Поговорке «хороший дизайн — это дизайн, в котором все очевидно» сто лет в обед, и я уверен, что в каком-то виде она существовала и в прошлые века, применительно к хорошей еде, музыке, архитектуре, одежде, философии и вообще чему угодно.
Мы забываем, что перемены в человеческом мышлении происходят крайне медленно, и те знания о поведении людей, которыми мы располагаем сейчас, не устареют еще лет пятьдесят или около того. Чтобы всем было проще, мы должны последовательно придерживаться нескольких принципов, которые будут напоминать нам, как делать продукты с хорошим дизайном. Неплохо бы напоминать себе об этих принципах хотя бы раз месяц, пока не начнем им жить и дышать.
Возможности человеческого мозга не меняются из года в год, поэтому у результатов исследований поведения людей очень продолжительный срок годности. То, что было сложно для пользователя двадцать лет назад, остается сложным и сегодня.
— Дж. Нильсен
«Не заставляйте меня думать: дубль два»
Еще в далеком 2000 году, после дотком-бума, Стив Круг изложил некоторые полезные соображения, которые до сих пор не потеряли своей ценности и актуальности. Даже за то время, которое прошло с публикации нового издания ничего, по сути, не изменилось. Да, вы можете мне сказать, что теперь все выглядит по-современному, что сайты лучше структурированы и используют продвинутые технологии (прощай, флэш!). Но я говорю о другом — поведение людей ничем не отличается. Принцип «не заставляйте меня думать» всегда будет полезен для любого продукта, с которым мы взаимодействуем, будь это микроволновка, телевизор, смартфон или машина.
«Ваша цель — сделать каждую страницу или каждый экран самоочевидными, чтобы среднестатистический пользователь мог бы после первого же взгляда сказать: «Все ясно»». — Стив Круг
1. Люди не читают, а пробегают глазами
Причина проста: у нас есть миссия и мы ищем только то, что нас интересует в связи с ней. Например, я с трудом припоминаю случаи, когда читал текст на странице продукта от и до. Почему? Потому что большинство пользователей в Сети пытаются сделать что-то конкретное, причем как можно быстрее. Нам некогда читать больше, чем строго необходимо. И тем не менее, мы продолжаем нагружать страницы текстом — нам кажется, что людям же надо все это знать. Или, как говорят некоторые дизайнеры, «это делает опыт богаче».
Что мы делаем vs Что нужно пользователю
Вставляйте побольше заголовков — они объясняют, в чем суть каждой секции и нужна ли она данному конкретному пользователю. Так или иначе, это помогает решить, стоит ли просматривать страницу дальше или лучше уйти.
Делайте параграфы короткими — в длинном текстовом фрагменте читатель с большей вероятностью собьется, к тому же пробегать их глазами сложнее, чем череду небольших параграфов. Всегда найдется какое-нибудь место, на котором текст можно безболезненно разбить на две части.
Используйте списки — оформить в виде списка можно практически что угодно. У вас есть предложение, где много всякого перечисляется через запятую? Это, считайте, готовый список. Также не забывайте оставлять немного пустого пространства между пунктами списка — так удобнее читать. Для примера можно взять тот же Medium.
Выделяйте ключевые фразы — существенная часть просмотра страницы заключается в поиске определенных ключевых слов и фраз. Выделив их жирным шрифтом, вы упросите пользователю задачу. Только не переусердствуйте — если выделений слишком много, они теряют эффективность.
2. Выстраивайте эффективную визуальную иерархию
Другой важный аспект, который помогает пробежать страницу глазами — наличие правильной визуальной иерархии. Нужно ясно дать понять, что внешний вид страницы отображает отношения между элементами. Вот парочка правил, которые помогут этого добиться:
Чем важнее элемент, тем сильнее он должен выделяться. Самая ключевая информация должна быть прописана либо крупнее, либо жирным шрифтом и привлекающим внимание цветом.
Если между элементами существует логическая связь, они должны быть связаны и визуально. Например, похожие элементы можно оформить в одном стиле или вынести под один заголовок.
3. Не изобретайте велосипед
Нам кажется, что людям хочется чего-то нового, чего-то, чего у них еще нет. Но мы забываем, что на рынке сейчас огромное количество приложений и каждое из них претендует на наше время. У каждого из них свой набор интеракций, и нам приходится их осваивать. И иногда у нас просто мозг взрывается: «Что, еще и в этом приложении разбираться?!».
Когда нас просят спроектировать что-то с нуля, у нас, как у дизайнеров, появляется искушение изобрести заново велосипед. Ведь делать так, как делают все остальные, это вроде бы неправильно. Нас взяли на работу затем, чтобы мы чем-то выделялись. Да и награды с дифирамбами в нашей отрасли обычно получают не те, кто «наилучшим образом использовал общепринятые практики» в своем дизайне.
Прежде чем изобретать велосипед, вам необходимо осознать, какие объемы ценностей (время, силы, знания) были вложены в то, что вы сейчас пытаетесь оспорить и модернизировать.
4. Инструкции к продукту должны вымереть
Наша задача — сделать все прозрачным и очевидным. Ну или если не получается очевидным, то хотя бы говорящим само за себя. Главное, что нужно знать об инструкциях — никто не станет их читать. Нужно стремиться к тому, чтобы вообще убрать их из продукта и сделать все не нуждающимся в объяснениях. Но если уж без инструкций никак, урежьте их по максимуму. Хотя, серьезно, читать их все равно никто не будет. Обычно мы просто продираемся сами, как можем.
Если в продукте не все сразу очевидно, то он, по крайней мере, должен говорить сам за себя.
