Работа со звуком — это ресурсоёмкий для вашего компьютера процесс. Каждый звукорежиссёр не раз сталкивался с проблемой «крупных проектов», с которыми имеющееся оборудование отказывается дружить из-за недостаточных мощностей. По этой причине самым надёжным способом добиться идеальной производительности в таких случаях является проектирование звукового тракта специально под нужды sound production вашего уровня.
Но решение дорогостоящее и не во всякой ситуации возможное. Что же делать тем, кто в данный момент не может позволить себе апгрейд?
- Профессионалы индустрии могут работать на выездах не со своим, уже проверенным, оборудованием (либо хозяин твоей студии может зажать средства на замену устаревшего конфига).
- Звукачи начинающего и среднего уровня могут просто не иметь денег на замену комплектующих (а упомянутые pro также могут приходить из напичканной топовой техникой студии домой к своему старому ноутбуку и плакать горючими слезами).
- Привычное оборудование может просто сломаться как раз в период работы над множеством заказов для крайне обидчивых заказчиков; тогда, опять же, придётся искать обходные пути — через использование старых машин.
- Наконец, главный аргумент состоит в том, что универсального лимита для вашего творчества и для используемого количества дорожек и эффектов просто нет. Иногда замысел превышает возможности по его реализации, и тут нужно немного схитрить.
Основные понятия
Оптимизация — улучшение способа использования чего-либо.
Аппаратная и программная производительность (далее — «АПП»; англ. «hardware & software performance») — качественная или количественная характеристика способности компьютерной техники или ПО решать заданную задачу в целом или в определённый момент времени.
Саунд-проект (далее — «СП») — произвольное множество объединённых общим замыслом звуковых дорожек, находящихся в одной папке на жёстком диске вместе с исполняемым файлом проекта, хранящим информацию о положении, длительностях и эффектах данной совокупности дорожек.
Аппаратная и программная производительность СП (далее — «АПП СП») — характеристика способности мощностей ПК, DAW или того и другого одновременно выполнять задачи звукового проекта без временных потерь и согласно замыслу звукорежиссёра.
Оптимизация АПП СП — улучшение методик работы с аппаратно-программной производительностью звукового проекта в целях лучшего решения задач работы со звуком.
CPU — центральный процессор ПК.
DAW (Digital Audio Workstation) — многофункциональная звукозаписывающая программа (цифровая рабочая станция в программном аспекте).
Когда железо не справляется
Что вообще в этот момент происходит? С ростом количества дорожек и применяемых плагинов растёт нагрузка на процессор, оперативную память, жёсткий диск и кулеры. Воспроизведение происходит не сразу или вообще перестаёт стартовать, горячие клавиши не отзываются на нажатие, а все возможные метрики горят красным (технический аспект).
Далее работа над СП затрудняется или приостанавливается, проблема попадает в поле внимания звукорежиссёра и начинаются попытки её решить или же поматюкаться, проигнорировать и работать дальше (это психологический аспект).
Когда железо не справляется, самые нежелательные варианты развития событий — это:
- длительные зависания
- потеря проекта или части важных изменений в нём в случае отсутствия бэкапов
- более быстрый износ аппаратной составляющей ПК
Вот чего мы больше всего хотели бы избежать, но и простая потеря времени сама по себе может действовать на нервы.
Диагностика и мониторинг производительности СП
Фактически проверка производительности является одной из составляющих любой серьёзной работы над звуком. Автор выделяет 2 её формы — диагностику и мониторинг.
Мониторинг производительности СП — это периодический или даже непрерывный процесс снятия информации об уровне аппаратной нагрузки.
Диагностика производительности СП — это единовременный срез данных об уровне нагрузки на ПК.
И то, и другое может выполняться как автоматически (средствами операционной системы, самой DAW или других приложений), так и человеком за пультом.
Желательный вариант проверки — если вы намеренно, периодически посматриваете на соответствующие шкалы («как бы чего там не это»; т.е. мониторите ситуацию).
Есть и другой подход — проверять, когда уже почувствовали, что «там что-то подтормаживать стало» (т.е. заниматься диагностикой лишь в случае возникновения проблем).
Какие у нас есть возможности для диагностики и мониторинга?
