Не так давно на Хабрахабре я опубликовал статью о новом методе гарантирования доверия в блокчейнах. Предложенный метод носит название all-round bail (ARB), что в вольном русском переводе звучит как «круговая порука».
Любой метод это лишь инструмент, чья ценность определяется его практическим применением. Первоначально метод ARB разрабатывался для использования в корпоративных блокчейн-проектах. Но, похоже, их время еще не пришло, поэтому было принято решение создать на основе этого метода публичный криптовалютный сервис.
Для понимания сущности проекта и идей, заложенных в предлагаемый вариант реализации, хочу немного уделить внимания экономическим и философским аспектам. Изучая в качестве образцов множество криптовалютных проектов, я обратил внимание на одни и те же особенности, на мой взгляд, ошибки, которые рано или поздно приведут к краху большинства этих начинаний.
Немного экономики
Платон мне друг, но истина дороже
Подозревая, что в меня полетят помидоры и более увесистые предметы, тем не менее, выскажу «крамольную мысль»: Сатоши Накамото был первоклассным программистом и криптографом, но посредственным экономистом. Мечтая запустить виртуальную валюту и избавиться от посредников при осуществлении электронных платежей в рамках интернет-коммерции, о чем он сам говорит в своем знаменитом меморандуме, Сатоши умудрился создать виртуальное золото. Средневековые алхимики ему точно позавидовали бы, но первоначальная цель не была достигнута.
Попробуем разобраться, что же в итоге получилось и почему так получилось. В данной статье я не собираюсь подробно излагать теорию денег и историю их развития. Для исключения терминологической путаницы, под термином «деньги» я буду понимать расчетные единицы, которые используются как средство платежа и средство накопления. В общем случае деньги это товар с высокой степенью ликвидности, который принимается всеми участниками торгового оборота.
Вполне резонный вопрос: в чём же биткоин Сатоши Накамото противоречит вышесказанному? Формально противоречия нет, но если вспомнить про оборот денег в экономике, то все становится на свои места. Вполне очевидно, что для постоянного экономического развития необходимы стимулы ускорения денежного оборота, необходимы условия, чтобы деньги в большей степени оставались средствами платежа, но не накопления, а тем более не средством формирования сокровищ. Важнейшим таким стимулом выступает инфляция, уточню, небольшая инфляция.
Понимание факта постепенного «удешевления» денег приводит к необходимости их тратить, вкладывать в бизнес, в депозиты и т.п. Как говорят американцы, в кармане деньги мнутся. Можно услышать негодования, дескать такая ситуация способствует развитию общества потребления. Да, это так, но именно благодаря «потребительской» гонке человечество достигло нынешнего уровня развития, в том числе и в технологическом отношении.
Дефляция, в противоположность инфляции, сопровождается снижением потребления, так как покупательная способность денег только увеличивается со временем. Поэтому, зачем тратить сегодня, если завтра на имеющиеся средства можно будет приобрести больше товара. Завтра мы снова отложим покупку, так как послезавтра сможем купить еще больше. И так по нарастающей спирали, чем выше уровень дефляции, тем спираль быстрее набирает обороты.
Как известно, Сатоши Накамото осознанно сделал свою криптовалюту дефляционной, наивно полагая, что дробление каждого биткоина на 100 млн центов, позже получивших название сатоши, сможет компенсировать негативные последствия ограничения денежной массы. Законы экономики столь же неумолимы, как и физические законы. Если можно мечтать изобрести вечный двигатель, то почему же нельзя мечтать о создании идеальных денег?
Важно понимать, биткоины это не деньги. Биткоины это форма сокровищ, это ценности, такие как золото, бриллианты, шедевры живописи, антиквариат и т.п. Мне могут возразить, если биткоины не были бы деньгами, то не существовало бы транзакций в системе. Но наличие факта транзакций не делает биткоин деньгами, ведь существует рынок золота, бриллиантов, антиквариата, при этом данные товары не становятся платежными средствами. Да и число транзакций в экосистеме биткоина довольно мало на фоне его нынешней капитализации. Для сравнения, на тот же объем капитала, например, через систему Visa проходит на порядки большее число транзакций. В абсолютном значении число транзакций биткоина становится исчезающее малым на фоне числа операций в Visa.
Фантастический рост курса биткоина еще больше сжимает сферу его применения как платежного средства. Не надо быть дипломированным экономистом, чтобы понять простую вещь: зачем сегодня тратить, например, 15000 сатошей на чашечку кофе, если через месяц-другой можно на эту сумму купить уже две чашечки? Недаром нынешние инвесторы в биткоин готовы продавать его лишь по цене почти 200000 долларов. Рекомендую ознакомится с этим любопытным исследованием. В нем есть весьма примечательные факты, подтверждающие мои выводы. Например, только 8,16% держателей биткоинов видят в них платежное средство. Да и собственно сам факт инвестирования говорит об этом, ведь инвестируют не с целью платежного удобства, но с целью получения дохода.
