Ричард Хэмминг: «Я часто сравниваю креативность с сексом»

в 13:03, , рубрики: вы и ваша работа, креативность, совместный перевод, Учебный процесс в IT, хэмминг, Читальный зал

«Уж лучше я, тот, кто много раз испытал это все на себе, попытаюсь это как-нибудь разъяснить, чем вы будете слушать людей, которые сами никогда ничего значительного и творческого в своей жизни не делали.»

imageПривет.
Помните офигенную статью «Вы и ваша работа» (+219, 1800 в закладки, 328k прочтений)?

Так вот у Хэмминга есть целая книга, написанная по мотивам его выступлений. Давайте ее переведем, ведь мужик дело говорит.

Это книга не про ИТ, это книга про стиль мышления невероятно крутых людей.

Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Глава 25. Креативность

(за перевод спасибо Яне Щекотовой)

Креативность, оригинальность, новаторство, и прочие подобные слова воспринимаются как нечто «хорошее», и мы часто их путаем. И действительно, довольно сложно дать им определение. Конечно, особой необходимости в том, чтобы иметь три слова с одинаковым значением, нет, поэтому нужно попытаться как-то их различать на основе четко заданных определений. Важность определений подчеркивалась и раньше, а мы воспользуемся случаем, чтобы продемонстрировать подход к формулировке определений, но без ожиданий, что мы справимся с задачей идеально или даже хорошо.

Следует отметить, что в примитивных сообществах креативность, оригинальность и новаторство не в почете. Наоборот, делай, как делали предки — вот их девиз. Сегодня многие крупные организации действуют по тому же принципу: старшее поколение уверено в своих знаниях относительно будущего и неодобрительно относится к более молодым членам «племени», когда те отклоняются от заданного сценария.

Давным-давно один мой друг, хорошо разбирающийся в вычислительной технике, однажды заметил, что ему хотелось бы сделать на компьютере что-то оригинальное, нечто такое, чего никто еще не делал. Я тут же ответил: «Возьми случайное десятизначное число в десятичной системе счисления и умножь его на другое случайное десятизначное число. И почти наверняка этого еще никто не делал». Таких произведений, по грубым подсчетам, будет около (81/2)×1018, а с учетом того, что в году где-то 3×1016 наносекунд, можно оценить вероятность того, что такое произведение будет уникальным. Естественно, ему такое предложение не понравилось, зато он с радостью бы принялся вычислять наибольшее известное простое число вплоть до сего дня!

Так в чем же разница? Почему одно число удостаивается чести быть включенным в ряд рекордных значений, пусть и временно, а другое нет? Прежде всего, рекорд требует либо огромных усилий, чтобы довести дело до конца, либо удивительного стечения обстоятельств, а перемножение случайных чисел не относится ни к тому, ни к другому, по крайней мере, по мнению среднестатистического человека. Очевидно, что критерия «никто раньше такое не делал» едва ли достаточно для того, чтобы что-то приобрело вдруг важность или оригинальность. «Оригинальность» кажется чем-то бОльшим, чем просто то, что раньше никто не делал.

Мир искусства, особенно живопись, больше полувека испытывал большие трудности в попытке разграничить креативность и оригинальность. Современные художники и директора музеев предлагают публике то, что точно можно назвать новым и нестандартным, но что многим потенциальным покупателям зачастую не нравится. В глазах множества людей важность эпатажа в различных формах искусства уже ослабила свои позиции, а среднестатистический человек больше не реагирует на нынешнее «современное искусство». В конце концов, я мог бы написать картину, и она считалась бы новой и нестандартной, но назвать ее «креативным искусством» (что бы там это ни значило) я бы смог лишь с большой натяжкой.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы слово «креативный» включало в себя понятие ценности, но ценности для кого? Новая теорема в каком-нибудь из разделов математики может быть актом творчества, но может оказаться и так, что лишь небольшое число людей будут способны оценить это по достоинству. Вот поэтому следует быть очень осторожным, и не настаивать на том, чтобы ваша работа была признана повсеместно.

