Сегодня День системного администратора — профессиональный праздник борцов железячно-софтверного фронта и лучших друзей юзеров в бизнесе. По случаю праздника мы попросили рассказать о своём пути к системному администрированию… нашего менеджера по PR. Даже не знаем, повезло вам, что наш менеджер не среди вас или не повезло. В общем, читайте немного необычную историю и судите сами.
Источник
От всей команды RegionSoft Developer Studio мы поздравляем вас с праздником! Желаем успешного ITSM, лучшего из ITIL, беспроблемного SAM, стабильного DevOps и понимать все эти аббревиатуры :-) Далее передаём слово коллеге и напоминаем, что статьи сотрудников в нашем блоге не редактируются и не рецензируются, а позиция компании может совпадать, а может и не совпадать с мнением автора.
Привет!
Первые встречи
Первый системный администратор случился в маленьком, буквально камерном, но государственном вузе. Он был настоящим другом и помощником особо ретивых ребят: выдавал нам проекторы для семинаров и конференций, выписывал во временное пользование старенький ноутбук Rover (однажды забытый мною в троллейбусе, но спасённый) и даже роскошь — новый ноутбук, но не выходя из здания вуза. Если что-то было поломано шаловливыми ручками энтузиастов, он помогал починить и не бежал докладывать о том, что эти студенты в попытках самовольно войти в IT готовы собрать все вирусы и перепроектировать внутреннюю сеть (тогда и защита другой была). Надо сказать, он быстро раскрыл нашу наглую группировку, и защита стала лучше, а студенты получили логины, пароли и права доступа. В общем, мы преподали важный урок — юзерам нельзя доверять даже если это 17-18-летние вчерашние дети с наивными глазами. Тогда о работе сисадмином и речи быть не могло — биржевое дело и матанализ увлекали в разы сильнее и казались перспективнее.
Разумеется, Белфортов из нас не получилось и почти все разбрелись по банковским и налоговым структурам. Меня занесло в одну из крупнейших ИТ-компаний нашего города. И вот там-то появилось первое желание стать именно системным администратором — во-первых, помогать 450 сотрудникам это нереально круто, во-вторых, серверные потрясли своими размерами и оборудованием, в-третьих, казалось, что девушка-админ — это просто +500 к карме. Я себя видела примерно так:
Книги
Однако должность в коммерции не делала эту «мечту» ближе. А значит, нужен выход. Итак, первым выходом оказались книги, а точнее Э. Таненбаум, Компьютерные сети. Мне досталось не самое последнее издание, но читала я буквально взахлёб. В книге есть несколько спорных моментов как в манере изложения, так и в косяках переводчиков, но это настоящий научпоп по сложнейшей теме. В общем, моя принципиальная позиция — каждый начинающий сетевой инженер, системный администратор, разработчик и тестировщик обязаны освоить именно эту книгу. Потом, конечно, «Современные операционные системы».
Одновременно с этим были различные статьи в Рунете, тогда же в жизни появился Хабр. Итак, какие выводы я сделала из работы с книгами.
- Книги, связанные с технологиями, нельзя читать просто так, без карандаша в руке и без тетради перед носом. В принципе, эта истина познаётся в школе и институте, но почему-то быстро забывается в условиях работы. Обязательно нужно выписывать ключевые моменты, сложные определения, разбирать непонятные вещи (например, незнакомые термины стоит изучить дополнительно), рисовать схемы, систематизировать.
- Книги, связанные с разработкой или администрированием, нужно читать с компьютером под рукой — для того чтобы организовать себе практику и тестовую среду. Чем больше вы ковыряетесь в системе / бьёте пальцами по клавиатуре, тем продуктивнее процесс самообразования. Не ленитесь повторить несколько раз одно и то же действие, не стесняйтесь шагнуть вправо или влево, посмотреть окружение процесса.
- Обязательно возвращайтесь к прочитанному пару глав назад — не потому что «повторенье мать ученья», а просто так четко прослеживается связь компонентов изучаемого материала.
