Одно из главных преимуществ беспилотных автомобилей — то, что они кардинально увеличат безопасность на дорогах и спасут миллионы человеческих жизней. Программа-автопилот лишена главного фактора непредсказуемости, из-за которого происходит большинство ДТП — человека.
Но похоже на то, что далеко не все люди благодарны роботам за их великую спасительную миссию. По крайней мере в Сан-Франциско наблюдаются странные и необъяснимые случаи человеческой агрессии по отношению к беспилотным автомобилям. Взять хотя бы сухие отчёты по автомобильным авариям в штате Калифорния с участием беспилотных автомобилей. За 2018 год зарегистрировано семь таких происшествий. В двух отмечена явная агрессия человека.
Судите сами.
Вот отчёт о дорожно-транспортном происшествии 2 января 2018 года (документ вверху). Автомобиль GM Cruise в режиме автопилота попал в ДТП в городе Сан-Франциско при повороте направо с северной Валенсия-стрит на 16-ю улицу. Как произошла авария? Автомобиль остановился на зелёный свет между пешеходными переходами, ожидая перехода всех пешеходов через 16-ю улицу. В это время другой пешеход приблизился с юго-западного направления перекрёстка улицы Валенсия и 16-й, пересекая первую под знаком «Переход запрещён» (Do not walk), и «с криками врезался в левую часть заднего бампера и кузова GM Cruise всем телом».
В отчёте отмечено, что из людей никто не пострадал, но пострадал левый задний фонарь автомобиля. Полицию не вызывали.
Перекрёсток Валенсия-стрит и 16-й стрит
28 января 2018 года произошёл ещё один инцидент там же в Сан-Франциско неподалёку от места первого ДТП, и опять с участием GM Cruise. На этот раз беспилотный автомобиль двигался в режиме ручного управления. Он остановился позади автомобиля такси на Дюбус-авеню неподалёку после пересечения с Герреро-стрит. В этот момент «водитель автомобиля такси покинул транспортное средство, приблизился к GM Cruise и хлопнул по переднему пассажирскому окну, что привело к появлению царапины. Пострадавших не было, полиция не вызывалась».
Инциденты кажется незначительными, но они демонстрируют какое-то странно агрессивное отношение местных жителей к беспилотным автомобилям. Казалось бы, эти машины несут цивилизацию и светлое будущее на улицы городов. Но некоторых людей эти безобидные роботы как будто раздражают.
Со 2 апреля 2018 года вступают в действие новые правила, которые позволят обкатку беспилотных автомобилей в Калифорнии на дорогах общественного пользования вообще в отсутствие человека-водителя. Можно ожидать, что тогда количество ДТП с их участием ещё больше увеличится, по вине других пешеходов и водителей-людей. В прошлом году с участием робомобилей зафиксировано 27 инцидентов.
Сложно понять мотивы простых людей, но ясно, что причина не только в автомобилях. Похожие случаи отмечались и раньше. Например, в декабре прошлого года калифорнийскому приюту для животных SPCA пришлось убрать с улицы робота-охранника Knightscope, который патрулировал здание организации, из-за многочисленных жалоб со стороны местных жителей и бездомных — они жаловались, что робот их «беспокоит».
Робот-охранник Knightscope
В большинстве случаев люди были просто недовольны присутствием робота на улице и писали жалобы, но один человек, как сообщается, «разложил брезент, повалил робота и замазал соусом барбекю все его датчики».
В апреле прошлого года пьяного местного жителя задержала полиция за «нападение и нанесение ударов роботу-охраннику Knightscope» в Маунтин-Вью, недалеко от штаб-квартиры Google.
Неприязнь населения к автономным роботам не прошла мимо влияния властей. В декабре 2017 года в Сан-Франциско принят билль, который ограничивает количество автономных роботов для доставки грузов на тротуарах города. На фотографии внизу показан один из таких роботов для доставки покупки, которого местный житель сбил с колёс и оставил лежать в таком беспомощном положении.
«Не каждая инновация имеет большую ценность для общества, — сказал автор законопроекта Норман Йи (Norman Yee). — Если мы не ценим наше общество, если мы не ценим возможность сходить в магазин, чтобы нас не переехал робот… то что тогда происходит?»
Автор: Анатолий Ализар