Принято считать, что ракетостроение — одна из самых романтичных отраслей промышленности. Однако, в годы войны, в немецком ракетостроении был задействован труд не только инженеров-романтиков, но и десятков тысяч узников концлагерей. Они трудились и в штольнях завода в Миттельверке на производстве реактивной техники (было изготовлено 5 946 баллистических ракет Фау-2, которую можно считать “прабабушкой” легендарной Р-7), и в ракетном центре Пенемюнде.
Многие заключенные, не желая мириться со своей участью, саботировали работу и организовывали побег. О самом уникальном случае побега из “колыбели мирового ракетостроения”, организованного группой Девятаева, хочется рассказать сегодня. Если кратко — 10 узников лагеря при полигоне Пенемюнде 8 февраля 1945 года угнали немецкий бомбардировщик He-111 и перелетели на нем через линию фронта. Подробности данного подвига представлены ниже.
Полигон Пенемюнде
Начиная с 1937 года, ракетным исследовательским центром Пенемюнде, расположенном на о. Узедом в Балтийском море, велась напряженная работа по разработке и испытаниям ракетного вооружения, в частности, первой в мире серийной баллистической ракеты Фау-2 (главный конструктор — Вернер фон Браун). О масштабах работ говорит численность персонала центра: в 1943 году она превысила 15 000 человек.
Слева представлена схема научно-исследовательского ракетного центра в Пенемюнде в годы войны, где 1 — стартовые позиции ракет; 4 — аэродром; 5 — электростанция (ныне — Историко-технический музей); 6 — аэродинамическая лаборатория, рядом с ней располагался концлагерь «Карлсхаген»; 9 — испытательные стенды Фау-2; 10 — ракетостроительный завод; 11 — жилой городок. Справа — снимок Google Maps той же части острова в наши дни. Невооруженным взглядом заметны контуры бывшего испытательного стенда Фау-2.
Слева представлен снимок Google Maps Историко-технического музея Пенемюнде в наши дни, где 1 — самолет-снаряд Фау-1, 2 — копия первой ракеты Фау-2, 3 — памятный камень бежавшим узникам из группы Девятаева. Справа фото памятного камня крупным планом, на котором перечислены все участники побега.
Несмотря на серьезнейшие разрушения и гибель сотен специалистов после авиаудара 17 августа 1943 года (участвовало 597 тяжелых бомбардировщиков британских ВВС), и последующие авианалеты, интенсивные работы в Пенемюнде велись почти до самого конца войны. Последняя ракета Фау-2 стартовала с полигона 19 февраля 1945 года, всего с острова было осуществлено 264 запуска А-4. Также велась ускоренная разработка зенитных ракет “Вассерфаль”, “Шметтерлинг” и пр., существенно опередивших свое время. Борис Черток в книге “Ракеты и люди” вспоминал, что здания полигона в июне 1945 года находились в удовлетворительном состоянии и, по большей части, полигон Пенемюнде бы функционировать, если бы оборудование не было эвакуировано/уничтожено немецкими специалистами.
Северный берег острова Узедом, подвергшийся бомбардировкам, до сих пор напоминает лунный пейзаж. Снимок Google Maps.
Также о налетах союзников напоминает корпус британского бомбардировщика на дне озера Кёльпиен, расположенного рядом с аэродромом о.Узедом. Ссылка на его расположение на карте.
В концлагере «Карлсхаген» при ракетном центре Пенемюнде, начиная с 1943 года работали тысячи заключенных, в том числе, они обезвреживали неразорвавшиеся бомбы, а также устраняли последствия бомбежек. Нечеловеческие условия содержания и труда узников этого лагеря подробно описаны в воспоминаниях самого Михаила Девятаева “Побег из ада” и еще одного организатора побега — Ивана Кривоногова “Родина зовет. Записки офицера советской армии”. В данных книгах также представлены события боевого пути плененных советских офицеров, некоторые из которых я привожу ниже:
Михаил Петрович Девятаев
Михаил Петрович свой первый боевой вылет совершил утром 22 июня 1941 года. Имея за плечами 9 воздушных побед, тяжелейшее ранение в воздухе, долгую реабилитацию, после которой — запрет на управление истребителями, два года полетов в санитарной авиации за штурвалом По-2, Девятаев, при помощи своего бывшего командира В. И. Боброва, попадает в 9-ю истребительную авиадивизию под командованием Александра Покрышкина. Истребительная авиадивизия Покрышкина была одной из лучших в Красной Армии, а встречи с самим талантливым комдивом немецкие летчики опасались, передавая в эфир открытым текстом: «Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» («Внимание! Покрышкин в воздухе!»).
Впоследствии, Покрышкин высоко оценил подвиг Михаила Петровича (текст представлен в воспоминаниях Девятаева):
По обстоятельствам боевой жизни на войне можно оказаться в плену, но не стать пленником...
