Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:
1) 1898 — 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 — 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.
Я решил написать об этом рекордном безумии серию иллюстрированных постов.
Итак, I период. 1898−1914. Рекорды с №1 по №24.
1. Первый официально зарегистрированный рекорд скорости для автомобиля установил французский граф Гастон де Шаслу-Лоба (Gaston de Chasseloup-Laubat) 18 декабря 1898 года на электромобиле Jeantaud Duc. Рекорд составил 63,15 км/ч. На тот момент этот рекорд не являлся абсолютным рекордом скорости на суше — последний принадлежал рельсовому транспортному средству, британскому паровозу #41 железной дороги Bristol & Exeter Railway, и составлял 131,6 км/ч.
Вот так выглядел первый в истории рекордный автомобиль Jeantaud Duc. Пока ещё в серийной конфигурации.
2. Второй официально зарегистрованный рекорд скорости для автомобиля поставил бельгийский гонщик Камиль Женатци (Camille Jenatzy) месяцем позже — 17 января 1899 года на серийном электромобиле CGA Dogcart. Рекорд составил 66,66 км/ч.
Вот Женатци позирует за рулём:
3. Третий рекорд скорости снова установил Гастон де Шаслу-Лоба, причём в тот же день, 17 января 1899 года! Он снова стартовал на Jeantaud Duc и достиг скорости 70,31 км/ч.
4. Четвёртый мировой рекорд скорости снова поставил Камиль Женатци спустя 10 дней после второго рекорда де Шаслу-Лоба, 27 января 1899 года на электромобиле CGA Dogcart он разогнался до 80,35 км/ч.
5. Пятый мировой рекорд скорости снова поставил Гастон де Шаслу-Лоба — это была напряжённая борьба между французом и бельгийцем. 4 марта 1899 года всё на том же Jeantaud Duc он сумел разогнаться до сумасшедших 92,78 км/ч. Именно в этом заезде на Jeantaud появился обтекаемый кожух — без усовершествований превзойти достижение Женатци уже не получалось.
Вот перед нами Jeantaud Duc с де Шаслу-Лоба за рулём — после финальной попытки. Как мы видели ранее, в серийном варианте у автомобиля тупой нос — но для скорости на него поставлен треугольный рассекатель. Эту модификацию в литературе называют Jeantaud Duc Profilée.
Внешний вид автомобиля:
После окончательного проигрыша Женатци в апреле того же года де Шаслу-Лоба бросил рекордные попытки; он умер в 1903 году в возрасте 36 лет от пневмонии.
6. Шестой рекорд скорости опять же «перехватил» Камиль Женатци — 29 апреля 1899 года. На электромобиле La Jamais Contente, что переводится как «Вечно недовольный» он стал первым человеком, сумевшим преодолеть барьер в 100 км/ч на автомобиле — он разогнался до 105,882 км/ч. Надо сказать, что тремя годами позже Женатци во время попытки побить свой же рекорд на «Серполле» попал в аварию и потерял руку, что не помешало ему ещё годом позже выиграть престижнейшую гонку Gordon Bennett Cup. Умер он в итоге не своей смертью — погиб в 1913 году от несчастного случая на охоте; ему было 45 лет. Незадолго до смерти он пошутил, что умрёт в «Мерседесе»; его друг случайно выстрелил в направлении птичьего крика, который издавал Камиль, чтобы привлечь дичь. По иронии судьбы автомобиль, на котором его везли в больницу — и в котором он умер по дороге, — был именно «Мерседесом».
Вот перед нами La Jamais Contente и его водитель. Бельгийский электромобиль — это настоящий болид, первая в истории гоночная машина со специально спроектированным для гонок обтекаемым кузовом.
Автомобиль сохранился до наших дней и постоянно экспонируется в Национальном автомобильном музее в Компьенском дворце (Пикардия, Франция). Он на ходу и иногда принимает участие в заездах старинных автомобилей.
7. Рекорд Женатци держался относительно долго. Седьмой рекорд скорости был установлен лишь три года спустя французским пилотом и автоконструктором Леоном Серполле (Léon Serpollet). 13 апреля 1902 года на Английской набережной в Ницце он разогнался до скорости 120,80 км/ч на паровом автомобиле собственной конструкции Oeuf de Pâques («Пасхальное яйцо»). Для Серполле это был заезд-реклама его компании, сам он не был профессиональным рекордистом. Скончался он в 1907 году в возрасте 48 лет.
Вот перед нами Леон Серполле забирается в «Яйцо».
