Там короче когда он первый раз включается (или батарейки сели), надо типа откалибровать экран и выставить время с датой. Вот это первый и последний тупак в Palm OS третьей версии. Потом, ты не поверишь, все летает. Нажимаешь на приложение, и оно открывается вчера. Дыщь, и у тебя заметки, контакты, пасьянс, книги, словари. Все моментально, даже если софт кривой, то крашится как ракета на стартовом столе — без этих томительных секунд ожидания.
Cравнимый экспириенс в 2018 году можно получить, если вы только что купили новейший, распоследний айфон или флагманский андроид. Вот первые три часа будет так же, потом всё: тупак, лаги, ну вы знаете. Сегодня я расскажу про карманный персональный компьютер Handspring Visor. Это представитель боковой ветви эволюции портативных компьютеров. Маленький, дешевый, быстрый и четкий. Он не выжил, и в этом виноваты все мы. И я тоже виноват, потому что давным давно променял минимализм ранней Palm OS на дорогую тупизну универсального устройства, сначала на Windows Mobile, потом на iOS/Android.
История платформы Palm интересна не техническими находками и прорывами (хотя они там, безусловно, были), а какой-то перманентной борьбой с корпоративной бюрократией, начиная с первого провального устройства Zoomer, разработанного основателем Palm Джеффом Хокингсом. Потом были слияния и поглощения, US Robotics и 3com, потом типа «независимость», да такая, что основатели покидают свою же компанию и создают конкурента. Да, еще сам основатель Palm заметно отличается от прочих стивов джобсов и биллов гейтсов тем, что карманные мобильные устройства никогда не были его основной целью в жизни.
Он вообще всегда интересовался механизмами работы
Заметки коллекционера
Если вы хотите иметь под рукой, для ностальгических целей или зачем-то еще, единственный КПК на базе Palm OS, то Handspring Visor — не самый очевидный выбор. С точки зрения функциональности логично брать самые современные устройства — Palm Tungsten T5 или что-то такое. Мы же можем позволить себе цветной экран в 2018 году? Самые стильные пальмы — конечно же Sony CLIE. Раритеты — это легендарный тонкий Palm V. Даже у Handspring, если уж выбирать из недолго прожившей серии Visor, есть Visor Edge, невероятно тонкий девайс с очень приятным дизайном.
Вот и начал я с серии Edge, потому что когда-то давно, в начале 2000х, у моего коллеги такой был, а у меня нет, а мне было завидно. Visor простой (точнее модель Deluxe) я купил по простой причине: нашел новый и за копейки, в комплекте с модулем пейджинговой связи, которая уже сто лет как не работает. Как обычно, «экономия» на удачной покупке была напрочь утеряна покупкой различных аксессуаров — если уж есть возможность расширять функциональность, то надо расширять! Со временем модные и тонкие Visor Edge отправились на склад: у двух имевшихся у меня экземпляров были полумертвые встроенные аккумуляторы, а тонкий дизайн оказался не так удобен в повседневном использовании.
Простой Handspring Visor Deluxe оказался комфортным, с неубиваемым пластмассовым корпусом. Он работает от батареек ААА, которых можно купить ведро и решить вопрос автономности навсегда. Модули расширения SpringBoard не выпирают так сильно, как у Edge, выглядят достаточно органично, особенно когда цвет КПК совпадает с цветом модуля. Handspring Visor — это не для коллекции, это если вы вдруг до сих пор используете Palm OS ежедневно. Такой КПК, в отличие от более модных, современных, цветных, универсальных, с меньшей вероятностью вас подведет.
Palm OS в 2018 году
Все очень плохо. Четыре года назад, когда я помогал готовить этот пост, сайт Palm еще работал, поддерживаемый компанией HP. С тех пор то немногое, что осталось от Palm, было продано китайской компании TCL, сайт был выключен. Короче найти софт для работы с КПК Palm не то, чтобы сложно. Но в процессе вам не будет предоставлено вообще никакой поддержки от производителя. Для синхронизации с компьютером и установки программ вам нужен Palm Desktop — софт уже пожилой, плохо работающий под 64-битными ОС, зато прекрасно работающий (в версии 4.х) под Windows 98.
