Принципы SOLID — это стандарт программирования, который все разработчики должны хорошо понимать, чтобы избегать создания плохой архитектуры. Этот стандарт широко используется в ООП. Если применять его правильно, он делает код более расширяемым, логичным и читабельным. Когда разработчик создаёт приложение, руководствуясь плохой архитектурой, код получается негибким, даже небольшие изменения в нём могут привести к багам. Поэтому нужно следовать принципам SOLID.
На их освоение потребуется какое-то время, но если вы будете писать код в соответствии с этими принципами, то его качество повысится, а вы освоите создание хорошей архитектуры ПО.
Чтобы понять принципы SOLID, нужно чётко понимать, как использовать интерфейсы. Если у вас такого понимания нет, то сначала почитайте документацию.
Я буду объяснять SOLID самым простым способом, так что новичкам легче будет разобраться. Будем рассматривать принципы один за другим.
Принцип единой ответственности (Single Responsibility Principle)
Существует лишь одна причина, приводящая к изменению класса.
Один класс должен решать только какую-то одну задачу. Он может иметь несколько методов, но они должны использоваться лишь для решения общей задачи. Все методы и свойства должны служить единой цели. Если класс имеет несколько назначений, его нужно разделить на отдельные классы.
Рассмотрим пример:
<?php
namespace Demo;
use DB;
class OrdersReport
{
public function getOrdersInfo($startDate, $endDate)
{
$orders = $this->queryDBForOrders($startDate, $endDate);
return $this->format($orders);
}
protected function queryDBForOrders($startDate, $endDate)
{ // If we would update our persistence layer in the future,
// we would have to do changes here too. <=> reason to change!
return DB::table('orders')->whereBetween('created_at', [$startDate, $endDate])->get();
}
protected function format($orders)
{ // If we changed the way we want to format the output,
// we would have to make changes here. <=> reason to change!
return '<h1>Orders: ' . $orders . '</h1>';
}
}
Приведённый здесь класс нарушает принцип единой ответственности. Почему он должен извлекать данные из базы? Это задача для уровня хранения данных, на котором данные сохраняются и извлекаются из хранилища (например, базы данных). Это ответственность не этого класса.
Также данный класс не должен отвечать за формат следующего метода, потому что нам могут понадобиться данные другого формата, например, XML, JSON, HTML и т.д.
Код после рефакторинга будет выглядеть так:
<?php
namespace Report;
use ReportRepositoriesOrdersRepository;
class OrdersReport
{
protected $repo;
protected $formatter;
public function __construct(OrdersRepository $repo, OrdersOutPutInterface $formatter)
{
$this->repo = $repo;
$this->formatter = $formatter;
}
public function getOrdersInfo($startDate, $endDate)
{
$orders = $this->repo->getOrdersWithDate($startDate, $endDate);
return $this->formatter->output($orders);
}
}
namespace Report;
interface OrdersOutPutInterface
{
public function output($orders);
}
namespace Report;
class HtmlOutput implements OrdersOutPutInterface
{
public function output($orders)
{
return '<h1>Orders: ' . $orders . '</h1>';
}
}
namespace ReportRepositories;
use DB;
class OrdersRepository
{
public function getOrdersWithDate($startDate, $endDate)
{
return DB::table('orders')->whereBetween('created_at', [$startDate, $endDate])->get();
}
}
Принцип открытости/закрытости (Open-closed Principle)
Программные сущности должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации.
Программные сущности (классы, модули, функции и прочее) должны быть расширяемыми без изменения своего содержимого. Если строго соблюдать этот принцип, то можно регулировать поведение кода без изменения самого исходника.
Рассмотрим пример:
<?php
class Rectangle
{
public $width;
public $height;
public function __construct($width, $height)
{
$this->width = $width;
$this->height = $height;
}
}
class Circle
{
public $radius;
public function __construct($radius)
{
$this->radius = $radius;
}
}
class AreaCalculator
{
public function calculate($shape)
{
if ($shape instanceof Rectangle) {
$area = $shape->width * $shape->height;
} else {
$area = $shape->radius * $shape->radius * pi();
}
return $area;
}
}
$circle = new Circle(5);
$rect = new Rectangle(8,5);
$obj = new AreaCalculator();
echo $obj->calculate($circle);
Если нам нужно вычислить площадь квадрата, то нужно изменить метод вычисления в классе AreaCalculator
. Но это нарушит принцип открытости/закрытости, согласно которому мы можем не изменять, а только расширять.
Как же можно решить поставленную задачу? Смотрите:
<?php
interface AreaInterface
{
public function calculateArea();
}
class Rectangle implements AreaInterface
{
public $width;
public $height;
public function __construct($width, $height)
{
$this->width = $width;
$this->height = $height;
}
public function calculateArea(){
$area = $this->height * $this->width;
return $area;
}
}
class Circle implements AreaInterface
{
public $radius;
public function __construct($radius)
{
$this->radius = $radius;
}
public function calculateArea(){
$area = $this->radius * $this->radius * pi();
return $area;
}
}
class AreaCalculator
{
public function calculate($shape)
{
$area = 0;
$area = $shape->calculateArea();
return $area;
}
}
$circle = new Circle(5);
$obj = new AreaCalculator();
echo $obj->calculate($circle);
Теперь можно найти площадь круга, не меняя класс AreaCalculator
.