8. Восьмой мировой рекорд скорости установил 5 ноября 1902 года американский бизнесмен, носитель знаменитой фамилии Уильям Киссем Вандербильт II (William Kissam Vanderbilt II). Его Mors Z Paris-Vienne был первым рекордным автомобилем, оснащённым двигателем внутреннего сгорания. Рекорд составил 122,44 км/ч.
Перед нами Уильям Вандербильт II на своём «Морсе».
9. Интересно, что девятый мировой рекорд скорости был установлен в тот же день, 5 ноября 1902 года, и тоже на автомобиле Mors Z Paris-Vienne, но — другим пилотом! Отличился напарник Вандербильта по гоночной команде Mors — француз Анри Фурнье (Henry Fournier), показав скорость 123,28 км/ч. Фурнье был «случайным» рекордсменом, он не принимал участие в рекордной гонке, был простым гонщиком, а не рекордистом. Он умер в 1919 году в возрасте 48 лет.
Вот Фурнье — на таком же «Морсе», как и Вандербильт.
10. Ещё более интересно, что и следующий, десятый рекорд установил член всё той же команды Mors всё на том же Mors Z Paris-Vienne. Это произошло 17 ноября 1902 года в Дурдане (Франция), и за рулём рекордного автомобиля был пилот, заявленный как Морис Ожьер (Maurice Augières). Его достижение составило 124,13 км/ч. Это единственный пилот, официально входящий в список обладателей мирового рекорда скорости, о котором ничего не известно, кроме его имени. Вот он за рулём:
11. Рекорды «Морсов» продержались недолго. 17 июля 1903 года в бельгийском Остенде бельгийский же гонщик Артюр Дюра (Arthur Duray) установил одиннадцатый рекорд — 134,32 км/ч на четырёхцилиндровом Gobron Brillié Paris-Madrid. Как и «Морсы», эта машина предназначалась для гонок между городами («Морсы» для гонки Париж — Вена, как следует из названия, «Гоброн Брилли» для гонки Париж — Мадрид.
Но абсолютный рекорд скорости на суше всё равно для автомобилей остался недосягаем — в 1901 году немецкий электровоз Siemens & Halske Drehstrom уже разогнался до 162,5 км/ч.
Машина выглядела вот так:
12. Двенадцатый рекорд скорости для автомобилей снова же установил Артюр Дюра, немного подняв планку. 5 ноября 1903 года на том же Gobron Brillié Paris-Madrid в Дурдане, где ставили свои рекорды «Морсы», он разогнался до 136,36 км/ч.
13. Тринадцатый рекорд скорости установил не кто иной как Генри Форд (Henry Ford). Для него, как и ранее для Серполле, это был способ прорекламировать собственную продукцию. 12 января 1904 года на поверхности замёрзшего озера Сен-Клер Форд разогнался на своём Ford 999 Arrow до скорости 147,05 км/ч. Незадача была в том, что это была первая попытка установить мировой рекорд не на территории Франции или Бельгии. Автомобильный клуб Франции, тогда ведавший рекордами, попытку не признал, поскольку она была проведена не по клубным правилам и не на пляже, как все предыдущие. Но в США рекорд был признан. До сих пор правила FIA (наследницы автоклуба Франции) и Американской федерации отличаются. В частности, попытка Форда считалась в милях, а ACF признавал только километры. Тем не менее, сегодня рекорд считается официальным после какого-то пересмотра 100 лет спустя. Сам Форд больше гонками не занимался (он и на этот заезд пошёл только ради рекламы) и скончался в 1947 году в возрасте 83 лет.
Вот этот адов трактор. Сохранился до сих пор, хранится в каком-то американском музее. Тут за рулём Уильям Форд, внук Генри; фото сделано в 1950-е.
14. Споры относительно признания или непризнания рекорда Форда ещё больше усложнил 28 января 1904 года уже знакомый нам по рекорду №8 Уильям Киссем Вандербильт II. Четырнадцатый мировой рекорд скорости составил 148,541 км/ч, и установил его бизнесмен на автомобиле Mercedes 90HP. Он ездил по европейским правилам (измерение в километрах и на дистанции в километр), но в Дайтоне-Бич (США). Поэтому ACF снова рекорд не признала. А потом признала. Вандербильт основал знаменитую гонку Vanderbilt Cup — первое крупное автоспортивное мероприятие в США. Он увлекался гонками всю жизнь и умер в своей постели в 1944 году в возрасте 65 лет.
Вандербильт за рулём «Мерседеса».