- Не нужно бросать или перелистывать то, что не получилось или не понравилось. Обязательно разберитесь, найдите дополнительные источники — иначе именно эта информация станет вашим слабым местом. Мне не давались маски подсети — на них ушло несколько дней и куча найденного материала.
- Если вы начинающий специалист в ИТ-сфере, обязательно найдите книгу «для чайников» и просто прочитайте её — это даст самое общее и упрощенное понимание предмета. Забегая вперед, скажу, что этот способ меня выручил с Python (Стыдно сказать, но знакомство началось с книги Джейсона Бриггса «Python для детей», закончилось началом книги Лутца — пока язык отложен в сторону. О боже, пост уже похож на исповедь человека, который не заканчивает начатое).
Админский пыл за время чтения Таненбаума поутих, а я подросла и поняла, что разработка ПО гораздо интереснее, зажмурилась и пошла учиться на разработчика в местном очень неплохом корпоративном университете.
Боевой опыт
Однако жизнь устроена весьма необычным образом и нередко шутит — из всех предметов почти двухгодичного курса самым крутым и продвинутым оказался курс администрирования Unix. Круто было всё: использовать консоль, составлять сложные многокомпонентные команды (конвейеры), писать скрипты и даже компилировать сишный код в gcc. В то же время я резко сменила работу и абсолютно сознательно отправилась тестировать сложные системы IP-телефонии в ещё одну крупную компанию. Вот там системного администрирования Unix было по уши и выше — у нас была полная свобода не спать по ночам, задерживаться на работе, ковыряться в серверной перед инсталляцией клиентского билда, работать с горой телекоммуникационного оборудования — от мирных Linksys-ок и олдскульных факсов весом 12 кг до Cisco и штучек, которые-нельзя-называть-но-мы-всё-поняли. Поскольку это был первый практический опыт работы с оборудованием и сетями, несколько месяцев были сопряжены с обучением. Выводы также были сделаны.
- Если в компании нет института наставников, обязательно найдите коллегу, который сможет отвечать на ваши вопросы и помогать с важными задачами. Это не значит что нужно вцепиться в рукав и ходить за ним следом или непрерывно звать его, лучше собирать вопросы и задавать в конце или начале рабочего дня. Если это наставник — то для общения обычно оговаривается регламент.
- Не останавливайтесь в изучении теории — подключайте книги, корпоративную базу знаний, специализированные издания, конечно же.
- Пользуйтесь официальной документацией к ПО или оборудованию, заходите на сайты и форумы компаний-вендоров и разработчиков (сколько нервов сберёг за жизнь один только Microsoft TechNet).
- Не скрывайте, если накосячили — ваша скрытая ошибка может повлечь череду проблем у коллег. Обязательно сообщайте о своих проблемах, обсуждайте ошибки, не воспринимайте в штыки чужие промахи.
- Заботьтесь о безопасности рабочего места и рабочего окружения — так вы приучитесь уделять внимание деталям и сохраните свою сделанную работу в безопасности. В одной компании эникеев-раззяв проучивали тем, что сбивали настройки на нелоченном ПК и оставляли заставку экрана с нецензурным требованием следить за безопасностью. 1-го — 2-х раз было достаточно.
- Старайтесь максимально включаться во все процессы и понимать работу изнутри. В среде сисадминов и особенно DevOps-ов есть такая практика: в случае поступившей просьбы от коллеги быстро сделать работу за него, ничего не объясняя, и продолжить свои задачи. Это заманчиво для обеих сторон и не всегда удобно снаглеть и спросить: «А чё-как ты тут сделал? Помедленнее, я записываю». Выберите удобный момент и обязательно разберитесь в том, что не получилось. Это не зазорно.