Также не буду отрицать тот факт, что многие сегодняшние произведения искусства, которые оценивают довольно высоко, таковыми не считались при жизни художника. И это вводит в уныние. Но по какой-то извращенной логике это позволяет многим людям верить в то, что если сейчас их работы не получают должного признания, то это означает, что они определенно входят в число превосходных художников!

Надеюсь, все вышесказанное прояснило ситуацию с креативностью, новаторством и оригинальностью. При этом, я не могу ответить на вопрос, что на самом деле означает слово «креативность», которому в нашем обществе придают столь большое значение. В женской моде оно, кажется, означает «необычный», но не «слишком необычный»!

А теперь попробуем задействовать свои внутренние ощущения относительно того, что есть акт творчества и как его определить. В 1838 году Томас Дик опубликовал книгу, где он четко описал такое явление, которое сейчас называют «континентальный дрейф». А в начале 1900-ых годов Вегнер также опубликовал книгу, посвященную данной теме, но в официальных кругах континентальный дрейф признали лишь после второй мировой войны. Таким образом, искусство — это не единственная область, где креативность не могут распознать в момент его проявления, у науки тоже с этим проблемы.

Можно еще вспомнить Менделя (1822 — 1884) и его эксперименты с горохом, на результаты которых не обращали внимания, пока в 1990 году три человека одновременно не открыли заново генетику, а уже только потом были найдены записи Менделя! Сейчас в генетике отношение к Менделю, в общем и целом, изменяется, и он получил всеобщее признание, но, что касается континентального дрейфа, то тут зачастую больше ценятся работы, написанные после второй мировой войны.

В ходе обсуждения креативности кто-то заметил, что если выделить некоторые части из трех хорошо развитых областей и просто их объединить, то это уже сошло бы за отличную творческую работу. Степень креативности не зависит от трудности действия как такового, хотя последующим поколениям так не кажется. Как-то раз я применил хорошо известный метод наименьших квадратов в задаче магнетизма. Другой человек в соавторстве со мной подробно все расписал, оформил работу и отправил мне на подпись (для дальнейшей публикации). Я обратился к одному своему другу, щепетильному физику, и сказал, что я не могу это опубликовать, ведь тут используется всего лишь метод наименьших квадратов. И он рассказал мне про свою работу по физике твердого тела, которая переиздавалась огромное число раз, и где для решения задачи он воспользовался стандартной теорией цепей. А поскольку работа, ожидающая моей подписи, была новой в своей области, я должен подписать ее и опубликовать.

Создается ощущение, что креативность, помимо всего прочего, способна с некоторой степенью «полезности» объединять воедино вещи, которые раньше казались совершенно не связанными, а это может быть первоначальной психологической дистанцией между теми вещами, которые обладают наибольшей важностью. Сложно ли мне было отказаться от L2 и использовать L1 при определении расстояния между двумя строками бит? Единственное, что можно сказать, так это то, что такого явно никто ранее не делал, и данное действие значительно продвинуло бы область вперед (в это же самое время К. Шеннон в своих работах по теории информации упомянул нечто очень близкое к идее L1).

Оказывается, в момент творческой деятельности креативность активируется «образом мышления». Можем ли мы как-то повысить уровень креативности? Для этого существуют обучающие курсы, книги, а также «сессии мозгового штурма». Рассмотрим сначала «сессии мозгового штурма», очень популярные в одно время. Но оказалось, что они не особо полезны, если их проводить в формальной обстановке, когда все тщательно запланировано. Но мы все когда-то «перекидывались идеями» с другом или парой друзей (в основном, в небольшой группе). Этот процесс порождает озарение, креативность, или как там вам хочется это называть, и тут то и совершается прорыв. Что касается прочих подходов к развитию креативности, опять же, нет никаких свидетельств того, что какой-то из этих подходов настолько успешен, что подарил науке, или любой другой области, огромное число выдающихся личностей.