- Во-первых, все DAW предоставляют нам шкалы (как я люблю говорить — «метрики»), отображающие текущую нагрузку на ПК.
- Во-вторых, можно посматривать в системный диспетчер задач (или его аналоги).
- В-третьих, полезную информацию можно получить, просто пощупав железо (компьютер, USB-звуковую или микшерный пульт).
Итак, вы прочекали производительность и результатат вас не устраивает? Дальше разбираем возможности реальной оптимизации.
Способы оптимизации производительности АПП СП
Решения проблемы АПП СП очевидны только на первый взгляд, на деле же здесь огромное пространство для вашей фантазии.
Способы отсортированы по предполагаемой частоте использования.
Перезапуск всего, что только можно
Перезапускаем DAW и/или операционную систему (можно также отдельные плагины).
Отключения и удаления
В процессе сведения/мастеринга
- Отключаем часть плагинов и дорожек в проекте.
- Отрубаем ненужные приложения в трее.
- Выключаем браузер, если до этого ещё пытались сёрфить.
- Экспортируем дорожки с неактуальными в данный момент обработками в этот же проект (исходные можно пока отключить).
- Экспортируем временно неактуальные дорожки в тяжёлых, несжатых форматах (.wav и подобные) в mp3, можно немного порезать битрейт (исходные можно пока отключить).
- Вместо VST2-плагинов включаем в рэк VST3.
- Меняем ASIO-драйвер на другой (как правило, у нас их несколько на выбор) и копаемся в его настройках.
- При записи вокала/голоса: все остальные дорожки экспортируем в одну, открываем новый проект и записываем вокал под одну-единственную минус-дорожку. Потом голос импортируется в прежний проект.
- Отключаем часть плагинов DAW и перезапускаем её, чтобы загружалось только необходимое.
- Отказываемся от использования Rewire и отсоединяем часть внешней аппаратуры (usb-клава, флэшка, процессор эффектов).
- Отключаем визуальные эффекты операционной системы (прозрачность меню, движущиеся заставки рабочего стола, виджеты).
- Чистим автозагрузку (это на будущее).
В простое
- Выключаем проект или часть плагинов, перегоняем комп в сон или выключаем совсем.
Пересаживаемся на другую DAW
Вполне очевидно, что разный софт по-разному использует ресурсы ПК. Опытным путём можно понять, как аналогичное ПО справляется с теми же задачами звукозаписи, и затем осуществить рокировку.
Обновления
- Обновляем DAW и плагины (хотя бывает обратная ситуация: когда более старые версии более производительны. Тут смотрите по отзывам).
- Обновляем ОС (можно выборочно только те обновления, которые точно повысят быстродействие).
Чистки
- Протираем оборудование, особенно различные решётки для вывода воздуха. Затем берём пылесос, снимаем крышку системного блока и вперёд. Продуваем сжатым воздухом труднодоступные места, меняем термопасту CPU. Включаем проект и сравниваем производительность до и после.
- Чистим ОС от мусора, особенно системный диск, реестр, скрытые файлы, выключаем ненужные службы.
Помощь друга
Аналогично с предыдущим, только берём оборудование взаймы, чтобы завершить конкретный проект.
Шопинг и тюнинг
Если и не меняем ПК и другие составляющие звукового тракта полностью, то хотя бы частично. Короче, заказываем новое оборудование. Особое внимание уделяем системе охлаждения: для десктопа врезаем больше кулеров, ноутбук ставим на охлаждающую подставку.
Заключение
Нужно понимать, что всё перечисленное — это лишь полумеры, лишь борьба с очевидным моральным и физическим устареванием оборудования. Да, иногда приходится закрывать глаза на недостаточность аппаратных и программных ресурсов, но сколько ещё вы выдержите?
Ниже предлагаю принять участие в опросе, чтобы мы с вами выяснили самые популярные способы бороться с тормозами и перегревом (немножко нерепрезентативно, но всё равно ведь интересно). Для тех же, кто впервые слышит о каких-либо из перечисленных методик, опрос может считаться бриф-тестом на знание способов повышения производительности работы со звуком.
Удачных всем сессий в ваших студиях и берегите свой ПК от перегрева :)
Автор: Евгений Колесников