Через несколько месяцев я легко справлялась со всеми базовыми вопросами работы в консоли (и уже привыкла, что монитор ПК — это, в основном чёрно-белая консоль и скромный GUI нашего ПО), на раз настраивала и проводила репликацию баз данных, делала горячую замену HDD и помогала новеньким настроить весь наш звоняще-слушающий зоопарк. Однако при огромных нагрузках и постоянных переработках зарплата была не фонтан и, когда меня позвали в коммерцию очередной ИТ-компании на вдвое большую сумму, я… не смогла уйти ещё 2 месяца, пока не закончился проект и душа не отпустила потрясающую инженерную работу. Но в итоге разум оказался выше любви к делу и, растирая слёзы по оборудованию, я забрала трудовую.
PR под Windows: вам не показалось
Про дальнейшие места работы говорить стоит не в этой статье, они имеют больше отношения к потоку «Управление», но, скажем так, с конца 2012 года я рука об руку иду с продвижением корпоративного ПО под Windows (с 2013 года — это RegionSoft CRM и все остальные продукты нашей собственной разработки). И, казалось бы, продвигай, пиши релизы и т.д., но нынешняя ИТ-сфера требует иных подходов (и это тоже тема отдельной статьи, которую, конечно, никто не напишет — всё сказано до нас) и в какой-то момент я ощутила, что мне не хватает глубокого понимания работы Windows и Microsoft Server. Дело в том, что продвижение в профессиональной среде должно быть практически на уровне инженерии — только тогда ты с аудиторией на равных. Иначе — подотритесь своими пресс-релизами, они никому не интересны.
Сказано — сделано, я снова зажмурилась и вернулась во всё тот же корпоративный университет на программу «Администрирование Microsoft Server» (7 месяцев). И… это оказалось совершенно другое ощущение от обучения. Когда ты имеешь за плечами опыт, когда работал с Unix, когда есть чёткое понимание того, что такое операционная система изнутри, то остаётся только...
… заново учиться, пытаясь попутно вырубать в голове постоянное стремление сравнивать одну операционку с другой. Конечно, мыслей о windows must die не было (почти), всё же я давнишний пользователь и местами нежный любитель этой операционной системы и даже разработки под неё.
В группе было 12 человек, все с опытом работы, некоторые — эникейщики, некоторые — системные администраторы, некоторые — я, единственное существо женского пола. Через три занятия нас осталось 6 человек, до конца дожили 5. И тут я сделаю очень внезапное для Хабра лирическое отступление — просто потому что Хабр читают и студенты, и начинающие, и желающие «войти в айти после тридцати пяти».
<лирическое отступление>
Я расскажу, почему ушли те 7 человек. Они решили, что системное администрирование — это когда их научат подключать принтер в сеть и расскажут, как смотреть список посещённых сайтов. В их понимании Windows существовала как бы сама по себе — и всё администрирование сводилось к установке и удалению программ и чистке реестра. В некоторых компаниях и ещё кое-каких не-бизнесовых местах так и есть (ещё USB-порты блокируют и флоппики выдёргивают (интересно, все знают, что это или уже выросло поколение…) ). Один только процесс развертывания виртуальной машины уже спугнул слушателей и они ушли, вернув свои деньги. Жаль, конечно: дожившие до Powershell и сдавшие мини-зачёт по нему выходили на улицу в расстёгнутых куртках в минус 20 — ВДВ отдыхает.
</лирическое отступление>
Выжившие сгнездились в первом ряду и погрузились во всё: в групповые политики, безопасность, леса, домены и поддомены, в скрипты, сетевую работу, DHCP, DNS, DFS, Hyper-V и даже SQL (тут на минималках). Занятия проходили стандартно: лекция + практика. Основным сюрпризом, конечно, было то, что все практические задания давались на английском, интерфейс также был англоязычным, за локализацию били по рукам русский включать было запрещено. Это был взрослый, серьёзный опыт — изучать это дело в 32 года, вечером после работы (даже двух), с Unix в голове. Мне хочется, чтобы итог услышали все, кто собрался чему-либо поучиться в такой же ситуации.