Поскольку данной теме я отвел целую главу, должно быть, очевидно, что я склонен полагать, что с некоторой долей вероятности для отдельно взятого человека креативность повысить можно. И действительно, по ходу курса эта тема промелькивала много где, хотя я часто использовал слово «стиль». Я считаю, что в будущем возникнет еще большая потребность в новых, креативных идеях, чем это было в прошлом, поэтому-то я и должен делать все возможное, чтобы повысить вероятность того, что у вас сформируется свой собственный эффективный стиль и возникнут «потрясающие идеи».

Но кроме проведения обсуждений и повышения вашей осведомленности, а также определении того, что, как нам кажется, мы знаем, у меня нет реальных предложений (я могу подобрать конкретные слова) относительно того, как волшебным образом сделать вас более креативными в вашей работе. И такую тему игнорировать нельзя, слишком уж она важная, даже если я сам не до конца понимаю сам акт творчества. Уж лучше я, тот, кто много раз испытал это все на себе, попытаюсь это как-нибудь разъяснить, чем вы будете слушать людей, которые сами никогда ничего значительного и творческого в своей жизни не делали.

Я часто сравниваю креативность с сексом: юноша может прочесть все имеющиеся книги по теме, но без опыта у него мало шансов понять, что такое секс. Но, даже обладая нужным опытом, он все еще может не понимать, что вообще происходит! Поэтому продолжим нашу тему, даже если у нас нет полной уверенности в том, что мы понимаем, о чем говорим.

Возьмем ретроспективный анализ истории и отчеты по выдающимся работам, и увидим, что во всем этом отражен некий шаблон поведения для проявления креативности, и его можно описать следующим образом.

Сначала идет некоторое нечеткое представление проблемы.

Затем наступает более длительный или более короткий период уточнения различных деталей. На данном этапе не стоит слишком торопиться, т.к. есть вероятность, что вы представите проблему в стандартном виде и найдете лишь стандартное решение. Более того, этот этап требует вашей эмоциональной вовлеченности, вашего намерения найти решение, т.к. без этого вам, скорее всего, не найти поистине фундаментальное, оригинальное решение.

Длительный период созревания идеи и тщательного обдумывания проблемы может привести к ее решению, или к временному отказу от поиска решения, что является общей чертой многих выдающихся креативных работ.

Одержимая погоня за ответом часто не работает

Временный отказ от идеи иногда является важной составляющей на пути подсознания к поиску нового подхода.

Далее наступает момент «озарения», креативности, ну или как там вам хочется это назвать, и вы видите решение. Конечно, часто бывает так, что вы ошибаетесь, и более тщательное исследование задачи показывает, что решение неправильное, но его можно оставить, если внести некоторые исправления. Возможно даже, что проблему нужно будет переформулировать так, чтобы она подходила к решению! Такое уже случалось! Тут чаще всего нужно перейти к начальному этапу описания сути проблемы, т.е. к размышлению над ней.

Неудачное начало и неверные решения часто помогают следующий ваш подход к проблеме сделать более отшлифованным. Теперь вы знаете, как делать не надо! Число путей решения у вас сократилось, и вы лучше понимаете, что не будет работать и почему.

В моменты затруднений я часто задаю себе вопрос: «Если бы у меня было решение, каким бы оно было?»

Это позволяет отточить методы поиска решения, и помогает посмотреть на проблему под другим углом, с другой стороны, которую вы подсознательно игнорировали, но сейчас видите, что исключать ее не следует.

Что должно включать в себя решение?

Существуют ли базовые законы и принципы, которые нужно применить?

Есть ли тут какая-то симметрия?

Как каждое мое предположение укладывается в систему решения, и действительно ли каждое из них необходимо?

Все ли важные факторы вы учли?