Принцип подстановки Барбары Лисков (Liskov Substitution Principle)
Этот принцип Барбара Лисков предложила в своём докладе “Data abstraction” в 1987-м. А в 1994-м идея была вкратце сформулирована Барбарой и Дженнет Уинг:
Пусть φ(x) — доказуемое свойство объекта x типа T. Тогда φ(y) должно быть верным для объектов y типа S, где S — подтип T.
В удобочитаемой версии повторяется практически всё, что говорил Бертранд Майер, но здесь в качестве базиса взята система типов:
- Предварительные условия не могут быть усилены в подтипе.
- Постусловия не могут быть ослаблены в подтипе.
- Инварианты супертипа могут быть сохранены в подтипе.
Роберт Мартин в 1996-м дал другое определение, более понятное:
Функции, использующие указатели ссылок на базовые классы, должны уметь использовать объекты производных классов, даже не зная об этом.
Попросту говоря: подкласс/производный класс должен быть взаимозаменяем с базовым/родительским классом.
Значит, любая реализация абстракции (интерфейса) должна быть взаимозаменяемой в любом месте, в котором принимается эта абстракция. По сути, когда мы используем в коде интерфейсы, то используем контракт не только по входным данным, принимаемым интерфейсом, но и по выходным данным, возвращаемым разными классами, реализующими этот интерфейс. В обоих случаях данные должны быть одного типа.
В этом коде нарушен обсуждаемый принцип и показан способ исправления:
<?php
interface LessonRepositoryInterface
{
/**
* Fetch all records.
*
* @return array
*/
public function getAll();
}
class FileLessonRepository implements LessonRepositoryInterface
{
public function getAll()
{
// return through file system
return [];
}
}
class DbLessonRepository implements LessonRepositoryInterface
{
public function getAll()
{
/*
Violates LSP because:
- the return type is different
- the consumer of this subclass and FileLessonRepository won't work identically
*/
// return Lesson::all();
// to fix this
return Lesson::all()->toArray();
}
}
Принцип разделения интерфейса (Interface Segregation Principle)
Нельзя заставлять клиента реализовать интерфейс, которым он не пользуется.
Это означает, что нужно разбивать интерфейсы на более мелкие, лучше удовлетворяющие конкретным потребностям клиентов.
Как и в случае с принципом единой ответственности, цель принципа разделения интерфейса заключается в минимизации побочных эффектов и повторов за счёт разделения ПО на независимые части.
Рассмотрим пример:
<?php
interface workerInterface
{
public function work();
public function sleep();
}
class HumanWorker implements workerInterface
{
public function work()
{
var_dump('works');
}
public function sleep()
{
var_dump('sleep');
}
}
class RobotWorker implements workerInterface
{
public function work()
{
var_dump('works');
}
public function sleep()
{
// No need
}
}
RobotWorker
’у не нужно спать, но класс должен реализовать метод sleep
, потому что все методы в интерфейсе абстрактны. Это нарушает принцип разделения. Вот как это можно исправить:
<?php
interface WorkAbleInterface
{
public function work();
}
interface SleepAbleInterface
{
public function sleep();
}
class HumanWorker implements WorkAbleInterface, SleepAbleInterface
{
public function work()
{
var_dump('works');
}
public function sleep()
{
var_dump('sleep');
}
}
class RobotWorker implements WorkAbleInterface
{
public function work()
{
var_dump('works');
}
}
Принцип инверсии зависимостей (Dependency Inversion Principle)
Высокоуровневые модули не должны зависеть от низкоуровневых. Оба вида модулей должны зависеть от абстракций.
Абстракции не должны зависеть от подробностей. Подробности должны зависеть от абстракций.
Проще говоря: зависьте от абстракций, а не от чего-то конкретного.
Применяя этот принцип, одни модули можно легко заменять другими, всего лишь меняя модуль зависимости, и тогда никакие перемены в низкоуровневом модуле не повлияют на высокоуровневый.
Рассмотрим пример:
<?php
class MySQLConnection
{
/**
* db connection
*/
public function connect()
{
var_dump('MYSQL Connection');
}
}
class PasswordReminder
{
/**
* @var MySQLConnection
*/
private $dbConnection;
public function __construct(MySQLConnection $dbConnection)
{
$this->dbConnection = $dbConnection;
}
}
Есть распространённое заблуждение, что «инверсия зависимостей» является синонимом «внедрения зависимостей». Но это разные вещи.
В приведённом коде, невзирая на то, что класс MySQLConnection
был внедрён в класс PasswordReminder
, последний зависит от MySQLConnection
. Более высокуровневый PasswordReminder
не должен зависеть от более низкуровневого модуля MySQLConnection
.
Если нам нужно изменить подключение с MySQLConnection
на MongoDBConnection
, то придётся менять прописанное в коде внедрение конструктора в класс PasswordReminder
.
Класс PasswordReminder
должен зависеть от абстракций, а не от чего-то конкретного. Но как это сделать? Рассмотрим пример:
<?php
interface ConnectionInterface
{
public function connect();
}
class DbConnection implements ConnectionInterface
{
/**
* db connection
*/
public function connect()
{
var_dump('MYSQL Connection');
}
}
class PasswordReminder
{
/**
* @var MySQLConnection
*/
private $dbConnection;
public function __construct(ConnectionInterface $dbConnection)
{
$this->dbConnection = $dbConnection;
}
}
Здесь нам нужно изменить подключение с MySQLConnection
на MongoDBConnection
. Нам не нужно менять внедрение конструктора в класс PasswordReminder
, потому что в данном случае класс PasswordReminder
зависит только от абстракции.
Автор: AloneCoder