15. Из-за всей этой бюрократии получилось так, что пятнадцатый рекорд оказался меньше предыдущего. Его установил уже знакомый нам Артюр Дюра по правилам ACF в Ницце 31 марта 1904 года на хорошо нам известном автомобиле Gobron Brillié Paris-Madrid. Показатель составил 142,85 км/ч. Дюра больше не ставил рекордов, но выступал в гонках до 1934 года, умер он в 1954 году в возрасте 72 лет.
16. Но вопрос Форда-Вандербильта-Дюра всё-таки был закрыт в тот же день — 31 марта 1904 года. В Ниццу, помимо Дюра, приехал другой пилот «Гоброн-Брилли» — Луи Риголли (Louis Rigolly), он и установил шестнадцатый рекорд скорости, составивший 152,53 км/ч.
Машина Риголли отличалась от машины Дюра, хотя известна также как Gobron Brillié Paris-Madrid. Но двигатель на ней был не 4-цилиндровый, а 8-цилиндровый оппозитный. Вот она.
17. Семнадцатый рекорд скорости установил 25 мая 1904 года бельгийский барон Пьер де Катер (Pierre de Caters) на автомобиле DMG Mercedes Simplex. Рекорд составил 156,50 км/ч. Барон, к слову, чуть позже стал первым бельгийским авиатором и авиастроителем. Рекорд на суше для него был просто одной из игрушек. Скончался барон в 1944 году в возрасте 69 лет.
На снимке аналогичная машина, стартовавшая в Кубке Вандербильта:
18. Восемнадцатый рекорд скорости для автомобилей снова установил Луи Риголли, который не смог смириться с поражением от де Катера. Это произошло 21 июля 1904 года всё в том же Остенде, где ездил де Катер. Риголли использовал машину Gobron Brillié Gordon Bennett и разогнался до 166,66 км/ч. Этот рекорд знаменателен тем, что человек на автомобиле впервые сумел преодолеть планку в 100 миль/ч. А про Риголли я толком ничего и не знаю.
К тому времени, к слову, железнодорожные транспортные средства подняли планку абсолютного рекорда до 210,2 км/ч — этот результат показал немецкий электровоз AEG Drehstrom-Triebwagen 28 октября 1903 года. Так что автомобили по‑прежнему оставались более медленными.
19. Девятнадцатый рекорд скорости для автомобилей 13 ноября 1904 года в Остенде установил француз Поль Бара (Paul Baras) на автомобиле Darracq 100 hp Gordon Bennett. Его скорость составила 168,22 км/ч. Бара был известным пилотом, он стартовал в первых Гран-При. Умер он в 1941 году в возрасте 71 года.
На снимке Бара, инженеры и руководители компании позируют для рекламной фотографии у рекордного Darracq 100 hp. Фирма активно использовала мировой рекорд для маркетинга.
20. С двадцатым рекордом вышла целая история. 24 января 1905 года французский пилот Артур Макдональд (Arthur MacDonald) (он был английского происхождения) на пляже Дайтона-Бич в США установил на своём Napier 6 рекорд, показав скорость 168,42 км/ч (побив Бара на 0,2 км/ч!) Чуть позже в тот же день и в том же месте американец Херберт Боуден на Mercedes Flying Dutchman («Летучий голландец») перекрыл это достижение, но был дисквалифицирован, поскольку его автомобиль превысил максимально разрешённую на тот момент массу (позже эти ограничения сняли). Достижение осталось за Макдональдом.
Вот Макдональд перед заездом. Это был первый рекорд скорости, установленный в США и сразу беспрекословно признанный ACF.
21. Двадцать первый рекорд скорости 30 декабря 1905 года установил француз Виктор Эмери (Victor Héméry) в Арле на восьмицилиндровом Darracq V8 Special. Рекорд составил 174,74 км/ч.
Очень опасная машина — максимально облегчённая, одно шасси и двигатель. Вот Эмери и его «Даррак».
Интересно, что она сохранилась до сих пор и на ходу. Человек в современном шлеме смотрится за рулём странновато.
22. А вот двадцать второй рекорд скорости стал весьма нерядовым. Установил его американец Фред Марриотт (Fred Marriott) 26 января 1906 года на специальном рекордном автомобиле Stanley Rocket. Интересно то, что этот автомобиль был паровым, и Марриотт разогнался на нём до 195,65 км/ч. Что же такого необычного, спросите вы, ведь паровые машины и до того принимали участие в рекордной гонке? Дело в том, что рекорд Мариотта для паровых автомобилей был побит лишь 103 (!!!) года спустя, а августе 2009 года; побит всего на 28 км/ч, и для этого группа инженеров провернула неимоверную работу. Но это совсем другая история.
