TypeScript — это надмножество JavaScript, то есть, любой код на JS является правильным с точки зрения TypeScript. Однако, TypeScript обладает некоторыми дополнительными возможностями, которые не входят в JavaScript. Среди них — строгая типизация (то есть, указание типа переменной при её объявлении, что позволяет сделать поведение кода более предсказуемым и упростить отладку), механизмы объектно-ориентированного программирования и многое другое. Браузеры не поддерживают TypeScript напрямую, поэтому код на TS надо транспилировать в JavaScript.
TypeScript применяется для разработки веб-приложений с использованием популярного фреймворка Angular. В этом материале мы рассмотрим основы TypeScript, необходимые для того, чтобы приступить к освоению Angular и к работе с ним.
Предварительная подготовка
Прежде чем пользоваться TypeScript, его надо установить:
sudo npm install -g typescript
Теперь можно переходить к изучению возможностей языка. Откройте текстовый редактор и создайте новый файл. Поместите в него следующий код:
function log(message) {
console(message);
}
let message = 'Hello Typescript';
log(message);
Сохраните его как main.ts
и, перейдя в терминале туда, где его сохранили, выполните следующую команду:
tsc main.ts
Данная команда создаёт новый файл, main.js
, который является транспилированной JS-версией файла main.ts
. Этот файл можно, например, выполнить с помощью Node.js:
node main.js
Обратите внимание на то, что вам не нужно выполнять команду tsc
при сборке Angular-приложения, так как инструмент ng serve
подготовит код к выполнению автоматически.
Типы данных в TypeScript
TypeScript поддерживает различные типы данных. Среди них можно отметить следующие:
let a: number //например: 1, 2, 3
let b: boolean //например: true, false
let c: string //например: "abel agoi"
let d: any //такая переменная может содержать значения любых других типов
let e: number[] //числовой массив, например: [1, 3, 54]
let f: any[] //массив значений любых типов, например: [1, "abel agoi", true]
Обратите внимание на то, что TypeScript поддерживает ещё один тип, enum
, о нём вы можете почитать самостоятельно.
Стрелочные функции
В JavaScript функции объявляют так:
let log = function (message) {
console.dir(message);
}
В TypeScript того же эффекта можно добиться с помощью стрелочных функций, при объявлении которых используется последовательность символов =>
. Вот как это выглядит:
let log = (message) => { //тут мы просто убираем слово function
console.dir(message);
}
//это можно сократить, приведя к следующему виду
let log = (message) => console.dir(message);
//а если функции передаётся всего один параметр, можно записать её ещё короче
let log = message => console.dir(message); //однако, такой код плохо читается
Интерфейсы
Не рекомендуется писать функции, которым надо передавать очень много параметров. Например, это может выглядеть так:
let myFunction = (
a: number,
b: number,
c: string,
d: any,
e: number[],
f: any[]
) => {
console.log('something);
}
Избежать таких конструкций можно, включив параметры в объект и передав функции единственный объект. Тут нам помогут интерфейсы. Этот механизм есть в TypeScript:
interface MyParameters {
a: number,
b: number,
c: string,
d: any,
e: number[],
f: any[]
...
...
}
let myFunction = (myParameters: MyParameters) {
}
Классы
Стоит выработать у себя привычку группировать связанные переменные (свойства) и функции (методы) в единую конструкцию, которая в программировании называется классом. Для того, чтобы опробовать это на практике, создайте файл myPoints.ts
и поместите в него следующий код:
class MyPoint {
x: number;
y: string;
draw() {
//обратите внимание на то, что со свойством x мы работаем через this
console.log("X is: " + this.x);
console.log("X is: " + this.y);
}
getDistanceBtw(another: AnotherPoint) {
//посчитать и вернуть расстояние
}
}
Доступ к свойствам и методам классов
Мы сгруппировали связанные переменные и методы в единый класс. Теперь надо разобраться с тем, как с ними работать. Для этого нужно создать экземпляр класса:
let myPoint = new MyPoint() //MyPoint - это имя класса
myPoint.x = 2; //устанавливаем свойство x
myPoint.y = "a"; //устанавливаем свойство y
myPoint.draw(); //вызываем метод draw
Файл myPoints.ts
можно транспилировать и запустить то, что получилось:
tsc myPoint.ts | node myPoint.js
Обратите внимание на то, что прежде чем назначать свойствам класса значения, нужно создать его экземпляр. А есть ли способ задания значений свойств в ходе создания экземпляра класса? Такой способ есть и существует он благодаря конструкторам.