- Идти учиться обязательно, даже если вам кажется, что препод в чём-то слабее вас. Во-первых, такие курсы читают практики, во-вторых, вы работаете вживую, в-третьих, вы систематизируете все свои знания и углубляетесь в довольно тонкие моменты, с которыми просто так на практике не столкнёшься, но они могут пригодиться.
- Стоит готовиться к занятиям, использовать тетрадь, по ходу лекции записывать всё, что не ясно и потом самостоятельно восполнять эти пробелы. Так воспринимать в разы проще.
- Дома (на работе) важно развернуть такую же среду, в которой вы обучаетесь, чтобы практиковаться в домашних заданиях или просто повторять полученную информацию.
- Обязательно пользуйтесь ресурсами и литературой.
- Старайтесь понять ценность системного администрирования и себя как работника для бизнеса — сейчас вы не тот человек, который повелевает трафиком, а важная бизнес-единица. В ваших руках лицензирование, безопасность, экономия средств, развитие ИТ-инфраструктуры, сложные задачи по интеграции и введение в работу нового оборудования и ПО. Возможно, за вами DevOps.
- Пишите скрипты — это крутое средство автоматизации, которое к тому же учит достигать цели за минимальное число шагов и не плодить сущности (увы, не всегда получается, иногда скрипт выглядит очень печально, нужно работать над ним).
- Не стесняйтесь задавать вопросы и искать ответы. Да, это не всегда приятно, всё же мы такие взрослые и опытные. Иногда можно в ответ получить молчание. Но мы не в детском саду, чтобы обижаться и оставаться ни с чем.
- Применяйте знания на практике — хотя бы для своего рабочего или домашнего ПК. Знания не лежат мёртвым грузом — они улетучиваются.
Я получила всё, что хотела от курса и даже больше. На данный момент меня радуют все проекты, которыми я занимаюсь, и я чувствую, что теперь качество работы выросло. Ради интереса я сходила на три собеседования на системного администратора. Подробности первого не могу раскрывать, это были органы власти — скажем так, вопросов про Outlook и Excel было больше, чем про сети и домены. А вот два других были очень разными.
Первое — промышленно-торговая компания. Предыдущий боец ушёл в DevOps в другую компанию и оставил ИТ-инфраструктуру в почти идеальном состоянии. Всё по-минимуму: Active Directory, 57 пользователей, удалённые терминалы, немного торгового оборудования и мобильных, периферия, уже в наличии аккуратная (удивительно аккуратная!) политика управления лицензиями, сисадмин в единственном числе.
Второе — ИТ-компания. Что и говорить, я до этого не доросла, дело уже в практике: высоконагруженные системы, Kubernetes, Docker, RHEL/CentOS, миллион вопросов по обеспечению безопасности и отказоустойчивости. Порадовало, что в теории я ответила на большинство вопросов, но в конце собеседования честно призналась, что не готова к практической работе, поскольку знаю об этих технологиях только по книгам и Хабру.
В торговую компанию меня пригласили. Но я повторюсь, что это было только для целей анализа своего уровня, работу я не ищу, поэтому пришлось отказать.
Так я не стала системным администратором. Я встречала разных сисадминов: чисто «башевских» и заросших, крутых парней, способных в одиночку следить за масштабом уровня регионального отделения огромной компании, ленивых и трудолюбивых, вредных и отзывчивых. Мне всегда нравилась работа этих ребят — делать жизнь других людей проще и удобнее. А свою — веселее и разнообразнее, тут юзеры тоже позаботились :-)
Вечер пятницы — любимое время самых жёстких инцидентов. Пусть сегодня будет день-исключение. В общем, всех с праздником!
Наша RegionSoft CRM, которую приятно админить :-)
Наш пока живой Телеграм-канал BizBreeze. Всякое про CRM и бизнес, по уму, без копипаста и на 90% без рекламы. Подписывайтесь.
Автор: Free_Mic_RS