Интересно, что во втором заезде Марриотт разогнался до скорости 205,352 км/ч, но этот рекорд был признан только американской федерацией, потому что мерился на миле, а не на километре.
В 1907 году Марриотт предпринял попытку побить свой рекорд, но попал в аварию и разбил свой Stanley Rocket. Сам он выжил, но после восстановление больше не принимал участие в гонках. Скончался он в 1956 году в возрасте 84 лет.
23. Но если рекорд для паровых машин стоял более века, двадцать третий рекорд скорости был поставлен довольно скоро, в 1909 году.
Тем не менее, прежде чем говорить о нём, стоит отметить неофициальный рекорд, который 24 января 1907 года установил американский пилот Гленн Кёртис на… мотоцикле собственной конструкции Curtiss V8 40hp. В тот день на пляже Ормонд-бич во Флориде Кёртис умудрился разогнаться до скорости 219,45 км/ч — но, к сожалению, по американским правилам. Поэтому рекорд не был признан ни автомобильной, ни мотоциклетной европейскими федерациями (тем не менее, сегодня его рекорд включается в перечень рекордов скорости как первый мотоциклетный заезд, в ходе которого вообще велись замеры; впрочем, для него это был уже второй подобный неофициальный рекорд). При том, что для мотоциклов этот рекорд оставался непокорённым ещё в течение 20 лет.
Вот старая открытка с наложенным на пляжный фон студийным изображением Гленна Кёртиса на рекордном мотоцикле.
Официально же двадцать третий рекорд скорости для автомобилей был установлен 6 ноября 1909 года в Великобритании, на автодроме в Бруклендсе уже встречавшимся нам ранее Виктором Эмери (ему принадлежал показанный в 1905 году 21-й абсолютный рекорд скорости) на могучем 200-сильном Blitzen Benz n°1. Его достижение составило 202,68 км/ч.
Вот Эмери в «Бенце» прямо перед рекордным заездом.
Сам Эмери впоследствии много выступал в гонках, но из рекордных соревнований ушёл. Скончался он в 1950 году в возрасте 74 лет.
24. Blitzen Benz оказался настолько многообещающей машиной, что на нём же был установлен и следующий, двадцать четвёртый рекорд скорости. Правда, из-за разницы в рекордных правилах, действовавших в Европе и США, снова вышла неразбериха.
Как уже говорилось выше, основным разночтением была дистанция, на которой замеряли скорость. Американцы мерили на миле, европейцы — на километре. Те, кто подходил к делу ответственно (например, Фред Марриотт) делали замеры на обеих дистанциях, чтобы попасть в рекордные сводки обеих частей мира.
В общем, 23 апреля 1910 года американец Боб Бёрман на Blitzen Benz разогнался до скорости 227,513 км/ч, но так как замер делался на миле, европейцы в лице федерации AIACR его не признали. Очередной конфликт вынудил AIACR немного поворочаться и, наконец, разработать правила, которые могли бы однозначно действовать и в Европе, и в США. Правила звучали следующим образом: чтобы нивелировать действие ветра, рекордный заезд должен быть проведен в две стороны с разницей не более чем в 1 час между заездами, а рекордом считается средний показатель. На миле он показан или на километре — это теперь стало неважно.
Американцы новые правила, естественно, не признали. Но теперь у AIACR был совершенно легальный повод не признавать американских рекордов вообще — правила были сформулированы чётко, а американцы ездили только в одну сторону, без второго заезда.
24 июня 1914 года в Бруклендсе был поставлен, наконец, 24-й рекорд скорости, уже по новым правилам. Его установил британец Лидстон Гренвилль Хорнстед (Lydston Granville Hornsted) на всё том же родимом Blitzen Benz (теперь уже с порядковым No.3), и составил он 199,7 км/ч. Вы спросите — а почему это вообще рекорд? Он же меньше 23-го?
Да просто решили с момента введения новых правил «обнулить» старые, как будто двадцать четвёртый рекорд стал первым.
Вот Хорнстед перед заездом:
Интересно, что Лидстон Хорнстед был сыном посла Великобритании в России и родился в 1887 году… в Москве. А вот когда он умер, я не знаю.
Во второй части поста мы посмотрим на то, как резко изменилась индустрия рекордных автомобилей в 1920-е годы. Не переключайте канал.