К тому же, в воспоминаниях А. И. Покрышкина “Познать себя в бою”, представлено подробное описание подвига. Также примечательно, что на интервью 1985 года лётчики дивизии Покрышкина и сам её командир засчитали угнанный самолет Михаилу Девятаеву в счет сбитых.
13 июля 1944 года, в ходе воздушного боя с превосходящими силами противника, истребитель Bell P-39 Airacobra под управлением Девятаева был сбит над вражеской территорией. Очнулся летчик уже в землянке, будучи захваченным в плен.
После безрезультатных допросов, оказавшись сначала в Лодзинском, а затем, в Кляйнкенигсбергском лагере, с простреленным плечом, вывихнутым коленом обгоревшими руками и лицом, летчик начинает планировать побег. Михаил Петрович находит единомышленников и первой попыткой становится рытье подкопа из барака за лагерное ограждение. О почти завершенном туннеле узнает охрана лагеря и участников побега отправляют в концлагерь «Заксенхаузен». В застенках лагеря Девятаеву спасает жизнь заключенный, работавший парикмахером. Он подменил карточку летчика, обвиненного в попытке побега и саботаже (за это полагалась смертная казнь), на карточку погибшего ранее узника по фамилии Никитенко, а также заменил нашивную бирку с индивидуальным номером заключенного. Товарищи из подпольного сопротивления поспособствовали, чтобы Девятаева, желающего осуществить побег, отправили в лагерь на о.Узедом, который располагался вблизи аэродрома.
Иван Павлович Кривоногов
Иван Павлович начал войну в звании лейтенанта командиром гарнизона приграничного дота вблизи г. Леско. Гарнизон держал оборону в течение 13 дней, пока немецкие части не окружили дот превосходящими силами и не осуществили несколько подрывов казематов и крыши дота. После чего, раненый Кривоногов (у него сильно обгорела голова) и три его товарища смогли с боем вырваться из разрушенного дота. Примкнув к группе военных, при попытке раздобыть продовольствие, лейтенант попадает в плен 6 июля 1941 года. В первые дни военнопленные прятали Кривоногова от немцев, которые по характеру ожогов на голове приняли его за танкиста и пытались его разыскать. Далее он был отправлен в лагерь в Лотарингии на юге Франции, откуда, за попытку побега и убийство надзирателя, этапирован в несколько тюрем и концлагерей. В конце 1943 года Кривоногов попадает на о. Узедом, где начинает организацию нового побега.
В октябре 1944 года, после прибытия на о.Узедом Михаила Девятаева, был сформирован костяк группы, в который вошли сам Девятаев, Кривоногов, Соколов, Немченко и Кутергин. Группа отказалась от старого плана побега на материк при помощи лодки и окончательно сфокусировалась на захвате самолета на аэродроме.
Непосредственно для угона самолета узникам пришлось решить ряд проблем:
- Членам группы нужно было оказаться в аэродромной команде, чтобы получить доступ к самолетам. Для этого они подбрасывают украденное кольцо текущему руководителю команды (капо), который сотрудничал с немцами. Капо обвиняют в краже и казнят. Руководителем аэродромной команды становится один из организаторов группы (Немченко), что делает возможным переход в команду оставшихся участников побега.
- Михаил Девятаев не имел опыта пилотирования немецких самолетов, тем более — бомбардировщиков (истребитель не подходил ввиду многочисленности группы), поэтому, пришлось по крупицам собирать доступную информацию об авиатехнике противника:
Я начал внимательно присматриваться к немецким машинам, используя малейшую возможность для ознакомления с ними. <…> Стал изучать детали разбитых самолетов, хотя без риска быть застреленным их невозможно было взять. Часто нам поручали убирать обломки самолетов. Во время этой работы я выдирал с приборной доски разные таблички, прятал их в карманы, в котелок, а вернувшись в барак, старался разобраться, что к чему, изучал назначение приборов.
<…> В один из январских дней нас заставили разгребать снег у самолетов, маскировать их. Мне прямо-таки повезло: я очищал крыло самолёта от снега и вблизи наблюдал, как экипаж привычными движениями расчехлял моторы, подключал аккумуляторную тележку к бортовой сети, как открывались дверцы кабины. А когда заревели моторы, мне захотелось посмотреть хоть одним глазом на действия летчика, который запускал для подогрева моторы. Приподнявшись на крыло, я увидел, как он обращается с арматурой кабины, что делает во время запуска самолета. А летчик, видимо, желая похвастаться своим мастерством, то включал, то выключал моторы... - Нужно было выбрать оптимальное время побега, когда у самолета не окажется противника. Воспользовавшись немецкой пунктуальностью, для осуществления побега группа Девятаева выбрала обеденный перерыв:
“… в это время у фашистов ослабевает бдительность, и они оставляют свои рабочие места. Мы заметили, что, если немец забил наполовину гвоздь, а в это время ударил звонок на обед, он бросает работу и уходит. Пообедает, а потом добьет этот гвоздь до конца.”
