Центральный банк РФ выпустил разъяснение по вопросам применения отдельных положений Федерального закона "О национальной платежной системе". В частности, из сообщения ЦБ следует, что к нарушениям закона относятся:
… схемы расчетов … предполагающие использование
авансов физических лиц по оплате услуг мобильной связи для расчетов с поставщиками услуг (товаров, работ) посредством, как правило, мобильных телефонов … за счет предварительно предоставленных денежных средств, учитываемых без открытия банковского счета
Беспокойство регулятора вполне объяснимо. Жалобы на "пропавшие деньги со счёта" появились задолго до интернет-кошельков и платёжных систем. А с введением всё новых и новых услуг, в том числе не имеющих отношения к операторам сотовой связи, претензий от пользователей становится все больше.
Федеральный закон "О национальной платежной системе" запрещает оплату с авансового счёта мобильного оператора, только когда она осуществляется с помощью организаций, не являющимися кредитными. Оплата приложений в Яндекс.Store проходит через небанковскую кредитную организацию "Яндекс.Деньги" с участием их партнёров — тоже кредитных организаций.
О каких конкретно партнёрских компаниях идёт речь, неизвестно. Ася Мелкумова, пресс-секретарь Яндекс.Денег (отдельная компания в собственности "Яндекса" и - скоро - "Сбербанка"), пояснила:
"Яндекс.Деньги не раскрывают детали коммерческих отношений со своими партнёрами, в том числе по проекту Яндекс.Store".
Компания Мегафон сообщила Roem.ru, что использует электронные денежные средства:
Платежи в Яндекс.Store идут в полном соответствии с законом о национальной платежной системе (ст. 13). Они осуществляются через кредитную организацию, которая осуществляет для этой цели эмиссию электронных денежных средств (эдс).
МТС использует промежуточный банк:
Все расчеты абонентов МТС с лицевого счета за товары и услуги, поставляемые третьими лицами, осуществляются строго в рамках законодательства, регламентирующего расчеты электронными денежными средствами и мобильной коммерции. При покупке приложений в интернет-магазине Яндекс.Store оплата с лицевого счета абонента МТС осуществляются с участием банка (оператора электронных денежных средств), как и предусмотрено законом «О национальной платежной системе» - абонент оператора связи дает поручение о выводе части средств в пределах остатка средств на лицевом счету в банк, а уже банк, совершает платеж по поручению клиента исключительно на основе электронных денег.
Опубликованное разъяснение ЦБ предостерегает от использования премиальных SMS, практикуемых при оплате за контент-услуги, в которой не требуется участие банка или платежной системы. Закон «О национальной платежной системе» вступил в силу в сентябре 2011 года и законодательно закрепил действующие сегодня принципы мобильной коммерции.
Банковская схема применяется и в компании ВымпелКом "Билайн":
Оплата приложений из магазина Google Play осуществляется с помощью услуги "Мобильная коммерция", которая реализована совместно с Альфа-Банком и действует в полном соответствии со ст.13 ФЗ "О национальной платежной системе". Поэтому данный сервис полностью соответствует законодательству.
Компания объяснила подключение Google Play, но несколько неожиданно ответила на уточняющий вопрос о партнёрстве с Яндексом:
Оплата покупок в Яндекс.Store со счета мобильного телефона у нас не реализована. Прямого соглашения (как с Google Play) у нас нет. Подробности того, как это реализовано лучше уточнять в Яндексе (в Яндексе нам подтвердили, что, используя билайновский номер, вполне можно покупать программы в Яндекс.Store - Roem.ru).
Кроме счёта мобильного телефона, свежее пояснение ЦБ РФ описывает использование "электронных кошельков" на интернет-сайтах и выпуск "подарочных", "накопительных", "дисконтных", "бонусных" карт, предполагающих платежи в пользу кого-то, кроме продавца-эмитента таких карт.