От идеи до успешного бизнеса лежит длинный и сложный путь с ошибками, потерями, конфликтами и правильно сделанным выбором при каждом важном повороте. Одним из важнейших аспектов бизнеса является его легальное сопровождение и для этого наличие лишь эрудиции предпринимателя и его общих (и зачастую летальных) познаний недостаточно. Своим мнением делится спикер ISDEF2018 Дмитрий Дубограев, основатель и управляющий партнер юридической фирмы femida.us
Система права и практика США многогранны и требуют именно профессионального навыка и практики. В области права особенно много тонкостей, неочевидных для непрофессионального глаза деталей, последствий и нюансов, поэтому в Соединенных Штатах ни один серьезный бизнес, а уж тем более бизнес, основа которого составляет интеллектуальная собственность, не работает без юриста.
Российские ИТ-компании, выходя на рынок США, часто думают, что могут решить все вопросы самостоятельно на основе общих знаний и собственного опыта, используя «специалистов», не имеющих адвокатской лицензии в США. Если ты не умеешь летать на самолете, то эрудиция тебя не спасает, и дилетантский подход зачастую стоит российским предпринимателям времени, денег и порой самого бизнеса.
Казалось бы, что описанные случаи и ошибки присущи лишь стартапам, но, к сожалению, это не так. Даже крупные российские компании (в США они известны как «маленькие» и «средние») пытаются скопировать свой российский опыт и административный ресурс на американскую землю и опять-таки встречаются с непредвиденными последствиями. Своим опытом регистрации компании в США поделилась компания ДоДоПицца, которая после своих злоключений пришла к нам за помощью. В данной статье честно описано про возможные «подводные камни» открытия бизнеса в Америке и почему изначальная «экономия» потом обходится в несколько раз дороже.
Правовая основа компании, договоры между фаундерами, четкие правила игры с инвесторами, выбор места для регистрации, оформление фундамента зашиты интеллектуальной собственности, включая выбор и регистрация товарного знака и названия — это то, что должно делаться в самом начале. Вносить изменения “потом” (обычное пожелание русскоговорящих)— практически невозможно или во всяком случае, дорого и чревато внутренними конфликтами и порой потерей бизнеса или конкурентного преимущества. Поэтому важно именно с самого начала грамотно построить работающие и предсказуемые правовые отношения между фаундерами-партнёрами бизнеса. То, насколько устойчива правовая архитектура бизнеса в долгосрочной перспективе ничуть не менее важно, чем развитие продукта.
У юристов существует негласное правило, что о клиентах можно говорить или хорошо, или ничего. Следует отметить, что большинство наших клиентов могут без ложной скромности гордиться успешным опытом открытия и ведения бизнеса в США. Однако, бывают и случаи, когда клиенты, обращаясь за консультацией юристов, успевают до этого «нахимичить» таким образом, что необходимые усилия юристов возрастают в разы. На какие аспекты, в первую очередь, следует обратить внимание, приняв решение об открытии компании в США?
Выбор места (и сопутствующей правовой основы) для регистрации “вслепую”
Сложности начинаются с самого начала: нужно выбрать место регистрации, юридическую форму компании, определить «правила игры» для будущей компании, защитить название и товарный знак. Даже проблемы с именем компании вызывают катастрофы: некоторые компании при выборе имени используют (иногда специально, иногда нечаянно) марки больших компаний и потом удивляются, что Apple не пропускает их app в AppStore или собственники схожего имени закрывают их сайты или каналы продаж. Другие, не понимая нюансов языка, используют слова в имени, которые не очень лицеприятны или нецензурны: “BS” на английском является устойчивым ругательством (те, кто смотрит американские фильмы, поймут) и не значит best software и даже если слово study (учиться) вам показалось слишком длинным, и вы сократили до stud («жеребец», «кобель»), то вы резко поменяли восприятие профиля вашей компании у потребителей. То есть если с первой регистрационной строчкой возникают такие проблемы, то вы представляете, что творится с текстом контрактов у таких “самоделкиных”.
Выбирать место регистрации компании нужно с оглядкой на корпоративные законы штата, эффективность судов, дружелюбность деловой и правовой среды штата для бизнеса, концентрацию инвесторов и необходимых людских ресурсов, а также «близость» потребителей вашего будущего продукта. Задумываясь о выборе места регистрации компании важно сразу же правильно расставить приоритеты. К примеру, неоправданно большое значение уделяется номинальным цифрам налогов штата, тогда как относительная стоимость ресурсов, расходы присущие данному штату и сложности с логистикой могут оказаться роковыми. Именно поэтому штаты с, казалось бы, самой низкой налоговой ставкой, зачастую являются самыми ресурсозатратными с точки зрения ведения бизнеса. Мечта практически любой российской IT-компании – открыть свой бизнес в Кремниевой долине. Однако начиная изучать данный вопрос более детально фаундеры-владельцы приходят к выводу, что практически все расходы на ведение бизнеса и зарплаты удваиваются и “California Dreaming” становится не актуальной. Поэтому на Гугл можно найти многочисленные ссылки, где Сергей Брин не рекомендует начинать свой бизнес в США из Калифорнии.