Экономисты знают закон Коперника – Грешема, который указывает, что худшие деньги вытесняют из обращения лучшие. Этот закон был сформулирован почти 500 лет назад, в эпоху металлических денег, когда в качестве оплаты своего товара и услуг предпочитали получать золотом, но в свою очередь оплачивать чужие товары и услуги медными монетами. Закон вовсе не утерял актуальности сегодня. Люди с удовольствием принимают оплату в биткоинах, но не спешат ими расплачиваться.
Любопытно, вторая по значимости криптовалюта Эфириум является инфляционной валютой, так как теоретически в ней нет ограничения на число эмитируемых монет. Тем не менее, эфир имеет ограниченное хождение как платежное средство. Почему так происходит тема отдельной статьи, но все владельцы эфиров мечтают о росте ценности данной валюты. Весьма примечательны недавние высказывания Виталика Бутерина насчет ограничения эмиссии и вывода из обращения части монет. Похоже, успех биткоина затмевает разум у многих, и эфиру не суждено стать массовым платежным средством.
Вывод № 1. Платежные криптовалютные средства должны иметь инфляционный характер, чтобы стать инструментом для торговых операций в повседневной жизни. Для сохранения привлекательности как платежного инструмента инфляция криптовалюты должна быть не более 1-2%, еще лучше периодически и кратковременно меняться на дефляцию тоже в размере 1-2%.
Вывод № 2. Платежные криптовалютные средства должны иметь прямое или косвенное материальное и нематериальное обеспечение своей ценности. В качестве материального прямого обеспечения очень хорошо подходят биткоины. Косвенным материальным обеспечением могут стать фиатные деньги. Под нематериальным обеспечением понимается удобство и ценность использования таких платежных средств.
Последний тезис требует некоторого пояснения. В чем же может оказаться ценность использования криптографических денег? Попыткой ответа на этот вопрос стали смарт-контракты Эфириума. Но это лишь часть ответа.
По настоящему, нематериальным обеспечением криптовалюты валюты должна выступать система гарантий, включающая в себя как анонимность, так и идентификационность платежей, защиту от мошенничества с возможностью восстановления украденных средств без ущерба всей платежной системе, безопасность владения, устойчивость к подмене и изменению номинала и т.п. Если обобщить, то нематериальным обеспечением криптовалюты должно стать ДОВЕРИЕ к ней со стороны пользователей.
Переход к обобщениям говорит, что пора немного заняться философией криптовалют.
Немного философии
Все новое это забытое старое
Как известно, одним из достоинств криптовалют нынешнего поколения считается пиринговая модель взаимодействия участников, исключающая централизованное управление системой. Конечно же, есть определенные «правила игры», которые, словно библейские заповеди, были оставлены создателем системы. Кому эти правила не нравятся, могут просто игнорировать криптовалюты. Те, кто принял правила, становятся равноправными участниками огромного сообщества.
На мой личный взгляд, князь Кропоткин, теоретик анархизма, стоя аплодировал бы этой системе. В ней реально воплотились принципы настоящего анархизма, которые так вдохновляли мятежного князя. Оппоненты могут возразить, наоборот, система, например, биткоин выглядит как зеркало полноценной демократии. Возможно, возможно, только в биткоине демократия в своей крайности, выраженная в несколько вульгарном «законе курятника»: толкнуть ближнего, накакать на нижнего и постараться взобраться повыше.
Кстати, сам автор криптовалюты биткоин, Сатоши Накамото, в библиографии к своей концептуальной статье под первым номером ставит работу, автор которой откровенно называет себя крипто-анархистом.
Конечно, Накамото пытался внести некоторую упорядочность в работу системы. Сам принцип PoW явно взят из протестантской морали – больше трудишься, лучше живешь. В применении к криптовалюте – быстрее перебираешь кэши, больше зарабатываешь биткоинов. Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. На практике это приводит к явному неравноправию участников системы. Происходит как в первичных демократиях Древней Греции – у кого крепче кулаки и громче голос, тот и прав.
Есть еще аспект, о котором не стоит забывать. Пиринговая архитектура подразумевает не только отсутствие единого центра управления системой, но и отсутствие «третьих лиц», посредников при любых взаимоотношениях между участниками системы. Например, для финансовых транзакций становится ненужным банк, а для договорных взаимоотношений отпадает надобность в нотариусе. С одной стороны это неплохо, даже хорошо, но с другой стороны открывает широкие перспективы для мошенничества. Даже в своем меморандуме Сатоши предупреждал о попытках мошенников сыграть на особенностях реализации системы.
