2 апреля 2018 года в рамках тематического блока законопроектов «Оборона и безопасность» на рассмотрение Госдумы внесён законопроект № 430597-7, который предусматривает изменение в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (об особенностях исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении доступных в сети «Интернет» сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица). Авторы документа — группа депутатов фракции «Единая Россия» В.И.Писарев (руководитель комитета по безопасности и противодействию коррупции), его заместители Э.А.Валеев и А.Б.Выборный, а также А.С.Грибов (член комитета по госстроительству).
Предлагается всего две конкретные правки в два закона. Изменения ещё больше увеличат список сайтов, которые должны быть заблокированы на территории Российской Федерации. Сейчас в реестре Роскомнадзора уже 118 011 записей.
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предлагается дополнить статьёй 1094 следующего содержания:
«Статья 1094. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении сведений, распространенных в сети «Интернет», порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица.
1. В случае, когда должник по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении сведений, распространенных в сети «Интернет», порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, не принял меры для пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем их удаления или ограничения к ним доступа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к сведениям, распространенным в сети «Интернет», порочащим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица.
2. В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к сведениям, распространенным в сети «Интернет», порочащим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, судебный пристав-исполнитель направляет такое постановление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи.».
Кроме того, в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается внести изменения, дополнив часть 5 статьи 151 пунктом 3 следующего содержания:
«3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении
доступа к сведениям, распространенным в сети «Интернет», порочащим
честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую
репутацию юридического лица.».
В пояснительной записке авторы объясняют, что законопроект направлен на повышение уровня исполнения исполнительных документов, содержащих требования об удалении из интернета сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица.
Требование «удалить из интернета» содержится в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье, любой гражданин или юрлицо может потребовать удалить сведения и опубликовать опровержение порочащей его информации. В случае отказа ответчика выполнить решение суда на него может быть наложен штраф. При этом штраф не снимает с владельца сайта удалить информацию и/или опубликовать опровержение.
Однако сложившаяся судебная практика показала, что некоторые российские сайты вроде «Яндекса» подчиняются требованиям — и удаляют информацию, другие сайты не делают этого. Поэтому возникла необходимость усовершенствовать действующее законодательство. Теперь такие сайты-нарушители просто подвергнут блокировке на территории Российской Федерации.
Теперь если сайт-нарушитель по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, так и не удалил информацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о блокировке ресурса — и направляет его в Роскомнадзор. После этого блокировка происходит в течение одного рабочего дня.
Предположительно, рассмотрение законопроекта в Госдуме в первом чтении состоится в середине недели, сообщил «Известиям» собеседник во фракции «Единая Россия».
«Принятие законопроекта будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации», — уверены авторы законопроекта.
«Количество судебных процессов и решений о недостоверности данных со временем будет расти, — считает директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов. — Распространение различных спекуляций о коррупционных действиях или обвинениях личного характера является элементом политической борьбы. В связи с этим вполне логично решение госдеятелей, кандидатов на выборах, политиков и крупных бизнесменов идти по пути судебного регулирования этой сферы».
Ранее депутаты «Единой России» Сергей Боярский и Андрей Альшевских внесли в Госдуму законопроект, предлагающий штрафовать физических лиц в случае отказа от удаления порочащей информации на 3–5 млн руб., юридических лиц – на 30–50 млн руб. В первую очередь речь идёт о тех, кто распространяет информацию в соцсетях и мессенджерах вроде Telegram.
Примечание: При комментировании этого материала просим соблюдать правила Geektimes. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения. В комментариях работает постмодерация.
Автор: Анатолий Ализар