Успешно подобраться к самолету удалось только с третьего раза. Предыдущие попытки не увенчались успехом из-за занесенного снегом шасси (бомбардировщик Дорнье-217) и из-за заглушенных экипажем двигателей (бомбардировщик Хейнкель 111, на тот момент Девятаев еще не знал алгоритма пуска двигателей и хотел захватить самолет с работающими моторами). В обоих случаях возле самолета находился экипаж и аэродромная команда, что также снижало шансы на незаметный захват бомбардировщика.
- В нужный момент необходимо было устранить конвоира, охраняющего группу. С этой задачей, при помощи заранее запасенной металлической клюшки, справился Иван Кривоногов. Перед этим, конвоир был введен в заблуждение якобы предыдущим распоряжением мастера, которое заключалось в ремонте разрушенного бункера возле аэродрома. Переход на ремонт данного бункера позволил максимально приблизиться к выбранному самолету.
Выбор Михаила Девятаева пал на только что заправленный бомбардировщик Heinkel He 111. Как выяснилось позднее, он был оснащен радиоаппаратурой для испытания ракет.
- Ремонтом бункера занимались 10 узников лагеря, пятерым из них не было известно о побеге, поэтому они с негодованием отнеслись к убийству конвоира. Иван Кривоногов с винтовкой охранника в руках оперативно ввел в курс дела непосвященных участников, после чего, вся группа выдвинулась к самолету.
- Требовалось попасть в кабину самолета, которая, на удивление заключенных, оказалась заперта. Михаилу Девятаеву пришлось металлической болванкой проделать отверстие в дюралюминиевом корпусе фюзеляжа, чтобы дотянуться до ручки двери внутри самолета.
- Необходимо было завести двигатели самолета, не имея аккумуляторов на борту. Попав в кабину, Девятаев первым делом снял с себя полосатую робу заключенного, чтобы немцы издалека не смогли понять, что самолетом управляет узник лагеря. Сев за штурвал и включив питание на панели электроприборов, летчик обнаружил отсутствие тока в бортовой сети бомбардировщика. Расположенный за бронеспинкой ящик с аккумуляторами оказался пуст. Заключенные не растерялись и подкатили тележку с аккумуляторами, найденную неподалеку, после чего — подключили ее к сети самолета по аналогии с действиями немецких техников. Это позволило завести двигатели.
Далее, согласно плана, с самолета был снят маскирующий чехол, шасси освобождены от подпирающих колодок, а узники расположились внутри фюзеляжа. Несмотря на смертельную опасность, выруливание на взлетную полосу самолет начал только после прогрева моторов (привет некоторым современным автопроизводителям, которые утверждают, что прогрев мотора с технической точки зрения не требуется).
- Первая попытка взлета не увенчалась успехом, поскольку обессиленный летчик в одиночку не смог удержать штурвал в нужном положении “на себя” после разгона на ВПП, с увеличением скорости он все сильнее начинает давить Девятаеву на грудь. Бомбардировщику, двигающемуся со взлетной скоростью, грозило скатывание на балтийский берег по окончанию ВПП. Летчик успевает сбросить газ и попытаться остановить самолет тормозами, а когда понимает, что это не поможет, делает следующее:
“… я с неимоверной силой нажал ногой на левую педаль тормоза и увеличил обороты правому мотору. Словно в смерче, самолет приобрел бешеное вращательное движение левого разворота с правым креном, у самого обрывистого берега моря сделал такой разворот, что консольная часть правой плоскости вспахала землю, а левое колесо шасси поднялось вверх.”
После разворота, самолет возвращается на исходную позицию для второй попытки. Все эти действия привлекли внимание аэродромного персонала и немцы начали бежать к самолету.
Ослабленному пленному летчику, весившему тогда менее 40 килограммов, не удалось в одиночку совладать со штурвалом при второй попытке взлета. Для отрыва от полосы потребовалось усилие трех человек. Наконец, после четырех ударов шасси о цементную дорожку, самолет взлетел и начал набирать высоту.
После взлета Девятаев и его товарищи столкнулись со следующими трудностями:
- Давление на штурвал по-прежнему оставалось запредельным, как только товарищи ослабили давление, самолет перешел в неконтролируемый набор высоты под большим углом атаки. Девятаеву пришлось отвлечь товарищей от пения «Интернационала», и они усердно налегли на штурвал. Усилие оказалось избыточным, самолет начал пикировать и едва не коснулся балтийских волн, прежде чем летчику удалось скорректировать давление на штурвал, достаточное для горизонтального полета без резких колебаний по тангажу. В процессе полета Девятаев, изучая приборы самолета, наткнулся на колесико триммера руля высоты, который оказался в положении для посадки. Это и было причиной избыточного давления на штурвал, после регулировки триммера, управление самолетом стало возможно в одиночку.