Итак, криптовалюты первого поколения, точнее, криптосистемы класса блокчеин первого поколения, очень похожи на начальные модели становления гражданского общества. Как мы знаем из истории, впереди пользователей этих систем ждет тернистый путь.
Есть ли выход? Все новое это просто забытое старое. Выбор схемы организации власти в обществе поднимал еще Аристотель, прямая демократия у него вызывала определенный скепсис. История и повседневная жизнь нам постоянно доказывают, что «плоское» общество (Р2Р) отнюдь не самое эффективное. Это идеалистическая модель нигде долго не приживается, ни среди людей, ни среди природы. Если верить Аристотелю, то лучшей формой управления обществом является просвещенная монархия. Желающие оспорить этот вывод могут дискутировать с Аристотелем. Лично мне нравится такой вариант, жалко, что великий мудрец не указал место, где искать просвещенных монархов.
Есть еще один аспект, на который так же указывал Аристотель. Это необходимость выбора варианта управления от конкретной ситуации в обществе. В применении к криптообществу и технологии блокчейна — выбор способа нахождения консенсуса зависит от конкретных задач, которые мы собираемся решить с помощью создаваемого проекта.
Мне представляется, что «просвещенная монархия» это делегирование обществом части своих прав узкому кругу лиц для принятия административных решений, но оставление за собой возможности проверки принятых решений. Можно найти не один способ для реализации данного принципа. Разберемся, как это было сделано в рассматриваемом проекте.
Попытка реализации принципов
Нельзя приготовить яичницу не разбив яйца
С учетом высказанных философских и экономических рассуждений было решено запустить проект, основанный на упомянутом методе ARB. Напомню, этот метод воплощает принцип взаимного доверия, основанного на криптографических функциях и всестороннем контроле.
С одной стороны, целью проекта стала проверка практической реализуемости метода ARB, с другой стороны, была предпринята попытка создания полноценной криптографической платежной системы. Именно платежной системы для обеспечения транзакций при разных вариантах онлайн и оффлайн бизнеса.
В систему изначально заложен принцип инфляционной, саморегулирующейся и распределенной эмиссии. При этом существует единый центр мониторинга эмиссии и транзакций, согласно алгоритму метода ARB. Несмотря на наличие единого контролирующего центра, предусмотрена высокая, но не абсолютная степень анонимности пользователей и их платежей. В снижении уровня анонимности я не вижу отступления от принципов криптовалют, ведь даже в биткоине анонимность весьма условная. При некоторой настойчивости в ряде случаев вполне реально идентифицировать владельца.
К особенностям предлагаемой платежной системы следует отнести использование в ней двух видов блокчейнов. Это персональный блокчейн для каждого пользователя, в который записываются все его исходящие и входящие транзакции. Гарантией неизменностей персональных блокчейнов служит главный блокчейн системы, получивший название Trust Blockchain, чья неизменность, в свою очередь, обеспечивается персональными блокчейнами.
Если появление очередных блоков в персональном блокчейне является результатом каждой транзакции пользователя, то создание блоков Trust происходит на конкурентной основе всеми пользователями. При этом создание очередного блока Trust становится фактом эмиссии монет в системе.
Платежная криптосистема построена на архитектуре «клиент-сервер». Повторюсь, в системе присутствует центральное ядро, сервер. Это имеет свои плюсы и минусы. Но при разработке концепции плюсы перевесили минусы.
В текущей реализации платежная система выглядит как классический веб-сервис. По мере развития проекта часть его функциональности получит пиринговый характер. В том числе независимое от центрального ядра хранение персональных блокчейнов и непосредственные транзакции между пользователями.
Отличительной особенностью рассматриваемой платежной системы является постоянно пополняемый фонд обеспечения и привязка к размеру этого фонда курса монет, а так же обмен монет на биткоины и обратно в соответствии с текущим курсом.
Proof of Mind
Майним силой ума и сообразительности
Анализируя имеющиеся алгоритмы майнинга, я пришел к выводу, что все они неэффективны и, отчасти, несправедливы. Поэтому выбор пал на алгоритм, который я предпочитаю называть как PoM (Proof of Mind), подтверждение умом.
Нет, нет, я не собираюсь заставлять пользователей в уме искать хэши алгоритмом SHA3 Keccak. Все гораздо проще и доступнее, для успешного майнинга требуется собрать всем известную головоломку «Пятнашки», уложившись в определенное число ходов за определенное время. Решение предложенного варианта головоломки становится фактом майнинга очередного блока в блокчейне Trust. При создании такого блока учитывается состояние всех персональных блокчейнов в текущий момент времени.