С модулями расширения ситуация еще хуже. В командировке в США я купил новый, в упаковке модуль, превращающий КПК в MP3-плеер. Коробку я с собой взять не мог — не было места в чемодане — и вместе с коробкой случайно выкинул диск с софтом. В результате способа залить новую музыку на карту памяти с проприетарной, уникальной файловой системой, у меня нет — возможно только путем давно забытого ПО под Linux. Скачать «с сайта производителя» тоже не получится: сайта нет, а когда он работал, там не было софта. В 2000-м году не было у компаний привычки выкладывать драйверы и софт на сайте. В лучшем случае там был интернет-магазин и телефон техподдержки.
В свете этого стремительно деградирующего инфопространства хочется поблагодарить ответственных за те ресурсы, что работают поныне (на помент публикации). Это, например, каталог программ на сайте компании Макцентр hpc.ru, сайт прекрасного, и бесплатного русификатора Cyrhack, и сайт программы для чтения книг iSilo. Кстати, если вы много лет пользовались iSilo бесплатно, у вас есть шанс всего за 10 долларов купить лицензионную версию!
Модули расширения Springboard
До появления устройств Handspring, карманные компьютеры Palm оставались вещью в себе: вот вы что купили в магазине, тем и пользуйтесь. 8 мегабайт памяти (а более дешевые версии имели и два мегабайта) — это было маловато уже в начале 21-го века. У конкурентов на Windows CE с расширяемостью проблем не было. Если я не ошибаюсь, первым КПК на этой платформе с расширяемой памятью стал Palm m500, модель 2001 года.
Слот расширения Handspring был не только и не столько про память. Хотя сейчас первое, что вы должны купить для вашего нового-старого Visor — это адаптер Springboard для карт CompactFlash. Он вам позволит прямо на КПК делать бэкап, чтобы не жалеть о потерянных данных, когда вы неизбежно забудете про ваш девайс на месяц или полгода, и у него сядут батарейки. Возможно у вас возникнут проблемы с поиском карт совсем небольшого размера, но продавец модуля снабдил меня обширным ассортиментом карт на 16 мегабайт (не гигабайт, а мегабайт!).
Так вот, софт, необходимый для работы модуля Springboard, хранился на самом модуле. Вы вставляете модуль, и он сразу же запускает ПО, необходимое для его работы! Не надо ничего скачивать, устанавливать с диска с драйверами. Аппстор и интернет, естественно, тоже не нужны. Только если вам требуется что-то для работы с модулем на большом компьютере. Или если у вас модуль для навигации, к которому нужно установить объемные карты.
Честно говоря, я попробовал сразу два разных модуля GPS, и это какой-то ужас. Я даже не буду говорить о холодном старте в течение 15 минут. Однобитные растровые карты с посредственными способностями по прокладке маршрута — это слишком далеко от моих представлений о нормальной навигации. GPS на Palm с монохромным экраном — это proof of concept, демонстрация технологии. Мне жаль тех, кто эти технологии 18 лет назад реально использовал, я теперь понимаю их боль.
А вот камера — это интересно. Прежде всего, я и здесь взорвался на мине отсутствующего софта. Купил модуль eyemodule недорого. Как и было обещано, фотографировать вы можете сразу после того, как воткнете модуль в слот Springboard. А вот переносить фото на ПК — нужен специальный софт-расширение (conduit) для Palm Desktop. И вы его не найдете нигде. Я пробовал, у меня по крайней мере не вышло. Пришлось заказывать более продвинутую версию eyemodule2, новую в упаковке, в комплекте с фирменным компакт-диском, который я тут же залил в разнообразные облака.
Мобильная фотография в 2000 году выглядела примерно так:
Максимальное разрешение — 640х480, таких фотографий в 8-мегабайтный Visor Deluxe помещается около 50. И нет, вы не можете запостить их сразу в Инстаграм. Инстаграма еще не существует.
Фотографии выше сняты с помощью Handspring Visor Deluxe + eyemodule2 (2000 год), и Samsung Galaxy S9 Plus (2018). Для сохранения объективности я не стал подписывать, где какое фото. Сможете определить? Такое ощущение, что за эти 18 лет произошел значительный прогресс в мобильной фотографии, в средствах потребления контента. По части программ, приносящих пользу (ведение расходов, календарь, контакты, заметки) — однозначно стало удобнее. Стало ли продуктивнее? Не уверен.
