Привет,!
Присаживайся в наш DeLorian DMC-12 – мы прокатим тебя на пару месяцев назад, в декабрь прошлого года, когда в Москве отгремел TechCrunch Moscow 2012. Именно о нем, а также нашем в нем скромном участии, мы и собираемся рассказать во время этого небольшого путешествия.
Мы – это Результат, или сокращенно «RZLTT».
Агентство интерактивного маркетинга полного цикла.
Мы помогаем амбициозным бизнесам быстро запускать новые сервисы в виде стартапов на российский и глобальные рынки. Больше слов о нашей основной деятельности писать, наверное, бесполезно – захочешь, найдешь сам.
Также, вряд ли тебе есть смысл рассказывать о TechCrunch’е – ты все знаешь и так. И помнишь, что первая его русская версия случилась в 2010 году, когда и стало понятно, что наш уровень – тоже уровень, и в целом он не хуже, чем за бугром.
Плюс, событие под соусом TechCrunch позволяет этот самый соус намазать на себя, а после аргументировать собственную «глобальность». Мелочь, а приятно.
Так или иначе, мы следили за каждым мероприятием в отдельности, и придя на третий TechCrunch стало очевидно, что состав тусовки практически не поменялся и ее ядро остается статичным вот уже три года. С одной стороны – это хорошо, лидеры остаются лидерами, с другой стороны, хотелось бы увидеть и новые, интересные лица. Их, конечно, постарались выставить на всеобщее обозрение, но, видимо, персона Аркадия Воложа так огромна и всеобъемлюща, что именно он занимает центральное место на мероприятии уже не первый год, в его же тени и теряются остальные спикеры и интересные посетители.
Следом идет еще одно утверждение, добавляющее масла в огонь гипотезы о том, что русскую IT-тусовку необходимо разбавлять новыми лицами, идеями и проектами – большинство проектов, показанных на мероприятии, так или иначе существуют уже значительно время.
Примеров тому можно привести достаточно, но, пожалуй, самым сильным фактом является победа Excursiopedia – ресурса с уже более чем трехлетней историей, а по нашим субъективным ощущениям, то и пятилетней. Но это все мелочи, имеющее слабое отношение к проекту, с которым мы пришли на событие – PromiseUP.
Проект без проекта
Пожалуй, самым любопытным во всей истории участия PromiseUP в московском TechCrunch’е, было то, что, фактически — мы были чуть ли не единственными, кто пришел без, собственно, продукта.
К моменту показа самих себя на Аллее Стартапов у нас был сайт, сформированный фирменный стиль (оказалось, что сейчас дизайнеры именно так называют собственный дизайн – мы тоже были удивлены), презентация и наклейки. Мы молились духу Стива, писали жалобные письма в Apple и, вообще, шаманили как могли, но чуда не случилось – приложение не было выложено в AppStore к мероприятию.
Решив, что такая мелочь нас все-равно не остановит, мы вооружились собственной закрытой бетой (в тестовом окружении) на подключенных устройствах, и именно ее показывали всем заинтересованным в нашем проекте. Особенно нас порадовал тот факт, что никто не выразился ругательством относительно этого факта, а как раз наоборот, всячески старался помочь советом или рекомендацией, которая поможет нам в момент релиза.
Другими словами – люди очень положительно реагировали на саму идею и ее визуальное оформление, что было очень важным для нас самих, так как мы не предоставляем никакого уникального сервиса или технологии, но уникальную идею, философию и психологию, если угодно.
Отсюда вывод: на TechCrunch приходит очень положительно настроенная аудитория, готовая общаться на любые темы с кем угодно, кто окажется достаточно интересен для старта диалога. По своему опыту скажем, что далеко не всегда и далеко не везде так встречают неизвестные команды, простите, стартаперов.
Но, вероятно, именно отсутствие понятного продукта, который можно пощупать, и стало основным препятствием к нашему попадание в список полуфиналистов Аллеи Стартапов. Все-таки как ни крути, а уровень проектов, как и общий уровень мероприятия, очень высок. И если посмотреть на самые интересные идеи и их реализации, представленные на конференции, становится понятно, что PromiseUP не дотягивал до лучших ни по уровню реализации, или сложности сервиса, его продуманности и, вероятно, визуальной части. Конечно, это может испугать только труса, поэтому мы решили отложить кирпичи и попробовать свои силы в том виде, в каком можем.
9-го декабря, в первый день мероприятия, стало понятно, что все наши опасения были если не беспочвенными, то однозначно преувеличенными.
Мы сумели придумать несколько развлекательных элементов, которыми смогли заинтересовать большую часть посетителей. Отчасти потому, что многие боялись обращаться к людям с нестандартными предложениями и идеями, мы же сразу понимали, что это единственное что может зацепить искушенного человека.
Отсюда вытекает совет всем людям и командам, участвующим в мероприятиях любого уровня: не бойтесь разговаривать с людьми, задавать вопросы, собирать мнения, дергать людей, лезть в камеру перед их лицами, забирать закуски с тарелок и так далее. Это еще никому не навредило – мы проверили и убедились.