Пазл «Пятнашки» был выбран неслучайно. Правила его сборки очень просты и широко известны, математика головоломки не представляет никакого секрета, данный пазл часто используется для исследования в области искусственного интеллекта. К тому же, «Пятнашки» не имеют ни юридических, ни этических ограничений, что немаловажно при желании глобального масштабирования платежной системы. Планируется использовать два варианта головоломки: 4х4 и 5х5.
Для поддержания саморегулирующейся эмиссии используется принцип плавающей сложности. Объем эмиссии прямо пропорционален сложности. Если в течение определенного времени никто из пользователей не смог решить головоломку текущей сложности, то в блокчейне Trust формируется особый блок, получивший название LordBlock.
Задачей этого блока является подтверждение персональных блокчейнов пользователей по методу ARB на текущий момент. Блок LordBlock не эмитирует монеты, но снижает текущий уровень сложности пазла и, соответственно, число эмитируемых монет. Своего рода отрицательная обратная связь, как в системах автоматического регулирования.
Стартовая комбинация головоломки майнинга создается «честным» способом, путем многократного перемешивания фишек из упорядоченного состояния. Число тактов перемешивания является сложностью.
Немного о финансах
Где деньги, Зин?
В эпоху безумного хайпа в криптовалютах первым вопросом становится: а где в этом проекте деньги? Не сами монеты, намайненные силой ума, а презренные фиатные долларовые фантики, в которых предпочитают оценивать все без исключения криптовалюты.
Сильно не ошибусь, предположив, что 99,99% всех вновь появляющихся криптовалют, всех форков и всех ICO запускается с надеждой на быстрый рост их стоимости с последующей продажей на пике. Но, похоже, «непуганых идиотов» почти не осталось, и инициаторам проектов придется искать другие весомые аргументы для привлечения инвесторов.
Вообще-то, поиск инвесторов дело неблагодарное по целому ряду причин. В своей жизни я предпринимал несколько попыток, и каждый раз убеждался в необходимости полагаться только на собственные силы и имеющиеся ресурсы.
Поэтому в данном проекте я не стал тратить ни силы, ни средства на привлечение внешнего финансирования, хотя с ним гораздо веселее. Было решено монетизировать собственно сам сервис. Помимо бесплатных (без комиссий) базовых транзакций и бесплатного подключения с обслуживанием интернет-магазинов, в рамках системы планируется запуск некоторых продуктов с расширенным функционалом. Пока я не хочу преждевременно раскрывать подробности, но все эти сервисы имеют прекрасно работающие прототипы в сфере фиатного онлайн денежного обращения.
Однако проект требует денег уже сейчас, не дожидаясь запуска расширенного функционала. Помимо постоянного пополнения фонда обеспечения валюты, необходимы средства для текущей операционной деятельности. Поэтому было принято решение не выдумывать велосипед, а использовать обычную рекламную модель. Доходы от рекламы делятся в пропорции: 70% в фонд обеспечения, 30% на операционную деятельность.
Благодаря фонду обеспечения появляется возможность определять реальный курс криптовалюты. На данный момент в проекте заложена только возможность покупки монет за биткоины, а с 1 сентября 2018 года будет открыта конвертация монет обратно в биткоины. Такой временной лаг просто необходим для более-менее значимого пополнения фонда обеспечения.
Необходимые оговорки
Надеюсь, я уже достаточно заинтриговал публику. Но перед тем как дам ссылку на сайт проекта хочу сделать ряд обязательных оговорок.
1. Официально проект не будет запущен на российском рынке, не предусматривается даже русификация. Мне жаль, но разговоры родных чиновников об уголовной ответственности за выпуск криптовалют не оставляют выбора. Я чту уголовные кодексы всех стран, поэтому для юрисдикции проекта будет определено государство, в котором официально разрешены криптовалюты. Выбор невелик, но имеется. Пока писалась статья, появилась первая статистика. Сейчас наибольшее число посетителей из Индии. Это радует, индусов более 1,3 млрд. человек, огромный рынок.
2. Статья была написана с тайной целью тестирования проекта со стороны. Ведь, как говорится, «глаз замылился», и у меня естественно снизился уровень критического восприятия в ходе постоянной работы над проектом. В комментариях жду аргументированной критики и пожеланий.
3. Предлагаемый сайт проекта является прототипной версией, не судите строго его внешний вид. На реализацию проекта от первых идей до работающей системы у меня ушло всего полтора месяца, поэтому вопросы дизайна отнесены на последующие этапы. Да и откровенно говоря, не дизайнер я.
P.S. Ссылку на сайт проекта удалил, во избежании непонимания со стороны модератора. Кому интересно, пишите в личку.
Автор: Alexey Polunin