Конструкторы
Конструктор — это метод, который вызывается автоматически при создании экземпляров класса. Конструктор позволяет задавать значения свойств. Вот пример работы с экземпляром класса, в котором возможности конструкторов не применяются:
let myPoint = new MyPoint()
myPoint.x = 2;
myPoint.y = "a";
То же самое, с использованием конструктора, можно переписать так:
let myPoint = new MyPoint(2, "a");
Однако, для того, чтобы вышеприведённый пример заработал, понадобится внести изменения в класс, задав его конструктор:
class MyPoint {
x: number;
y: string;
constructor (x: number, y: string) {
this.x = x;
this.y = y;
}
draw() {
//обратите внимание на то, что со свойством x мы работаем через this
console.log("X is: " + this.x);
console.log("X is: " + this.y);
}
getDistanceBtw(another: AnotherPoint) {
//посчитать и вернуть расстояние
}
}
Необязательные параметры в конструкторе
Что если мы решили использовать конструктор, но хотим, чтобы явное задание параметров при создании экземпляров класса было бы необязательно? Это возможно. Для этого надо использовать знак вопроса (?
) в конструкторе. Этот знак позволяет определять параметры, которые, при создании экземпляра класса, задавать необязательно:
class MyPoint {
x: number;
y: string;
constructor (x?: number, y?: string) { //обратите внимание на "?" перед ":"
this.x = x;
this.y = y;
}
draw() {
//обратите внимание на то, что со свойством x мы работаем через this
console.log("X is: " + this.x);
console.log("X is: " + this.y);
}
getDistanceBtw(another: AnotherPoint) {
//посчитать и вернуть расстояние
}
}
//Этот код нормально отработает при создании экземпляра myPointA класса MyPoint
let myPointA = new MyPoint()
myPoint.x = 2;
myPoint.y = "a";
myPoint.draw();
//Этот код нормально отработает при создании экземпляра myPointB класса MyPoint
let myPointB = new MyPoint(2, "b");
myPointB.draw();
//Этот код нормально отработает при создании экземпляра myPointС класса MyPoint
let myPointC = new MyPoint(2); //обратите внимание на то, что значение Y мы тут не передаём
myPointC.draw();
Модификаторы доступа
Модификатор доступа — это ключевое слово, которое используется со свойством или членом класса для управления доступом к нему извне. В TypeScript есть три модификатора доступа: public
, protected
и private
. По умолчанию все члены класса общедоступны — это аналогично использованию с ними модификатора доступа public
, то есть, читать и модифицировать их можно извне. Использование модификатора доступа private
позволяет запретить внешним механизмам работу с членами класса. Например, здесь мы использовали данный модификатор со свойствами x
и y
:
class MyPoint {
...
private x: number;
private y: string;
//модификаторы доступа можно устанавливать и для методов
public draw() {
//нарисовать что-нибудь
}
...
}
let myPoint = new MyPoint();
myPoint.x = 3;
Попытка использовать конструкцию myPoint.x
при работе с экземпляром класса приведёт к ошибке, так как свойство объявлено с модификатором доступа private
.
