже скоро выйдет в релиз. Под катом обзор новых и обновленных UI-компонентов для тех, кто еще не пробовал их в работе, но интересуется.
Android X вместо Support library
«Как это уже задеприкейтили? Я даже попробовать ее толком не успел», – сказал один мой знакомый, когда узнал о переезде Material Components в новый пакет. Действительно, поддержки support.design больше не будет, а на ее место придет com.google.android.material.
В рамках проекта Android X Google устроили рефакторинг всей библиотеки поддержки и архитектурных компонентов. Подробнее можно почитать в их блоге. Вот пример некоторых пакетов:
старый пакет
android.support.@
android.databinding.@
android.design.@
новый пакет
androidx.@
androidx.databinding.@
com.google.android.material.@
К счастью, для «мягкого» переезда на новую библиотеку, в студии появится инструмент, позволяющий автоматически обновить все зависимости. Сейчас это доступно уже в Android Studio Canary 3.3. Он призван автоматически находить все зависимости в импортах, в gradle файлах, в XML и в Proguard.
Material library
Все старые UI-компоненты из Support Library переехали в Material library, а ещё появились новые компоненты. Добавим в проект новую зависимость:
implementation 'com.google.android.material:material:1.0.0-rc01'
Обратной совместимости с Support не предполагается. Придется избавиться от всех остальных зависимостей, где встречается слово support, и заменить их на соответствующие из Android X. Иначе проект просто не соберется из-за множества конфликтов. Для тестовой сборки мне пришлось даже заменить Glide на Picasso, потому что первый тянет за собой android-support. На большом проекте вручную это делать будет неудобно.
Однако для тестирования Material Components можем воспользоваться support:design версии 28-beta, куда Google любезно продублировала все актуальные компоненты. Несмотря на это, 28 версия Support library будет последней, и в дальнейшем ее поддержка прекратится. А теперь давайте посмотрим на новые компоненты, и измененные старые.
BottomAppbar
BottomAppbar – это что-то похожее на Appbar, только с возможностью прикрепления Floating Action Button и вырезом под него. Предназначен для работы внутри CoordinatorLayout.
Вот некоторые параметры, которые мы можем кастомизировать:
- app:backgroundTint — цвет заполненного пространства
- app:fabAlignmentMode — положение FAB
- app:fabCradleMargin — отступ между FAB и BottomAppbar
- app:fabCradleRoundedCornerRadius — закругление на углах выреза для FAB
- app:fabCradleVerticalOffset
- app:hideOnScroll
<com.google.android.material.floatingactionbutton.FloatingActionButton
android:layout_width="wrap_content"
android:layout_height="wrap_content"
app:layout_anchor="@id/bottomAppBar"/>
<com.google.android.material.bottomappbar.BottomAppBar
android:id="@+id/bottomAppBar"
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="wrap_content"
android:layout_gravity="bottom"
app:backgroundTint="@color/colorPrimary"
app:fabCradleMargin="4dp"/>
На момент написания статьи, BottomAppBar доделан не до конца. Например, нельзя разместить NavigationIcon в центре по вертикали, но, наверное, это скоро допилят.
Chips
Chip – еще одна новая View в библиотеке. С её помощью можно удобно показывать перечисление небольших объектов. Например, фильтры или какие-нибудь подсказки для пользователя. По гайдлайнам Chip обладает следующими свойствами:
- Может иметь иконку контента (слева).
- Может иметь иконку для удаления (справа).
- Содержит текст.
- Может находится в двух состояниях, как CheckBox.
Реализация в Material library представляет из себя расширенную версию AppCompatCheckBox, и может порадовать нас такими кастомизируемыми параметрами:
- app:chipCornerRadius
- app:chipMinHeight
- app:chipBackgroundColor
- app:chipStrokeColor
- app:chipStrokeWidth
- app:rippleColor
- android:text
- android:textAppearance
- app:chipIconVisible
- app:chipIcon
- app:chipIconTint
- app:chipIconSize
- app:closeIconVisible
- app:closeIcon
- app:closeIconSize
- app:closeIconTint
- app:checkable
- app:checkedIconVisible
- app:checkedIcon
- app:showMotionSpec
- app:hideMotionSpec
Приятно удивило наличие ChipGroup, являющегося наследником FlexboxLayout, которого наконец-то включили в библиотеку дизайна.
BackDrop
BackDrop – новый для Android паттерн навигации. Есть основной контент, который расположен на переднем плане, и дополнительная область, лежащая позади (обычно это меню навигации). Если нужно добраться до контента сзади, то передний план съезжает вниз до нужного уровня.
Состоит Backdrop из трех элементов:
- Toolbar
- Front layout
- Back layout
На момент написания статьи он еще не реализован в библиотеке, и в соответствующем репозитории пока пусто. Поэтому пришлось делать свою реализацию, обернув ее в библиотеку:
Просто прикрепляем BackdropBehavior на нужный Front Container и передаем ему Toolbar и Back Container.