Для россиян стало модным делать регистрацию в Вайоминге – а потом фаундеры понимают, что ей невозможно управлять дистанционно и им найти ковбоев в Вайоминге, которые бы знали и понимали, что для перевода денег в Россию нужен «акт приемки». Волшебного места, в котором одинаково хорошо будет все, к сожалению, не существует. Пытаясь сэкономить с неверно проставленными приоритетами, вы подвергаете себя очень большой вероятности убить будущее проекта и надежды на финансирование или реальный рост.
Даже выбирая форму регистрации юридического лица зачастую возникают проблемы. Существует два основных вида: корпорация и LLC. Несмотря на то, что Limited Liability Company (LLC) — вроде как похоже на российское ООО, то есть как бы упрощенно создаётся отдельное юрлицо, которое самостоятельно отвечает по долгам. Однако при более детальном подходе выясняется что данная форма не всегда подходит российским айтишникам, ведь если у LLC, к примеру, ходя бы один из создателей – нерезидент США — то вмененные (то есть вне зависимости от фактической выплаты «дивидендов» владельцу, а лишь на основании заработанной прибыли компании) налоги на нерезидента могут составлять, неоправданно высокую ставку налогов. К примеру, одна из софтверных компаний, которая обратилась к нам post-factum, выбрала LLC как форму юрлица, и сейчас выплаты фаундерам будут подлежать автоматическому максимальному налогу на прибыль (то есть практически в два раза выше, чем при правильном планировании) то есть 39.6%» (вместо “трамповских” 21% процент на корпоративную прибыль., У обоих основных видов компаний есть плюсы и минусы, и они должны быть взвешены в свете конкретных обстоятельств и опыта специалиста.
В США можно разделить два типа регистрации компаний. Первый — метрика, «место рождения» компании. Второй — «квалификация делать бизнес» или некая деловая «прописка». Для «места рождения» нужно выбирать штаты с хорошим корпоративным кодексом: например, Вирджиния — в ней самые быстрые суды и самая передовая, по рейтингу Форбс, правовая среда, или Делавер, Вашингтон, Северная Каролина, Флорида. С другой стороны, тогда как в Техасе тоже хорошая правовая основа, данный штат слишком благосклонно относится к патентным троллям (большинство троллей подают в суд именно в Техасе и для IT компаний это оборачивается огромными расходами) — и таких тонкостей в разных штатах очень много… Эталоном корпоративного кодекса считается Делавер, но для российских предпринимателей — это далеко не всегда лучший выбор, поскольку Делавэр незаслуженно заклеймили как офшор, и с Делаверскими компаниями возникает много проблем при финансовых транзакциях в РФ. В дополнение, Делавер зачастую оборачивается неоправданно дорогой опцией (при большом количестве акций регистрационный сбор может быть до $180,000 в год).
Избежать совершение непоправимых ошибок в фундаменте бизнеса поможет совет доверенного адвоката, который разбирается в нюансах, и может отразить именно ваш бизнес и ваши приоритеты в правовой структуре, особенно, если вы настроены на серьезный рост, масштабирование и инвестиции. Понятно, что не на все правовые задачи может хватить bootstrapping-овых денег, но нужно понимать, что защита должна быть адекватной ценности проекта и необходимо об этом задумываться заранее.
В противном случае, зачастую с русскоязычными получается такая ситуация, которая отражена в слегка запоздавшем диалоге (слегка изменен для целей анонимности):
[7/18/17, 3:34:07 PM] Dmitri I. Dubograev (femida.us): а какая договоренность собственно по владению?
[7/18/17, 3:34:19 PM] ClientA: Устная
[7/18/17, 3:34:30 PM] Dmitri I. Dubograev (femida.us): а представитель в компании является «кем то» пусть даже устно
[7/18/17, 3:34:42 PM] ClientA: Он как бы партнер, но официально это никак не зафиксировано
[7/18/17, 3:35:34 PM] Dmitri I. Dubograev (femida.us): «ну я как бы нобелевский лауреат, только это на бумаге нигде не отражено» :-)
[7/18/17, 3:35:53 PM] ClientA: Типа того)
[7/18/17, 3:36:05 PM] Dmitri I. Dubograev (femida.us): а партнер на какой процент?
[7/18/17, 3:36:36 PM] ClientA: Не знаю точно, подозреваю, что плавающий
[7/18/17, 3:37:02 PM] ClientA: Точных условий не знаю, но можно его вписать куда-то если надо
[7/18/17, 3:40:13 PM] Dmitri I. Dubograev (femida.us): ну то есть он владеет или 1 процентом компании ли 99, начнем с этого.
[7/18/17, 3:43:00 PM] ClientA: Нет, точно не 99. Я бы это и владением-то не назвал, но у него единственного доступ к счетам и нам он отчетов не предоставляет…
Несложно предсказать плачевные последствия такого “бизнеса”. Слегка перефразируя известное выражение – на враче и юристе можно сэкономить, если вас не интересует конечный результат.
Автор: Spbwriter