Вспомогательные средства конструкторов
Выше мы добавляли конструктор к нашему классу следующим образом:
private x: number;
public y: string;
constructor (x: number, y: string) {
this.x = x;
this.y = y;
}
TypeScript позволяет записать то же самое в сокращённой форме:
constructor (private x: number, public y: string) {}
Всё остальное будет сделано автоматически (готов поспорить, вы часто будете с этим встречаться в Angular-приложениях). То есть, нам не нужен следующий код:
private x: number;
public y: string;
и
this.x = x;
this.y = y;
Геттеры и сеттеры
Предположим, что сейчас класс MyPoint
выглядит так:
class MyPoint {
constructor (private x?: number, private y?: string) {}
draw() {
//нарисовать что-нибудь
}
drawAnotherThing() {
//нарисовать ещё что-нибудь
}
}
Мы совершенно точно знаем, что не сможем работать со свойствами x
и y
за пределами экземпляра класса MyPoint
, так как они объявлены с использованием модификатора доступа private
. Если же нужно как-то на них влиять или читать их значения извне, нам понадобится использовать геттеры (для чтения свойств) и сеттеры (для их модификации). Вот как это выглядит:
class MyPoint {
constructor (private x?: number, private y?: string) {}
getX() { //возвращает X
return this.x;
}
setX(value) { //записывает в X переданное методу значение
this.x = value;
}
}
//так как установить x напрямую нельзя, после инициализации экземпляра класса myPoint
//мы использует сеттер setX() для установки значения X
let myPoint = new MyPoint();
myPoint.setX = 4;
console.log( myPoint.getX() ); //будет выведено 4;
Механизм сеттеров и геттеров позволяет задавать ограничения, применяемые при установке или чтении свойств класса.
Вспомогательные механизмы для работы с сеттерами и геттерами
Вместо того, чтобы использовать конструкцию вида myPoint.setX()
для того, чтобы установить значение x
, что если можно было бы поступить примерно так:
myPoint.X = 4; //работа с X так, как будто это свойство, хотя на самом деле это сеттер
Для того, чтобы подобный механизм заработал, при объявлении геттеров и сеттеров нужно поставить перед именем функций ключевые слова get
и set
, то есть, сравнивая это с предыдущими примерами, отделить эти слова пробелом от следующего за ними имени функции:
class MyPoint {
constructor (private x?: number, private y?: string) {}
get X() { //обратите внимание на пробел перед X
return this.x;
}
set X(value) { //обратите внимание на пробел перед Y
this.x = value;
}
}
Кроме того, общепринятой практикой является использование знаков подчёркивания в начале имён свойств (_
):
class MyPoint {
constructor (private _x?: number, private _y?: string) {}
get x() { //обратите внимание на пробел перед X
return this._x;
}
set x(value) { //обратите внимание на пробел перед Y
this._x = value;
}
}
Модули
Когда вы приступите к созданию реальных приложений, вы обнаружите, что в них понадобится далеко не один класс. Поэтому хорошо бы найти средство, позволяющее создавать классы так, чтобы их можно было использовать в других файлах, и в классах, объявленных в этих файлах, то есть, нам нужны инструменты написания модульного кода. Такие инструменты уже имеются в TypeScript. Для того, чтобы их рассмотреть, приведём код в файле myPoint.ts
к такому виду:
export class MyPoint { //обратите внимание на новое ключевое слово export
constructor (private _x?: number, private _y?: string) {}
get x() {
return this._x;
}
set x(value) { //обратите внимание на пробел перед x
this._x = value;
}
draw() {
//нарисуем что-нибудь
}
}
Благодаря ключевому слову export
класс, описанный в файле MyPoint.ts
, можно сделать видимым в других файлах, импортировав его в них с использованием ключевого слова import
.
Для того, чтобы, например, пользоваться классом MyPoint
в файле main.ts
, его надо импортировать:
import { MyPoint } from './myPoint';
class Main {
let MyPoint = new MyPoint(4, "go to go");
MyPoint.draw();
}
Обратите внимание на то, что файлы main.ts
и myPoint.ts
находятся в одной и той же директории.
Итоги
В этом материале мы рассмотрели основы TypeScript, которые необходимы для того, чтобы начать писать приложения на Angular. Теперь вы сможете понять устройство Angular-кода, а значит, у вас, кроме прочего, появится возможность эффективно осваивать руководства, которые посвящены этому фреймворку и предполагают знание TS.
Уважаемые читатели! Если вы хорошо разбираетесь в Angular — просим рассказать новичкам о том, как вы его изучали, и посоветовать хорошие учебные материалы по нему.
Автор: ru_vds