Каждый, кто разрабатывает экранный интерфейс, наверняка задается вопросом его дружественности по отношению к конечному пользователю (юзабилити). И наверняка вы предполагаете, что Ваш продукт будет пользоваться популярностью не только ваших знакомых программистов, которые понимают значения стереотипных пиктограмм, но и совсем обычных людей, которые с вычислительной техникой на ВЫ. А если затрагивается локализация продукта на территории пост-советского пространства, проблемы начинают расти как снежный ком. Так-как по мнению автора хороший приемлемый интерфейс = оттестированный интерфейс, следует что без тестов не обойтись. Созывать консилиумы, создавать фокус группы и давать попробовать друзьям и коллегам конечно просто замечательно, но не всегда возможно по тем или иным причинам. За этим мы и попытаемся создать модель рядового пользователя экранного интерфейса. Пользователь экранного интерфейса (далее ПЭИ.)
Автор не раз сталкивался с суждениями типа:
Ин-тер-нет, это где-то, у вас, в Москве. В компьютерах.
Но это может и сыграть Вам на руку — внедрять проще с нуля.
Не секрет, что всем не угодишь, но попробовать никто не запрещает. Хоть теория Дейла Карнеги о стратегии «выиграть-выиграть» автором не приветствуется, но хороший дружественный понятный хоть сколько-нибудь приемлемый интерфейс без компромисса не получится. А компромисс мы будем искать в свойствах усредненного конечного пользователя программного продукта с экранным (будущее, я знаю, ты уже рядом, но мы привыкли к телевизору) интерфейсом.
Понятное дело, что вероятность использования панели управления сервером продавщицей рыбного отдела продмага в Воркуте, бесконечно мала. Но как-бы было приятно, если-бы и она поняла как перемещаться по вкладкам. И не забывайте, что когда-то люди убегали из зала, когда братья Люмьер впервые показывали на экране прибывающий поезд.
Итак, пойдя по стопам Канта, попробуем исследовать познавательную возможность разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим, то есть опытным путем, но с заранее заложенными принципами понимания. Представьте конечного пользователя как устройство обработки информации. Что-бы напечатать текст этой статьи, автор использует обычное устройство ввода корпусной лингвистики кириллического содержания, арабских цифр и глоссария пунктуационных пиктограмм — qwerty клавиатуру. А вот от того, какого она у меня цвета, с анатомической раскладкой или без, пластмассовая или металлическая, не зависит юзабилити читаемость текста статьи. Сделайте свой интерфейс удобной клавиатурой ввода информации в голову ПЭИ.
Обычной многоуровневой информационной системой для рядового пользователя является книга. Чаще в книгах всего два уровня — оглавления и главы. Но например в библии их три — писание, глава и стих. Так что приемлемое количество уровней по мнению автора лучше ограничить тремя.
Ум и знание вещи разные. Будем надеяться, что наш пользователь умён (ой надеемся) но особых знаний для восприятия не имеет. Википедия гласит что:
восприятие это — сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
Человеческий глаз как-бы является разьёмом подключения вашего интерфейса к сознанию конечного пользователя экранного интерфейса.
Про исследование человеческого глаза и его свойствах человечеству известно не мало. Не будем вдаваться в подробности построения композиций и обсуждением метода латерального движения глаз — ибо автор не дизайнер и не физиолог. Ссылки на интересные, по мнению автора, работы по этой теме можно будет найти в конце в списке литературы. Скажу лишь, что свойства глаза пользователя экранного интерфейса — основной протокол соединения вашего продукта с его сознанием. От того насколько стабильным будет соединение с сознанием пользователя, зависит удобство интерфейса.
Удобно не значит просто и наоборот. Простота хуже воровства — народная мудрость.
Пытаясь упростить Ваш интерфейс, не доходите до крайности. Людям не чужда эстетика. За привычной нам простотой обычных вещей скрывается скурпулёзная точность и эстетика их исполнения. Старина Стив Джобс не понаслышке про это знал и постоянно использовал, что наверняка и является одной из причин того, что в наше время «телефон может купить Латвию».
Итак: Кто-же он — рядовой пользователь экранного интерфейса
— ПЭИ умеет читать на языке, на котором говорит.
— ПЭИ умеет пользоваться мышью и/или тачскрином.
— ПЭИ не знает глоссарий майкрософта.
— ПЭИ не различает стандартные иконки стереотипные пиктограммы.
— ПЭИ не имеет в пользовании постоянного компьютера (планшета, цифрового телефона и т.д.).
— ПЭИ умеет пользоваться простой техникой (калькулятор, ламповый телевизор, радиоприемник).
— ПЭИ эстет.
— ПЭИ не любознателен.
— ПЭИ различает цвета.
— ПЭИ решает задачи максимум в три действия.
— ПЭИ умён не глуп.
Попробуйте поставить себя на место рядового ПЭИ из этой модели, и тестирование Вашего продукта станет быстрее, и во многих случаях точнее фокус группы.
Используя в работе такую модель рядового ПЭИ, автор нередко находит простые ответы на частые вопросы при работе как с программистами так и с дизайнерами. Что и Вам надеюсь поможет.
Не подумайте только, дорогие хаброчитатели, что автор считает всех ПЭИ оторванными от прогресса людьми. Некоторые из ПЭИ знают что такое ООП, каждый день пользуются сложной техникой и для кого-то из них хип-хоп юни-код не просто два звучных слова.
Автор рад обсуждению, критике и дополнению (исправлению) модели рядового ПЭИ и не претендует на тождественность статьи, но как мысль к размышлению считает обязательной.
Список литературы:
«Дилемма инноватора» Клейтон М. Кристенсен
«Критика чистого разума» Иммануил Кант
«Веб-дизайн. Анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз» Якоб Нильсен
«Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона» Влад Головач
Движение глаз (статия википедии)
Автор: DocLector