Порой людям хочется верить, что в жизни действительно существуют сверхъестественные явления. Так называемая «экстрасенсорная» коммуникация, или возможность общения без использования привычной сенсорной системы человеческого организма, это как раз одно из таких явлений.
Люди так хотят верить в него, что по ТВ постоянно крутят сериалы про экстрасенсов и гадалок (и вам уже осторчертело), а в книжном, под гнётом потребительской психологии, целую полку отвели эзотерике. Об экстрасенсорике много говорят, пишут и показывают, и часто не то. Как человека из индустрии коммуникаций меня интересуют следующие вопросы:
Как объясняла бы «экстрасенсорное» восприятие в случае его существования теория коммуникации?
Если предположить её существование, то по каким принципам она должна была бы происходить?
Почему признаки, присущие другим моделям коммуникации, здесь неприменимы, как правило обрушивают любую веру в экстрасенсорику и помогают разоблачать шарлатанов?
Давайте всё это выясним, опираясь на научный подход.
Современная теория коммуникации собрала множество различных моделей, описывающих структуру, характеристики, процесс и/или условия коммуникации в целом и отдельных её видов. Вот немногочисленные примеры:
Модель Лассуэла
Модель Шрамма и Осгуда
Модель Шеннона-Уивера
Модель Ньюкомба
Модель Аристотеля
Модель AIDA
Модель OSI
Логично, что если бы Э. К. существовала, её бы сразу же стали анализировать с помощью похожих моделей. Если же заниматься этим, априорно принимая её существование, то по каждому структурному признаку найдётся не менее 1 критического возражения.
Рабочие определения
Для начала очертим предмет рассуждений, так как каждый человек имеет собственное мнение на тему экстрасенсорики.
Во-первых, под коммуникацией будем далее понимать передачу информации от одного субъекта к другому (доктринальные споры различных школ здесь опускаются).
Во-вторых, что касается «экстра-». Приставка «extra» означает «дополнительный, добавочный, лишний, специальный», и этим отличается от приставки «para», которая значит «вне чего-либо» (ср.: экстралингвистические факторы, паралингвистические факторы). И, ставя в заголовок более популярный вариант «экстрасенсорная», следует сказать, что возможно следовало бы употреблять вариант паракоммуникация, т.е. выходящая за пределы сенсорной системы, а не «продолжающей» её, как «экстракоммуникация». Ну да ладно, употребление уже сложилось иначе.
В-третьих, что касается «сенсорики». В психологии и физиологии «сенсор» — это не жирный от пальцев экран смартфона, а часть сенсорной системы организма, а именно что-то из данных сенсорных органов: рецепторы, нервные пути, корковые отделы.
В-четвёртых, экстрасенсорика (согласно морфологии слова, а не реально) — это получение или генерация осознаваемого сообщения без участия органов ощущений (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и других частей сенсорной системы. Так как даже у самого крутого экстрасенса сообщение будет фиксироваться мозгом — центральной частью сенсорной системы, пусть и в обход периферии — то логичнее было бы говорить об одном из типов невербальной коммуникации.
И, наконец, в-пятых, что касается образа «экстрасенса». Следуя логике предыдущих рассуждений, экстрасенс — это любой человек, который вообще или только в данном конкретном случае проявляет осознаваемое им самим экстрасенсорное восприятие, а не только такой, который занимается подобными восприятиями «профессионально».
Виды экстрасенсорных коммуникаций
Немногочисленные «свидетельства» и сюжетные ходы — вот и вся база, на которой мы могли бы построить хоть какую-то типологию.
Согласно социальным суевериям, экстрасенсорная коммуникация происходит тогда, когда:
при личном контакте человек «снимает» какую-либо информацию о собеседнике, если это нельзя объяснить повышенным неосознаваемым вниманием к микро- и макровыражениям лица, позе и голосу (см. работы Пола Экмана), уже имеющейся или вытекающей из таковой информацией, действием запахов, верной предубеждённостью или простым блефом;
коммуникатор думает о реципиенте, а реципиент это чувствует (межличностное дистанционное общение, известное как телепатия);
один родственник внезапно понимает, что другой попал в беду, если такой информации не поступало;
человеку снятся мёртвые родственники, если исключить работу бессознательного;
экстрасенс прикасается к предмету и мгновенно «осознаёт связи» между предшествующими событиями.
Как вы заметили, в данном случае проще описать саму ситуацию, чем назвать вид. Это ещё раз указывает на статистическую малочисленность всех «свидетельств», и по каждому пункту найдётся множество «если», «но» и «в случае».
Структура и факторы «экстрасенсорной коммуникации»
Э. К. можно было бы разбирать по каждой из представленных выше моделей коммуникации, однако на наш взгляд этого не требуется: гораздо проще и быстрее будет проиллюстрировать несколько основных аргументов против её существования, взяв наиболее частые признаки, встречающиеся во всех известных моделях:
Средство коммуникации (medium)
Субъекты коммуникации
Сообщение
Обратная связь
Канал коммуникации
Как показали прошлые исследования автора в сфере медиа, собственно «медиум» (единственно правильное произношение в ед. ч.) — это любое средство, посредник, канал коммуникации, как бы «встающий посередине», между отправителем и получателем сообщения (масс-медиа — лишь частное проявление).
В случае с Э. К. медиум буквально был бы таков:
Некий «канал» некого «мирового информационного поля» (и это, пожалуй, главное возражение против возможности Э. К.).
Психика самого индивида, которая, по такой логике, посылает или принимает сообщение «через пустоту» (если исключать первый пункт).
Сам индивид как канал коммуникации.
Любые материальные предметы, которые позволяют экстрасенсу «получить сообщение» о неизвестных до того связях.
Различные комбинации и уровни вложенности предыдущих пунктов.
