Судя по последним событиям, технологическая повестка становится номером один во всех новостных лентах. Это касается не только пьесы с главным героем, имя которому – Telegram, но и разного рода серьезности статей, посвященных искусственному интеллекту, интернету вещей и big data. Журналисты много времени тратят на поиски тревожных историй о том, как кого-то стошнило после прохождения очередной VR игры. Поэтому в IT набежали жадные до горячих тем пиарщики. Возможно, нас и позвали, однако лишь в качестве аутсайдера, способного объяснить простому люду, как правильно пользоваться приложением для автоматического включения мультиварки. Тем не менее, основатели и сотрудники технологических компаний страдают от большого ума и нуждаются в тех, кто умеет просто и кратко объяснить суть продукта потенциальным клиентам, инвесторам и СМИ.
Но все забывают про старый добрый конфликт технарей и гуманитариев, который особенно остро проявляется, когда очень уверенный в себе представитель коммуникационной элиты пытается использовать стандартные приемы привлечения внимания. Поэтому все выступления в IT похожи друг на друга. Кругом сидят люди раз за разом анализирующие речи Стива Джобса из серии «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». На habr.com она, кстати, тоже есть. Но никто даже не может помыслить, что будет взаимодействовать с таким парнем, как Ричард Хендрикс из «Кремниевой Долины», от которого прямо веет уверенностью и безрассудством. Не нужно расстраиваться и убегать в поисках нового лидера. Есть несколько простых советов, чтобы сделать свое времяпрепровождение в IT компании более осмысленным и эффективным.
User Stories или просто добавь воды
Не усугубляйте ситуацию и не пытайтесь придумать что-то и ряда вон выходящее, чтобы вашему основателю не было мучительно трудно пробираться сквозь слишком оригинальные и чаще всего лицемерные эпитеты, описывающие продукт. Вместо этого опишите функциональность сервиса, его отличительные особенности и «боль». Что такое боль? Это описание проблемы, которую вы надеетесь решить, с помощью своего продукта. Лучше всего смотрится в бытовом кейсе. Расскажите, как сотрудники одного из банков ужасно долго и муторно собирали комментарии о своей работе на сайтах, форумах и в социальных сетях. О том, как плакали, искали упоминания, снова плакали и не понимали, как проанализировать весь сбивающий с ног поток информации. Но тут появились вы. Не совсем опытные, не совсем коммуникативные, но очень старательные, не желающие получить выгоду, а лишь немного улучшить мир. Этого достаточно.
Включите эмоции
Ни одна статья, выступление или переговоры не должны обходиться без эмоционального подтекста. Как описывалось ранее, нужно убедить людей в том, что проблема есть, она распространена и очень портит работу или жизнь. Внутри IT привыкли пользоваться фактами, но следует признать то, что именно наиболее жаркие дискуссии имеют эмоциональную подоплеку. Многие из нас помнят наизусть песни или цитаты из фильма, который посмотрели десять лет назад, но лишь редкие птицы вспоминают моменты рабочего собрания недельной давности. Даже если там было много, очень много фактов и графиков. Стоит запомнить лишь одно. Мы продаем идею и продаем ее людям, а люди не любят диаграммы, по крайней мере, большая их часть. Пишите о продукте весело и интересно.
Персонификация
Технология работает в двух направлениях. Первое, что нужно сделать – это перестать давить на босса и пытаться записать его в кружок по сценической речи, а потом заставить вести стилистически продуманный инстаграм. Мы, маленькие гуманитарии, привыкли работать на публику, но демонстративное бытие не обязательно должно нравиться вашему основателю. В этом нет ничего плохого. Просто сядьте в тихий кабинет и тщательно обдумайте инструменты продвижения и выберите наиболее комфортные социальные сети. А инстаграм подождет, хотя вполне возможно, ваш киса Frontend-разработчик делает отличные фото и будет с радостью выкладывать посты с красивыми кактусами и подсвеченными клавиатурами. Второй момент, уже не связанный с персоной босса, касается определения своей аудитории. Конечно, великому создателю программного продукта плевать хотелось на каких-то незнакомых людей, но правила рынка еще никто не отменял. Алан Купер, так называемый «отец Visual Basic», еще очень давно сформулировал концепцию, по которой разработчик должен определить усредненного пользователя системы. Суть концепции состоит в том, что если вы хотите разработать эффективное программное обеспечение, то оно должно быть спроектировано для конкретного человека. Мысль верна и для продвижения. Сформируйте портрет своего пользователя и только после этого публикуйте статьи на тематических порталах.
Крепкая база
Не нужно судорожно рассылать пресс-релизы с использование огромных таблиц Excel, хоть и это на первых порах не так плохо. Сосредоточитесь на общении с уже существующими клиентами и постарайтесь сделать их жизнь, как можно легче. Разъясните функционал сервиса, делайте рассылки с обновлениями и не забывайте звонить и заинтересованно слушать о проблемах. Именно эмпатия сделает вас хорошим сотрудником в IT сфере, потому что сочувствия и искреннего интереса к обычным пользователям здесь чаще всего не хватает. Необходимо наладить обратную связь между клиентом и разработчиком, чтобы увидеть все проблемы и недочеты вашего продукта. Не забывайте и о стратегии. Соберитесь с коллегами и немного подумайте о том, какие ценности и сообщения вы бы хотели донести до клиентов, куда вы стремитесь и в чем состоит ваша главная цель.
И как говорят создатели паблика «Беспощадный пиарщик», PR – это любовь. Поэтому любите своих коллег и клиентов и не пытайтесь их изменить .
Автор: DariaVyalkova