12 марта 2018 года сайт France.com внезапно ушёл в офлайн. В течение 24 лет он работал как туристическая витрина коммерческого турагентства и позволял бронировать билеты на путешествия по Франции. Владелец Жан-Ноэль Фридман, американский гражданин, зарегистрировал его в 1994 году, через несколько лет после того, как регистрация доменов вообще стала общедоступной. С тех пор у него был достаточно прибыльный бизнес. Для защиты актива он даже зарегистрировал соответствующий торговый знак. Корпорация France.com Inc. официально зарегистрирована в Калифорнии.
Но всё изменилось 12 марта 2018 года, когда американская компания Web.com «внезапно передала владение доменом французскому министерству иностранных дел. Компания сделала это без какого-либо официального уведомления Фридмана и без компенсации». Просто в один день сайт перестал работать, а электронные письма не доставлялись по адресу.
В данный момент france.com перенаправляет посетителей на france.fr, который принадлежит МИД Франции. Сам бывший владелец домена расценивает это как незаконный захват собственности, тем более что домен .com располагался в международной коммерческой доменной зоне, которая не имеет отношения к французской юрисдикции. Жан-Ноэль Фридман намерен восстановить справедливость — и сейчас судится с французским правительством и несколькими хостинг-провайдерами, надеясь вернуть бизнес.
За почти четверть века своего существования сайт претерпел несколько инкарнаций. Какое-то время он работал как сайт с новостями о Франции, в том числе для платных подписчиков, но затем окончательно определился с самоидентификацией в качестве туристического агентства: так он и работал много лет. С аудиторией около 100 тыс. человек в месяц сайт приносил доход на комиссионных отчислениях. Что характерно, к Фридману и его проекту никогда не было никаких претензий. Французское бюро туризма сотрудничало с ним, а в 2009 году даже присудило награду «Лучший веб-сайт». Но похоже, что в 2016 году внешнеполитическое ведомство изменило своё мнение. Даже не выдвигая коммерческих предложений о покупке домена у владельца, оно сразу подало в суд — и в июле 2016 года Верховный суд Парижа обязал Фридмана передать домен в собственность французского правительства под угрозой штрафа.
Решение поддержал апелляционный суд в сентябре 2017 года, а сейчас оно обжалуется в Верховном суде Франции.
Фридман предполагал, что до окончания судебных разбирательств сохранит контроль над доменом, даже при условии выплаты штрафа, как постановил суд первой инстанции. Однако в какой-то момент французские власти направили прямое распоряжение в адрес регистратора Web.com — и этого оказалось достаточно. Регистратор послушно перенёс домен на нового владельца. Что ещё хуже, регистрацию перенесли с американского регитратора Web.com на французского OVH, который скорее будет выполнять решения французских, а не американских судов.
Есть некая ирония в том, что эту операцию провернула компания под названием Web.com, она ведь не владеет вебом. Может быть, сэр Тим Бернерс-Ли (изобретатель WWW) может помочь проделать то же самое с ней самой?
Это уже не первый случай, когда крупная корпорация пытается отобрать домен, зарегистрированный на физическое лицо. Знаменитый прецедент — домен milka.fr в деле «Милка против Kraft Foods». Женщина по имени Милка зарегистрировала домен milka.fr и какое-то время использовала его для своего бизнеса, прежде чем корпорация Kraft Foods заметила это и подала в суд. Суд встал на сторону большого бизнеса. Ещё один прецедент — домен nissan.com. Японский автогигант Nissan Motor пытался отобрать зарегистрированный в 1994 году домен nissan.com у Узи Ниссана, основателя и владельца компании Nissan Computer Corp., и требовал выплаты $10 млн компенсации, но в данном случае большой бизнес проиграл.
Но чтобы государственные власти изымали домен у частного владельца в зоне .com — такого, кажется, вообще не случалось. Домены USA.com, Canada.com и Germany.com принадлежат частным лицам, домен Russia.com — такой же туристический сайт, каким был France.com, и принадлежит компании Russia.com Inc., зарегистрированной в Великобритании.
Автор: Анатолий Ализар