Довольно непросто поверить в существование таких каналов коммуникации, ведь у нас до сих пор нет способов фиксации фактов передачи.
Но даже если предположить такие факты, коммуникационные характеристики каналов коммуникации были бы следующими:
неизвестность и для отправителя, и для получателя;
низкая пропускная способность (даже если бы скорость и была мгновенной, пройдёт-то мало бит);
неопределённые способы передачи, надёжность, формат и защищённость передаваемых сообщений;
низкое соотношение «сигнал-шум» (шума и препятствий на пути больше, чем полезного сигнала);
невозможность перевода сигнала в другие каналы;
невозможность повтора сообщения.
Кто желает ненадёжный, медленный, никому не понятный и теряющий пакеты канал коммуникации?) Да точно никто.
Даже в случае существования Э. К. коммуникатору пришлось бы усиливать воздействие и пытаться получаться проверить свои предположения вербально, но тогда не было бы смысла в самой Э.К. (какой смысл в неавтономном канале?).
Коммуникатор и реципиент
Субъектами Э. К. можно было бы назвать самого коммуникатора (отправляющая сторона) и реципиента (принимающая сторона). Однако если мы говорим об односторонней коммуникации, то здесь у нас субъект и объект; если это «диалоговая форма» — тогда оба уже субъекты.
На наш взгляд, для эффективности Э. К. имели бы значение вера коммуникатора в собственные силы, его умственные способности, понимание им целей столь неординарного способа передачи сообщения, концентрация на задаче и знания коммуникатора о реципиенте (чем больше сведений, тем успешнее передача). Кроме того, могли бы сыграть свою роль уровень знакомства субъектов коммуникации и степень их привязанности. Однако каждый из перечисленных факторов мог бы и отрицательно повлиять на эффективность передачи (неоправданная вера в собственные силы, излишние и отвлекающие от столь интуитивного процесса логичность, концентрация на задаче и сведения о реципиенте, неправильно поставленные цели).
Также непонятно было бы значение географического положения коммуникантов.
С одной стороны, нахождение в пределах видимости должно помогать снятию информации (но тут возрастает риск принятия за экстрасенсорику бессознательных процессов восприятия малозаметных признаков, хотя последнее и является полезным и более-менее развитым у некоторых людей скиллом).
С другой, если вообще брать указанный выше вариант с «мировым информационным полем», то ассоциация себя с конкретной точкой на карте вообще не должна была бы иметь значения.
В общем, всё это интересно, но бездоказательно.
Сообщение
Можно выделить 3 аспекта передаваемого сообщения, которые имели бы значение в процессе Э. К:
содержание
объём сообщения
модальность восприятия
Даже ярые адепты Э. К. согласились бы, что с помощью столь замороченных медиа нельзя было бы передать содержательное и объёмное сообщение (гораздо вероятнее отрывистое, искажённое и неполное). Также при таких условиях оно едва ли было бы мультимедийным, т.е. нацеленным на восприятие в разных перцептивных модальностях.
Обратная связь
Даже при существовании возможности передать сообщение вне основных органов чувств доказывать возможность ещё и обратной связи, этой неотъемлемой составляющей многих-премногих моделей, пришлось бы отдельно.
Во-первых, способность к передаче и восприятию сообщения — это разные функции в любой модели коммуникации, и никто не гарантирует их одновременное присутствие.
Во-вторых, у субъектов «общения» были бы просто разные пороги восприятия.
В-третьих, при неизбежном искажении сообщения могло бы оказаться не на что «отвечать».
Ну и какая же тут обратная связь?
Э. К. и психология
Переходя из предметной области теории коммуникации к психологии, обобщим несколько психологических фактов: люди предпочитают более простые объяснения более сложным, охотнее допускают существование явлений, которые совпадают с их убеждениями и склонны принимать частные случаи за общие. Всё это, накладываясь на другие факторы, объясняет популярность экстрасенсорных тематик в массовой культуре. А кто и как это использует?
Э. К. в массовой культуре
Довольно часто в играх, кино и литературе можно встретить героев, обладающих способностями к экстрасенсорному общению и восприятию: это и джедаи с ситхами, доктор Ксавьер, Гарри Поттер с Волдемортом, и более грубые поделки в виде сериалов типа «новая Ванга».
Подобные сюжеты универсальны, а их польза для исследователей Э. К. в том, что они (как минимум) отражают представления больших групп людей, а значит, из подобных источников можно при желании извлечь ценные выводы. Выводы эти весьма маркетинговые: это маркетинг невозможного, а именно способ бесконечной генерации шаблонных сюжетов, дающий сценаристам игровых и других студий уникальную возможность навострить уши, изучить «предпочтения» и выдать подходящий продукт (чем они и занимаются).
Заключение / потенциал исследований Э. К.
Очевидно, что единственным способом углубить наши представления об Э. К. стали бы объективные, обширные, междисциплинарные и непротиворечивые исследования, нацеленные на фиксацию реальных случаев экстрасенсорики различных видов, в разные годы и в разных странах. Потребовалось бы выделить возможные переменные такой коммуникации, а их десятки, и проверять каждую в отдельности — это потенциал исследований.
Современные теория коммуникации и психология пока не имеют научных подтверждений реальности экстрасенсорного обмена информацией, но здесь допустимы и взгляд с позиций других наук, и пока не подтвердившиеся гипотезы (в порядке мозгового штурма), а кроме того, рядом с современной научной картиной мира есть и другие: альтернативная научная, религиозная и философская. Всё перечисленное вкупе оставляет пространство для дальнейших доказательств.
Источники
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2006. 656 с.
Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Пер. с англ. Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», Науменко А. А., 2015. 688 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 583 с.: ил.
Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2016. 384 с.
Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. III. 692 с.