«Если бы жители Британии не превышали нормы, установленные здравоохранительными службами, то тогда цены на пиво в барах и вино в супермаркетах пришлось бы поднять в три-пять раз, чтобы производители алкоголя не потеряли в выручке. Все это говорит о том, что они не особо стремятся поддерживать «умеренные» уровни употребления спиртного», — заявил Колин Энгюс (Colin Angus) из Шеффилдского университета (Великобритания).
В последние годы ученые нашли множество намеков на то, что алкоголь не только разрушает печень и вызывает тяжелую психологическую и физиологическую зависимость, но и способствует развитию рака, диабета и множества других тяжелых болезней. Аналогичные новые негативные черты были открыты и у табака.
По статистике ВОЗ, алкоголизм и курение уносят каждый год примерно 3,5 и 5 миллионов жизней, что сопоставимо с числом жертв автомобильных катастроф и некоторых форм рака. Сегодня многие наркологи активно призывают правительства всех стран приравнять спиртное и сигареты и тяжелые наркотики, и запретить их употребление и оборот, так как они уносят не меньше жизней, чем героин или другие опиаты.
Все производители пива, вина и крепких напитков, как отмечает Энгюс, часто заявляют, что они выступают за «умеренное» употребление алкоголя и резко негативно относятся к запоям и пьянству. Британские ученые проверили, так ли это на самом деле, проанализировав то, как много их продукции покупают «обычные люди» и беспробудные пропойцы, не выходящие из запоев месяцами.
Для этого ученые собрали статистику по объемам продаж спиртного в барах и супермаркетах и опросили несколько тысяч пьющих жителей Британии. Их интересовали не только объемы употребленного алкоголя и его тип, но и то, где они предпочитали брать напитки и какие цены их устраивали. Сопоставив эту информацию с объемами продаж, ученые вычислили доли спиртного, которые приходятся обе группы любителей спиртного.
Как оказалось, алкоголики, несмотря на подавляющее численное превосходство «обычных людей», выпивали львиную долю спиртного — на них приходилось примерно 68% от общего объема продаж алкоголя. Они предпочитали покупать спиртное в супермаркетах и винно-водочных магазинах, а не в барах, обеспечивая им до 80% выручки.
Среди пьяниц, как отмечает Энгюс, были свои «чемпионы» — самые пьющие британцы, 4% от общей численности населения страны, выпивали более 25% производимого алкоголя. Если бы они отказались от своей пагубной привычки, то выручка производителей этих напитков упала бы почти на 40%.
Что интересно, эти люди больше налегали на легкие разновидности алкоголя — сидр, пиво и вино — чем на виски, водку и прочие крепкие напитки. По словам медиков, они выпивали 77% пива, 70% сидра и 66% вина, производимого или импортируемого в Британию, и «только» 50% тяжелого спиртного.
Все это, как считают Энгюс и его коллеги, говорит о том, что алкогольные компании беспокоятся только о прибыли, а не о здоровье людей, и что текущие меры по борьбе с пьянством не работают. Их усиление — введение минимальной цены на любую порцию алкоголя и введение новых акцизов — поможет снизить ущерб, который спиртное наносит обществу, заключают ученые.