На экране, когда вы пытаетесь, так сказать, выстроить кадр, вы видите вот это. Не самый лучший метод даже по сравнению с цифровыми фотоаппаратами того времени. Но что-то в этом есть. Пару лет назад я взял Handspring Visor с фотомодулем в отпуск. И понял, что у него есть два преимущества. Во-первых, качество фотографий всегда приятно удивляет: по определению ожидаешь худшего. Во-вторых, композиция и ассортимент фото всегда удивляет, снимаешь-то почти вслепую.
А по ночам вообще красота получается!
Устройство не для масс
Компания Palm, воссоединившаяся с Handspring, как Apple со Стивом Джобсом, похоронила Palm OS за 4 года до собственной смерти в недрах HP. Судьба этой компании отчасти похожа на судьбу Nokia: и в том, и в другом случае произошел отказ от собственной программной платформы в пользу платформы Microsoft (Windows Mobile и Windows Phone соответственно). В обоих случаях такой отказ не привел ни к чему хорошему, хотя скорее всего был неизбежен. Дело не в Microsoft: что Symbian, что Palm OS явно проигрывали в конкурентной борьбе новым платформам iOS и Android. Кстати, чем занимался основатель Palm Джефф Хокингс в 2007 году, когда был представлен первый Apple iPhone? Он демонстрировал прототип нетбука.
Нет, серьезно. Думаю, еще до исторической презентации Стива Джобса было понятно, что основным устройством большинства потребителей станет смартфон. Или планшет. Ну точно не ноутбук. Тем более, если этот ноутбук не способен работать сам по себе, только в связке со смартфоном Palm Treo. Зачем? But why? WTF? Моя версия: Хокингс вспомнил о своем давнем увлечении на стыке полупроводников и биологии. И вот так вот красиво ушел: вот вам классная железка. Не нравится? Ну ладно, я тогда пожалуй пойду.
Оставшаяся без основателя Palm сделала попытку конкурировать с Apple и Google, отказавшись и от PalmOS, и от Windows Mobile (последняя на тот момент была похоронена и самой MS), разработала собственную платформу WebOS. Но кажется то ли время было потеряно, то ли универсальные, нагруженные фичами с горкой мобильные устройства не были тем, что эта компания умела делать.
Так вот, мое предположение заключается в том, что в виду сложности с упаковкой «больших» технологий в маленький корпус по разумной цене, компании Palm какое-то время удавалось даже быть лидером рынка КПК за счет своих уникальных нишевых качеств. Ограниченное в возможностях железо, но длительная работа от батарей. Но быстрый, максимально оптимизированный софт. Но удобный интерфейс, умело обходящий очевидные недостатки железа. Заточенность под небольшое количество хорошо работающих приложений: органайзер, телефонная книга и подобное.
Могло ли такое устройство быть востребованным сейчас? Почему нет, мы можем позволить себе иметь не один мобильный девайс, а два (три, восемнадцать) — они теперь стоят недорого. Ближайший современный аналог КПК — электронная книга: нишевый продукт, который не приносит миллиарды, но вполне успешен. 10 лет назад — ну вряд ли. Сегодня Palm имела бы шанс на жизнь в качестве нишевого производителя заточенных под две-три задачи устройств, которые выполняют эти три задачи идеально. У нее была бы верная аудитория в пару миллионов человек, готовая платить за удобство, недостижимое на «обычных» смартфонах. Она смогла бы существовать за счет наличия качественных OEM-производителей в Китае и в принципе дешевого железа.
А в 2007 была ситуация «пан или пропал». Невозможно конкурировать с Apple, продавая устройство с 10% фич за 80% стоимости. Невозможно привлекать сторонних разработчиков софта древней и неудобной платформой. Нельзя пытаться объять необъятное, создать второй Android, если вы, как компания, всю жизнь занимались не этим. Двадцатые годы двадцать первого века могут стать эпохой нишевых устройств, с которыми не могут конкурировать неповоротливые гиганты рынка. Но Palm эта блестящая перспектива не поможет — компания прожевана челюстями слияний и поглощений, замотана патентными и юридическими коллизиями, и больше не существует. Жаль, но такова жизнь. Хорошо, что 18 лет назад ответственные за создание этой компании люди сделали такие устройства, которые работают до сих пор, и кажется проработают еще лет двадцать.
Автор: Константин