Города растут ввысь и вширь, поэтому их инфраструктура должна гарантировать людям комфортное перемещение по вертикали и по поверхности города
Города по всему миру сталкиваются с проблемами и возможностями «людского объёма» – вертикального накопления и перемещения людей и вещей в рамках растущих центральных бизнес-районов. Особенно это заметно в районах транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
С ростом городов они становятся более вертикальными. Они расширяются под землю благодаря железнодорожным туннелям и над землёй в виде высоких зданий, формирующих силуэт города. Города становятся не только шире, но и глубже.
Городской географ Стивен Грэхем описывает вертикальный рост городов и как «укладывание в штабеля», и как «беспорядочную застройку» – и эти системы сшиты вместе вертикальными и горизонтальными системами транспорта.
Вопросы людского потока в больших городах относятся не только к тому, как люди передвигаются горизонтально по железным и автомобильным дорогам, добираясь до центра и обратно. Сюда также входит и вертикальное перемещение. Это лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары (траволаторы), которые люди, добирающиеся на работу и домой, используют ежедневно для того, чтобы попасть из-под земли на поверхность.
В больших ТПУ пересекается множество вертикальных и горизонтальных транспортных систем. Именно там людской поток оказывается наиболее плотным. Но многие крупные города сталкиваются с одинаковыми проблемами стареющей инфраструктуры и увеличением объёма людей, перемещающихся через ТПУ. Проблемы заторов, переполнения, задержек и периодического отказа транспорта становятся всё более распространёнными. Правительства всё чаще ищут способы впихнуть большую пропускную способность в существующие инфраструктурные сети.
Можем ли мы увеличить пропускную способность, изменив своё поведение?
В последние три года Transport for London (TfL), [подразделение администрации Лондона, управляющее его транспортной системой / прим. перев.], проводило опыты по использованию эскалаторов, запрещая ходить по ним, и разрешая только стоять на месте. Это делалось для того, чтобы увидеть, может ли изменение поведения едущих на работу и с работы людей увеличить пропускную способность и уменьшить задержки.
Подземка Лондона – одна из самых глубоких в мире. Это значит, что лондонское метро, которое местные жители называют «the Tube» – «Труба» – сильно полагается на системы вертикальной транспортировки, эскалаторы. Но давно действующее соглашение подразумевает, что люди стоят с правой стороны эскалаторов и позволяют другим пройти слева.
В качестве эксперимента, на станции Холборн, одной из самых глубоких, расположенной на глубине 23 метра, людей попросили стоять на обеих сторонах эскалаторов во время утреннего часа пик. Результаты испытаний показали, что изменение поведения людей может увеличить пропускную способность на целых 30% в пиковые моменты. Но это работает только на станциях Трубы с очень высокими эскалаторами. На станциях с эскалаторами высотой менее 18 метров, например, Канэри-Уорф, испытания дали противоположный эффект – стояние на эскалаторе увеличивало задержки всей сети.
Разница объясняется поведением людей. Люди просто меньше склонны ходить по высоким эскалаторам. Это значит, что введённое по всей сети правило, запрещающее ходить по эскалаторам, не улучшит равномерность людского потока, и может даже ухудшить ситуацию с заторами.
Предлагают ли решения данные по передвижению людей?
С введением транспортных карточек [электронную транспортную карту Oyster card в Лондоне ввели в 2003 году / прим. перев.] стало возможным собирать больше данных по перемещению людей по загруженным ТПУ. Отслеживание перемещений людей внутри станций, осуществляемое через устройства с поддержкой WiFi (смартфоны), также может помочь получить точную картину о движении между платформами, о заторах и задержках. TfL уже провели первое испытание отслеживания по WiFi в подземке.
Со сбором данных с мобильных устройств связаны проблемы приватности. Однако в использовании этих данных для решения проблем переполненности транспорта и информирования пассажиров о задержках и заторах на пути, спрятан огромный потенциал.
Правительства также всё чаще обращаются к консалтинговым компаниям, специализирующимся на симуляциях и моделировании людских потоков. Сюда входит всё, от очередей на регистрацию и к терминалам до отслеживания маршрутов и людского потока на эскалаторах.
Используя аналитические инструменты, специалисты по перемещению людей определяют схемы перемещения, подсчитывают посещаемость и анализируют поведение пассажиров. Они ищут способы увеличить эффективность существующей инфраструктуры, изменяя график и пути перемещения, и оценивая направление движения пассажиров. Строительные и инженерные компании также начинают нанимать специалистов по перемещению людей на этап разработки крупных инфраструктурных проектов.
Аэропорт в Пекине, Дасин, после завершения строительства в 2020 году, станет крупнейшим ТПУ Китая. Это также первый большой инфраструктурный проект, использующий симуляцию движения толпы и программы для анализа транспортных потоков в процессе разработки, что помогает проверить, хватит ли пропускной способности узла для обслуживания предполагаемого объёма пассажиров.
Советы специалистов по перемещению людей могут серьёзно повлиять на физическую инфраструктуру. Сюда входят такие аспекты, как ширина платформ, количество и расположение входов, схема и расположение вертикального транспорта, например, эскалаторов.
Анализ передвижения растёт как бизнес
Анализ передвижения людей растёт и становится крупным бизнесом, особенно с увеличением стоимости общественных активов. Это означает, что инфраструктуру разрабатывают посредством сложных схем сотрудничества частных и государственных организаций. В результате ТПУ превращаются в коммерческие площади для розничной торговли, развлечений и бизнеса.
Пассажиры, передвигаясь по этим площадкам, уже не просто находятся в пути. Они становятся потенциальными потребителями, перемещаясь по вестибюлям, в которых идёт розничная торговля. В эру «цифрового вмешательства» в привычные схемы торговли, информация о передвижениях пассажиров имеет коммерческую ценность. Применение анализа данных к людским потокам и его использование в индустрии перемещения людей требует тщательного изучения, чтобы гарантировать извлечение из него пользы, выходящей за пределы коммерческой выгоды. В то же время, данные по мобильности могут помочь нашим городам, становящимся всё вертикальнее, продолжать расти вверх, вниз и вширь.
Автор: SLY_G