Красной линией отмечено колесо управления триммером руля высоты, который предназначен для снятия балансировочных усилий со штурвала самолета. Фото кабины бомбардировщика He-111 с подобного ракурса найти не удалось, представлено изображение из игровой реальности
- Еще в процессе набора высоты Девятаев заметил взлетающие на перехват истребители противника. Летчик, не имея преимущества в скорости, уходит в облака курсом на северо-запад. Истребители потеряли угнанный He-111 из виду, и не смогли отыскать его в условиях плотной облачности, не зная точного курса бомбардировщика.
- После стабилизации бомбардировщика и выхода из облаков встал вопрос о направлении полета. Группе Девятаева не удалось раздобыть карту Восточной Европы, в связи с чем, было решено лететь на восток, а затем на юг до расположения советских войск. Ориентировали самолет по солнцу.
- После пересечения балтийского берега в 300-400 км от аэродрома, над линией фронта самолет подвергся обстрелу советской зенитной артиллерии. Как результат — зияющая дыра в плоскости правого крыла и двое раненых из состава участников побега. Михаил Девятаев принимает решение осуществить посадку на рыхлый снег ближайшего поля. После жесткой посадки (шасси были подломаны в результате удара о землю), сбежавшие заключенные оказываются в расположении советской 61-ой армии, где, видя их исхудавшие тела, бойцы первым делом накормили узников в столовой. Уникальный побег был успешно завершен!
После побега
Офицеры (Девятаев, Кривоногов, Емец) были отправлены контразведкой на подтверждение своих воинских званий, и в боевых действиях участия не принимали. Остальные семеро участников побега, после оперативной проверки, были зачислены в состав роты 777-го стрелкового полка, и все, кроме Федора Адамова, погибли на фронте в 1945 г.
Михаил Девятаев оперативно передал командованию 61-ой армии сведения о точном местоположении ракетной техники в Пенемюнде. Трудно сказать, как эта информация и последующие за её получением бомбардировки повлияли на сворачивание ракетной программы на о.Узедом, поскольку, по воспоминаниям соратника Фон Брауна Дитера Хуцеля, решение о эвакуации с острова было принято еще 3 февраля. Так или иначе, эвакуация с полигона Пенемюнде началась 17 февраля 1945 года.
Для завершения проверки Девятаев был переведен в «Спецлагерь №7» НКВД, расположенный на территории бывшего концлагеря “Заксенхаузен”. В сентябре 1945 года Девятаева вызывает полковник Сергеев для консультаций при осмотре полигона Пенемюнде. Осмотр занял несколько дней. Только через много лет Девятаев узнал настоящую фамилию полковника — им оказался генеральный конструктор С. П. Королёв.
В конце 1945 Девятаев был демобилизован, однако, всесоюзное признание подвига группы Девятаева состоялось только через 12 лет, в 1957 году. 15 августа 1957 года Михаил Девятаев был награжден заслуженной звездой Героя Советского Союза.
В одном из последних своих интервью Михаил Девятаев рассказал, почему он считает инициатором присвоения ему звания Героя Сергея Павловича Королёва:
Летом 2002 года Михаил Девятаев побывал на о.Узедом и встретился с Гюнтером Хобомом, пилотом истребителя, отправленного на перехват украденного бомбардировщика.
Вместо P. S. Значение побега группы Девятаева трудно переоценить, это и освобождение людей от тяжелейших условий плена, и угон самолета с уникальной аппаратурой, аналогов которой в СССР не было, и наказание разъяренным Герингом лагерного и полигонного начальства. Но самое главное — это один из ярчайших примеров достижения поставленной цели, мужества, профессионализма и торжества силы духа над, казалось бы, непреодолимыми обстоятельствами.
Всех с Днём Победы!
Список источников:
- Воспоминания М. П. Девятаева, “Побег из ада”
- Воспоминания И. П. Кривоногова “Родина зовет. Записки офицера советской армии”
- Воспоминания А. И. Покрышкина “Познать себя в бою”
- Дитер К. Хуцель. «Ракетный центр Третьего рейха. Записки ближайшего соратника Вернера фон Брауна.»
- Б.Е. Черток «Ракеты и люди»
- Материалы Википедии:
Полигон Пенемюнд; е
Фау-2
Миттельверк
Побег группы Девятаева
Девятаев, Михаил Петрович
Кривоногов, Иван Павлович
Фото самолета Heinkel He 111 - Ссылки на источники изображений:
Титульное изображение
Схема полигона Пенемюнде
Фото с полигона
Фото с полигона — сбитый самолет
Изображение кабины самолета Heinkel He 111
Автор: IMiroshkin