Пожалуй, основным инструментом привлечения внимания к самим себе, стало наше инвестиционное соглашение, которое мы предлагали заключить каждому. Суть его проста: любой человек мог стать «инвестором PromiseUP’а», вложив любую сумму, хоть десять рублей, хоть миллион, в наш проект и поставив свою подпись, рядом с нашей, на бумаге, которую мы позволяли забрать домой. Логика проста: мы гарантировали, что если PromiseUP будет отобран в полуфинал, то мы вернем 200% от суммы вложения, а в том случае, если мы победим, то 300% от изначальной инвестиции.
Если говорить о конкретных результатах этой акции: мы заключили около 50 таких договоров, на самые разные суммы, от 100 рублей (минимум) до 3000 рублей (максимум). Мы даже немного волновались – что если люди будут воспринимать это всерьез? Но ничего такого не произошло (отчасти потому, что в полуфинал мы не прошли и во второй день честно отвечали, что готовы угостить выпивкой каждого «инвестора»). Практически каждый человек позитивно реагировал на слова, вроде: «В тот момент, когда этим будет пользоваться пол-мира, а Иван Кочетов будет давать интервью Биллу Гейсту на очередном AllThingsD в Нью-Йорке, у вас не будет такого шанса».
До выступления основателя компании – Ивана Кочетова, на сцене TechCrunch’а, люди подходили не очень охотно. После него мы стали пунктом выдачи марлевых повязок во время чумы – около нашего стола образовалась пробка, сквозь которую тянулись руки желающих поставить свою подпись рядом с нашей на соглашении.
Ну, что скажете?
Мы считаем, что приз зрительских симпатий, если бы он был, однозначно бы достался нам. Почему? Во-первых, это видно по реакции слушателей. Во-вторых, мы решили пойти не совсем стандартным путем, и вместо деталей, на которых концентрируются 99% основателей стартапов, говорить слова и фразы, понятные каждому человеку.
Собственно, мы пожинали плоды собственных трудов два полных дня: пожимали руки, мыли руки, снова пожимали, обсуждали какие-то моменты в механике приложения, выслушивали идеи и задавали уточняющие вопросы. Раз уж мы начали хвастаться, то стоит добавить, что мы были одними из немногих, кого удостоил вниманием сам Майк “Мясник” Бутчер. Мы это оценили, Майки!
Под конец первого дня, когда объявили полуфиналистов и своего названия мы не услышали, было принято решение полностью сконцентрироваться на конструктиве, предоставив возможность развлекать тем, кому это было нужнее (мы имеем ввиду тех, кто прошел отбор, конечно же).
В результате, мы получили заметное количество интересных идей относительно того, что может быть добавлено в PromiseUP, какие рынки для нас потенциально интересны и так далее. Нас очень порадовало то, что люди быстро проникались социальной моделью ответственности за данные обещания и раскручивали ее так, как порой не получалось даже у нас в ходе штурмов.
Ну и, естественно, мы болели за друзей и знакомых. Особенно за ребят из OhMyStats!, которые в полуфинал-таки прошли и, на наш взгляд, были (да и сейчас) вполне достойны звания финалиста.
Под конец, как правило, принято разглагольствовать о минусах, замечаниях, недочетах и прочем. Нас это правило не устраивает, поэтому мы хотим оставить положительный отзыв, фактически, касательно всего.
Организация мероприятия была на высшем уровне. Мы ни разу не захотели есть или пить, нас ни на минуту не бросали сотрудники Цифрового Октября (привет, Маши!), старались помочь нам во всем, отвечали на любые, даже самые глупые наши вопросы, которых было немало. Спасибо за поддержку и за выдержку, за помощь на площадке, за то, что не отказали нам ни в чем.
Если говорить о фактических результатах нашего участия в мероприятии, выраженных в чем-то осязаемом, то, в конечном счете – нам крупно повезло. Дело в том, что релиз PromiseUP в Apple AppStore случился на следующий день после окончания TechCrunch Moscow, а учитывая, что основная масса обсуждений в Интернетах началась именно тогда – мы получили заметную порцию скачиваний и отзывов. В том числе и от тех, с кем мы общались на самом событии. Журналисты, конечно тоже оказали посильную помощь: Слон, включивший нас в 10-ку лучших стартапов TC Moscow; Дождь, показавший нас аж дважды в эфире, Russia Beyond The Headlines, предложившие нам рассказать о приложении на страницах The New York Times и многие другие. Спасибо вам, журналисты и блогеры, мы любим вас!
P.S. В определенный момент нам удалось пообщаться с человеком из AOL, который был одновременно одним из организаторов мероприятия на стороне TechCrunch, на тему участия PromiseUP в американском Disrupt’е в этом году. Оказалось, что это вполне реально, и для этого не обязательно получить миллион от Павла Дурова, достаточно лишь иметь визу и суметь переплыть или перелететь Атлантику. Берите себе на заметку! Ну а мы помашем ручкой со сцены TechCrunch Disrupt New-York 2013. Мы им покажем, как держат обещания в России.
Автор: RZLTT