Для примера возьмем IKEA. Если поручить среднестатистическому человеку собрать гардероб из IKEA, я убежден, что в большинстве случаев он справится. Почему? Потому что, опять же в большинстве случаев, нам понятно, как его собирать, если перед глазами лежит картинка. Но даже в тех ситуациях, когда человеку приходится заглянуть в инструкцию, в ней нет слов — только изображения.
5. Никому не интересно, как работает ваш продукт
Основная масса людей не испытывает потребности знать или понимать, как именно работает ваш продукт. И дело тут вовсе не в глупости — им это попросту безразлично. Им важно разобраться, как использовать продукт, и после этого они скорее всего не станут переключаться на что-то другое.
Рассмотрим для примера Apple AirPods. Вряд ли кто-то не согласится, что в плане звучания это один из худших вариантов, за такие-то деньги. Но наблюдая за тем, как люди с ними работают, я понимаю истинную причину, по которой они покупают этот продукт. Им не приходится ломать голову, почему что-то не работает. Можно даже не заметить, что в нем применяются новые технологии.
Я смотрю, как взаимодействует с ними моя мама: она ни разу не спросила у меня, на каких технологиях они базируются и каков принцип работы. Она знает только, что если открыть футляр рядом с девайсом, соединение установится автоматически. Все просто.
6. Люди не выискивают «тонкие намеки» — им некогда
Самое мое любимое. Мы, дизайнеры, любим добавлять на радость пользователям ненавязчивые эффекты, красивые мелочи, вызывающие восторг. Так ведь? А что если я скажу вам, что пользователи к ним равнодушны? Сколько бы они ни уверяли вас в обратном, на самом деле, так оно и есть. В самый первый раз? Может быть. Во второй? Ну, куда ни шло. В третий? Нет, ну правда, сколько раз я еще должен это отсмотреть, чтобы вам хватило?
Почему так происходит? Потому что жизнь — это куда более жесткая и стрессовая среда, чем
приложения с их неброскими эффектами и восторгами. Ну, например, вы отец, ваш ребенок вопит, что хочет мороженого, собака лает, потому что кто-то позвонил в дверь, а вы пытаетесь забронировать билет на поезд, который уходит через сорок минут. В такой ситуации люди плевать хотели на тонкие намеки. С другой стороны, это не значит, что их нельзя использовать — можно, но так, чтобы путешествие пользователя не сходило с рельсов.
7. Фокус-группы и тесты на юзабилити — это разные вещи
Фокус-группа — это небольшая группа людей, которые сидят за столом и обсуждают какие-то проблемы. Они высказывают мнения о продукте, говорят о своем прошлом опыте, эмоциях и реакциях, которые вызывают новые концепты. Фокус-группы — отличный способ определить, чего хочет ваш аудитория.
Тест на юзабилити заключается в том, что вы наблюдаете, как пользователь, один на тест, пытается с чем-то работать (в данном случае — с вашим продуктом). При этом вы просите его выполнить те или иные операции, чтобы понять, не нужно ли что-то поправить в концепте. Соответственно, при работе с фокус-группами вы слушаете, на тестах юзабилити — смотрите.
8. Мы позволяем чувствам взять верх над рабочими процессами
У все нас, людей, которые занимаются проектирование продуктов, случаются моменты, когда мы говорим: «Я ведь и сам пользователь, я знаю, что хорошо, а что плохо». И по этой причине мы испытываем довольно сильные эмоции по поводу своих предпочтений. То нам нравится, а это мы считаем головной болью.
При работе в команде сложно бывает оставить все это за порогом. В итоге мы имеем целую комнату людей на эмоциях с категоричными убеждениями, каким должен быть дизайн хорошего продукта. Мы склонны думать, что все остальные пользователи разделяют наши чувства.
9. Мы задаем не те вопросы
Задавать вопросы типа: «Нравятся ли людям выпадающие меню?» — это непродуктивно и не принесет никакой ценности. Правильнее формулировать вопрос так: «Будет ли это конкретное выпадающее меню на этой конкретной странице способствовать формированию позитивного опыта для людей, которые с наибольшей вероятностью зайдут на сайт?».
Нам нужно отвлечься от вопросов в духе «нравится ли людям?..» и глубже погрузиться в стратегический контекст дизайна.
Причина в том, что сосредотачиваясь на абстрактных предпочтениях, мы впустую теряем силы и рассеиваем внимание. Тесты на юзабилити отметут все эти нравится-не нравится и покажут вам, что действительно нужно сделать.
10. Мы забываем, что, использую продукт, пользователь не должен задаваться такими вопросами, как…
Где это я?
С чего мне начать?
Блин, да куда они засунули х?
Что на этой странице важнее всего?
Почему они это так назвали?
Это реклама или часть сайта?
Суть в том, что каждый вопрос, который возникает в мыслях у пользователя при использовании продукта, повышает когнитивную нагрузку. Они отвлекают внимание от «зачем я здесь» и «что мне нужно сделать». Как правило, людям не доставляет удовольствия решать ребусы, когда они просто хотят понять, кликабельна ли кнопка.
И всякий раз когда вы вынуждаете пользователя нажать на что-то, что не сработает, но выглядит как ссылка или кнопка, эта куча вопросов растет. И все это происходит потому, что люди, которые делали продукт, не слишком заморачивались.
Делитесь в комментариях мелкими ошибками, которые мы постоянно допускаем в дизайне своих продуктов, чтобы все могли на них учиться. Эту статью я писал на базе нового издания книги Стива Круга «Не заставляйте меня думать».