Участники гонки перед стартом с центральной площади в Дарвине
В это году традиционные автогонки World Solar Challenge отмечают 30-летний юбилей. За прошлые годы это соревнование автомобилей на солнечных батареях стало настоящим технопарадом современных разработок в области солнечных батарей и электродвигателей. По словам прошлых участников — таких как сооснователь Google Ларри Пейдж или сооснователь и технический директор Tesla Джеффри Штробель — участие в этом мероприятии оказало влияние на их карьеру.
В этом году на старт вышли 42 автомобиля в трёх классах: Challenger, Cruiser и Adventure (вне конкурса). Класс Challenger — самые быстрые одноместные аэродинамические болиды, созданные для максимальной выносливости и энергоэффективности. Класс Cruiser — машины более традиционного дизайна на два и более пилотов. Эти автомобили лучше подходят для массового производства и повседневного использования, а победителя здесь определяют не только по времени, но и по количеству пилотов, энергоэффективности и по практичному дизайну, который наиболее близок к серийному автомобилю.
Участникам предстоит 8-15 октября преодолеть весь континент с севера на юг (3022 км). Маршрут начался в Дарвине, а закончится в Аделаиде. В данный момент, согласно онлайновому трекеру, лидеры ралли почти добрались до середины пути. Победителя ожидают на финише утром 12 октября.
Большинство автомобилей, участвующих в гонке, собрано университетскими командами.
Промежуточный лидер по состоянию на 9 октября: болид Nuna9 от команды из Делфтского технического университета (Нидерланды). Это учебное заведение побеждало на World Solar Challenge уже восемь раз
С самого своего создания в 1987 году целью конкурса было продемонстрировать возможности автомобилей на солнечных батареях, которые способны без капли бензина преодолевать огромные расстояния в тяжёлых условиях ралли на высокой скорости. Например, нынешний лидер в классе Challenger — болид Nuna9 — промчался по первым этапам с общей дистанцией 1210 км за 15 ч 54 мин 57 сек, показав среднюю скорость 81,1 км/ч. Это весьма достойный результат для солнечных панелей такой маленькой площади.
По условиям соревнования участникам разрешено стартовать с некоторым количеством заряда в аккумуляторах, а участникам класса Cruiser можно даже подзаряжаться от розетки по пути. Гонщики стартуют каждый день в 8:00 утра и обязаны заглушить электродвигатели в 17:00 и разбить лагерь именно в том месте, где они остановились. Победителем станет первый, кто пересечёт финишную черту в Аделаиде.
Почти сразу со старта некоторые машины разогнались более чем до 100 км/ч, а у других возникли технические проблемы. В первый день из гонки выбыло по техническим причинам семь автомобилей
На маршруте имеется семь контрольных точек, где гонщики могут узнать своё текущее положение относительно конкурентов, отставание или фору, узнать прогноз погоды, пройти быстрый техосмотр и получить базовое обслуживание — хотя бы очистить солнечные панели от пыли и подкачать шины.
Исторический рекорд по самому быстрому прохождению трассы установила в 2009 году команда Университета Токаи (Япония), которая преодолела трассу за 29 часов 49 минут со средней скоростью почти 100 км/ч.
Болид Tokai Challenger от Университета Токаи (2009 год)
Побить японский рекорд будет сложно, потому что с тех пор организаторы конкурса ограничили максимальную сложность солнечных батарей 4 квадратными метрами (в 2007-2015 годах ограничение составляло 6 м²). Вообще, с тех пор как к 2005 году болиды стали стабильно превышать скорость 130 км/ч, нарушая правила дорожного движения, начали вводить ограничения на их мощность ради безопасности самих пилотов (как в «Формуле-1»). Проблема в слишком быстром технологическом прогрессе: даже небольшой площади солнечных панелей теперь достаточно для движения машины.
Участники испытывают новые технические решения, которые в будущем могут найти применение в серийных коммерческих автомобилях. Возможно, в будущем никого не будет удивлять наличие солнечных панелей на крыше любого автомобиля, будь то гибрид или чистый EV, в любом случае такие панели не помешают.
Автор: Анатолий Ализар