XML
<android.support.design.widget.CoordinatorLayout
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="match_parent">
<android.support.v7.widget.Toolbar
android:id="@+id/toolbar"
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="wrap_content"/>
<LinearLayout
android:id="@+id/backContainer"
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="wrap_content"
android:orientation="vertical"/>
<!-- Add BackdropBehavior to this view -->
<android.support.design.card.MaterialCardView
android:id="@+id/foregroundContainer"
app:layout_behavior="ru.semper_viventem.backdrop.BackdropBehavior"
android:layout_width="match_parent"
android:layout_height="match_parent"/>
</android.support.design.widget.CoordinatorLayout>
Kotlin
val backdropBehavior: BackdropBehavior = foregroundContainer.findBehavior() // find behavior
with(backdropBehavior) {
attachBackContainer(R.id.backContainer) // set back container
attachToolbar(R.id.toolbar) // set toolbar
// set navigation icons for toolbar
setClosedIcon(R.drawable.ic_menu)
setOpenedIcon(R.drawable.ic_close)
// add listener
addOnDropListener(object : BackdropBehavior.OnDropListener {
override fun onDrop(dropState: BackdropBehavior.DropState, fromUser: Boolean) {
// TODO: handle listener
}
})
}
Это просто один из вариантов реализации. Но для моего кейса получилось удобно. Думаю, решение Google будет несколько отличаться. Если вдруг есть предложения, то с радостью готов обсудить их в комментариях под статьей.
MaterialButtons
MaterialButtons – обновленные более кастомизируемые кнопки. У них есть следующие параметры для кастомизации:
- android:inset (Left, Top, Right, Bottom) — отступ кнопки от края View
- app:backgroundTint — цвет заполнения кнопки
- app:backgroundTintMode
- app:icon — можно добавить иконку, по умолчанию слева от текста
- app:iconPadding
- app:iconTint
- app:iconTintMode
- app:strokeColor — для создания кнопок с обводкой
- app:strokeWidth
- app:cornerRadius
- app:rippleColor
Конечно, эти стили для кнопок всегда можно сделать самостоятельно. Но теперь кастомизация кнопок хорошо работает «из коробки», и это очень удобно.
Например, чтобы сделать кнопку с крестиком, раньше пришлось бы писать два XML файла:
Layout:
<Button
android:layout_width="wrap_content"
android:layout_height="wrap_content"
android:background="@drawable/bg_button"
android:drawablePadding="@dimen/small_gap"
android:drawableStart="@drawable/ic_close"
android:paddingStart="@dimen/small_gap"
android:paddingEnd="@dimen/small_gap"
android:drawableTint="@color/colorAccent"
android:text="Icon button"/>
bg_button.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<layer-list xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android">
<item>
<ripple android:color="@color/colorAccent">
<item android:id="@android:id/mask">
<shape android:shape="rectangle">
<solid android:color="@color/white"/>
<corners android:radius="16dp"/>
</shape>
</item>
</ripple>
</item>
<item>
<shape android:shape="rectangle">
<stroke
android:color="@color/colorAccent"
android:width="1dp"/>
<corners android:radius="16dp"/>
</shape>
</item>
</layer-list>
Теперь описать кнопку можно сразу на месте:
<com.google.android.material.button.MaterialButton
style="@style/Widget.MaterialComponents.Button.TextButton"
android:layout_width="wrap_content"
android:layout_height="wrap_content"
app:cornerRadius="16dp"
app:icon="@drawable/ic_close"
app:strokeColor="@color/colorAccent"
app:strokeWidth="1dp"
android:text="Icon button"/>
Text Fields
Text Fields – тоже претерпел изменения. Теперь текстовому полю «из коробки» можно добавить обводку по контуру, сделать его залитым каким-то цветом, или закруглить отдельные углы.
Как и раньше, можно использовать конструкцию из InputLayout с дочерним EditText, для более удобного для отображения подсказок, ошибок и прочего выделения текста.
- app:boxCornerRadiusTopLeft
- app:boxCornerRadiusTopRight
- app:boxCornerRadiusBottomLeft
- app:boxCornerRadiusBottomRight
- android:hint
- app:hintEnabled
- app:errorEnabled
- app:setError
- app:helperTextEnabled
- app:helperText
- app:passwordToggleEnabled
- app:passwordToggleDrawable
- app:counterEnabled
- app:counterMaxLength
Изменения тоже не очень существенные, но кастомные решения можно разрабатывать теперь намного быстрее. С точки зрения бизнеса, скорость разработки имеет значение, и тут Google постарались неплохо.
MaterialCardView
MaterialCardView – это все старая CardView, но теперь с обводкой по контуру, как у кнопок.
- app:strokeColor
- app:strokeWidth
Итого
Существенных изменений не так много. Новые механизмы кастомизации просто позволяют сделать чуточку проще то, что мы все делали и раньше. Зато появилась проблема совместимости с Support library. Разработчикам библиотек придется переезжать на Android X, что отнимет много времени и нервов. Особенно, если учесть, какая кодовая база сейчас support-ориентированна. Несмотря на то, что Google предоставляет инструмент для автоматизации переезда с заменой всех импортов, работает он не идеально. Подобные переезды на своих проектах все-таки придется пережить с некоторыми трудностями.
На данный момент не все заявленные Material-компоненты реализованы корректно, а некоторые не реализованы совсем. Будем смотреть, будем пробовать.
Автор: Semper-Viventem