Иногда из всего этого рождается решение. Насколько все понимают этот процесс, оно берет свое начало из подсознания. Хоп, и оно там! Зачастую над идеей нужно еще много поработать, провести логическую очистку, сформулировать ее так, чтобы другие поняли, представить ее другим, что может потребовать рассмотрения проблемы и вашего решения с разных сторон, а не только основываться на вашем индивидуальном видении, которое и привело к первому решению. Именно такой пересмотр вашей системы умозаключений, в конце концов, и вносит ясность!

Если решение действительно приходит из глубин подсознания, что можно сделать, чтобы этим процессом можно было управлять?

Мой метод, который представлен выше, заключается в том, чтобы пропитать свое подсознание проблемой.

Попытайтесь ни о чем усиленно не думать на протяжении нескольких часов, дней, или даже недель, и, таким образом, подсознание, которое, насколько мы знаем, сильно зависит от жизненного опыта, используемого для генерации снов и всего прочего, остается один на один с нашей задачей.

Мы просто ограждаем его от всего остального, насколько это возможно! Поэтому, однажды решение настигнет нас, либо когда мы проснемся, или оно просто возникнет в нашей голове без какой-либо подготовки с нашей стороны, либо, как только мы снова обратимся к проблеме — вот оно, решение!

Луи Пастер сказал: «Удача благоволит только подготовленному уму». Вы подготавливаете свой разум к успеху, «постоянно думая о нем» (Ньютон), и вот, время от времени вам улыбается удача.

Пожалуй, самым важным инструментом в креативности является использование аналогий.

Нечто кажется нам похожим на то, с чем мы сталкивались в прошлом. Обширный кругозор, охватывающий различные области знаний, может сильно помочь при условии, что ваши знания держатся в голове и при необходимости они будут доступны, а не так, чтобы вы их находили, только когда вас напрямую к ним ведут.

Этот гибкий доступ к частям знания заключается в том, что вы смотрите на знание, когда вы его получаете, под разными углами, перебирая все возможные стороны новой идеи перед тем, как сохранить в своей памяти. Тут нужно приложить усилие, чтобы не пойти по легкому пути, с моментальной пользой от «запоминания материала», а подготовить свой ум к будущему.

Именно по этой причине во многих главах я заставлял вас опускаться на уровень фундаментальных знаний той или иной области, т.к. это означает, что вы должны исследовать вещи разными способами перед тем, как решить, что является существенным, а что нет. В действительности, для одних это происходит в одном порядке, а для других — в обратном. Важное частично зависит от человека и его склада ума. Очевидно, что вам понадобится множество «зацепок» для знаний, если вы хотите их использовать в новых ситуациях.

Мы рассуждаем, в основном, аналогиями. Но что удивительно, хорошая аналогия не обязана быть близкой, ей нужно только нести оттенок намека на то, что делать дальше.

Сон Кекуле о змеях, кусающих себя за хвост, навел его на мысли о кольцевой структуре углеродных соединений!

В руках экспертов множество плохих аналогий оказались полезными. Это означает, что используемая вами аналогия является частичной, и вы должны суметь отказаться от ее, когда требования к ней начинают возрастать. Аналогии редко бывают идеальными настолько, что для каждой детали одной ситуации существует четкое соответствие в другой ситуации. Мы сталкиваемся с аналогиями, когда нечто напоминает нам о чем-то другом. Или все дело в наших ментальных «зацепках»?

После долгих лет работы с Джоном Тьюки я много раз оказывался в ситуации, когда он вспоминал нужную информацию, а я нет, пока он явно не указал мне на сей факт. Конечно, в его системе извлечения информации было гораздо больше «зацепок», чем в моей. По крайней мере, они были полезнее моих! Как такое может быть?

Возможно, потому что для него обдумывать новую информацию снова и снова было привычным делом, что привело к увеличению числа его «зацепок», которые были значительно лучше моих.

