С помощью моделирования в SketchUp удалось приближённо восстановить трассу объекта, наблюдавшегося 15 февраля 2013 года над Южным Уралом, и относительно точно оценить его высотный профиль и, самое главное — скорость.Очевидно, что произошедшее над Южным Уралом представляет собой угрозу; характер же её зависит от природы объекта: естественного он происхождения или же искусственного. Это — главный вопрос.
Пока фрагменты объекта не найдены, помочь прояснить его природу может скорость. Средняя скорость естественных небесных тел (20 км/с по данным исследования для Национального совета безопасности от 1989 г.), регулярно попадающих в атмосферу Земли, намного превышает типичные для космических аппаратов значения 8-11 км/с).
Для определения скорости мы использовали видео, появившееся в изобилии; коллекция ссылок на локализованные в географическом пространстве камеры была предоставлена пользователем siberiano — благодарим за помощь.
На первом этапе восстановления были отобраны две видеозаписи — одна была сделана в Каменск-Уральском (140 км к северу от Челябинска), другая — в Магнитогорске (240 км к юго-западу). Отобраны они были по важнейшему для 3D-моделирования условию — наличию в кадре подходящих зданий и сооружений.
В SketchUp были воссозданы 3D-модели зданий и сооружений, попавших в кадры, с возможной точностью восстановлено положение камер, и построены лучи по направлению к объекту на разных стадиях полёта. Модели были экспортированы в Google Earth — по ним была восстановлена (в первом грубом приближении) трасса пролёта.
Точность определения трассы объекта таким образом невысока — ясно лишь, что метил он в Миасс, а максимум энерговыделения почему-то пришёлся на Челябинск. Но определить среднюю скорость по длине трассы и времени движения объекта можно с вполне приемлемой для первых оценок точностью.
Участок протяжённостью 150 км объект преодолел за 15 с, что даёт среднюю скорость около 10 км/с. Так что если это болид — то очень-очень медленный, что само по себе примечательно.
При этом объект снизился с примерно 40 км, где было впервые отмечено его свечение, до 4,5 км.
Работа над моделированием предполагается продолжить; её главная текущая цель — возможно точное восстановление траектории и анализ особенностей — там тоже немало любопытного. Будем признательны за помощь с исходными данными — видеозаписями и фотографиями, точно локализованными в географическом пространстве. Данные с ещё нескольких «удачных» камер ждут обработки.
Можно скачать текущую модель трассы Челябинского феномена в формате KMZ. Краткое описание — здесь.
Автор: NeoGeography_Group