Промышленный музей в Бад-Кёзене, Германия — заводик XVIII века по выкачиванию из недр минерализованной воды для последующей добычи из нее соли. Энергию вырабатывает водяное колесо на реке, соленую воду выкачивает насос и подает на градирню.
Наипрекраснейшее здесь — это действующее устройство для передачи механической энергии от водяного колеса к насосу. Возвратно-поступательные движения деревянных штанг на качающихся опорах передают вырабатываемую мощность на расстояние 175 метров:
На заднем плане — градирня, на переднем — качающиеся опоры деревянной линии передачи энергии.
В видео опоры качаются начиная с 1:10
Линии передачи механической энергии Stangenkunst (по-немецки) или Flatrod (по-английски) ведут свою историю с XVI века.
Использовались они в первую очередь для откачки воды из шахт, а также для подъема и измельчения руды, подъема-спуска людей, вентиляции.
Stangenkunst'ы могли менять направление (обогнуть препятствие или идти сначала вверх по склону, а потом вниз), и в особо экстремальных случаях достигали в длину 4 километров.
Германия, 1765:
Часть системы из 140 плотин, 600 километров каналов и 200 водяных колес для обслуживания шахт в горах Гарц, Германия. В правом нижнем углу наш Stangenkunst:
(весьма кликабельно)
Продвинутый Flatrod XIX века одного из самых больших водяных колес на британском острове Мэн:
Здесь штанги закреплены на роликах, которые катаются по рельсам и передают мощность порядка 150 л.с. на расстояние в 200 м
Специальные устройства позволяли распараллелить работу одного двигателя на, например, несколько насосов.
Это в Канаде (судя по всему, система рабочая и используется по назначению):
Развитие темы — американская система Jerker line, широко применявшаяся на нефтяных промыслах. Здесь все на тросах:
Она же в действии:
Во второй половине XX века описанные механизмы почти исчезли из широкого использования, но кое-где сохранились в музейном и даже в практическом применении
Для желающих погрузиться в тему глубже:
Сайт музея (нем.)
Википедия (англ.)
Просто отличный сайт (англ.)
Автор: 22sobaki