Поэтому, горя желанием быть как он, я начал размышлять над новыми идеями, пытаясь создать свои «зацепки» для доступа к важной информации, чтобы потом, в процессе поиска идей, у меня было больше шансов найти аналогию.

Я могу вам только посоветовать делать то же, что и я: когда вы познаете что-то новое, подумайте над другими применениями этих знаний, которые ранее вам не встречались, но которые могли бы встретиться в будущем.

Легко сказать, но трудно сделать! Но что еще я могу рассказать о том, как организовать свой ум, чтобы в нужное время полезные знания быстро всплывали в вашей голове?

Сегодня написано много книг о креативности. Мы часто обращаемся к данной теме, и даже проводим конференции, посвященные этому вопросу, и мы все еще мало что знаем о ней!

Много говорят про то, как важно находиться в правильном окружении, как будто это самое главное! Я видел проявление креативности даже в самых тяжелых обстоятельствах. Более того, я допускаю, и позже мы еще обсудим более подробно, что то, что считают идеальными условиями для творчества, — это не то, что действительно нужно, а наоборот, нужно постоянное нарушение нормального хода вещей и реальности, что в итоге очень сильно помогает.

Раньше я намеренно управлял своим поведением, обещая результат к конкретной дате, а затем, словно загнанный в угол зверь, в самую последнюю минуту вынуждал себя что-нибудь придумать! Я был удивлен тем, как часто этот простой трюк срабатывал. Конечно, все зависит от вашей гордости и уверенности в себе. Без уверенности в своих силах у вас не получится создать великое и новое. Существует тонкая грань между достаточной самоуверенностью и чрезмерным ее проявлением. Полагаю, тут вся соль в том, выиграли ли вы, или проиграли: когда побеждаешь — ты решительный, а когда проигрываешь — ты упрямый!

И снова возвращаясь к вопросу о том, можем ли мы научить креативности. Из всего вышесказанного у вас должно сложиться впечатление, что я считаю это возможным. Но тут не подойдут простые трюки и методы. Вы должны изменить себя, чтобы стать более креативным.

Я и раньше думал об этом, и теперь понимаю, как часто я пытался измениться, чтобы стать больше похожим на свое представление о себе, и меньше на того, кем я был (зачастую мне не удавалось это сделать!). Измениться не так-то просто, что подтвердит любой, кто садился на диету с целью похудеть, но вы и правда можете себя поменять, и сей факт подтверждается теми немногими, кто продержался на диете, бросил курить, а также поменял прочие привычки.

Мы, в самом прямом смысле, являемся суммой наших привычек, и не более того.

Следовательно, как только мы поймем, какие именно привычки следует поменять, в каком направлении работать с ними, а также осознаем наши ограничения, тогда-то мы и выйдем на ту тропу, по которой хотим идти.

Тут уместно вспомнить старинную греческую поговорку: «Познай себя».

И не пытайтесь пройти путь героического преобразования, которое почти наверняка провалится.

Практикуйтесь в небольшом спектре задач, пока постепенно вы не выработаете способность изменяться в более крупных масштабах.

В таком деле, как креативность, нужно сначала научиться ходить, а уже потом бегать, но я верю, что это возможно. К тому же, если вы намерены достичь успеха (в той степени, в какой тайно желаете), то вы должны стать креативнее перед лицом стремительно меняющихся технологий, которые будут управлять вашей карьерой. Общество не станет спокойно вас дожидаться, оно будет развиваться все быстрее и быстрее, т.к. роль технологий возрастает на всех уровнях организации.

Моя работа — сделать из вас лидеров в этом переменчивом мире, а не последователей, и я очень стараюсь сподвигнуть вас к развитию, а также заставить вас взять ответственность за себя и не зависеть от помощи других, таких как я. Все эти короткие рассказы, что я поведал о себе, частично призваны убедить вас в том, что вы сможете мыслить творчески, когда настанет ваша очередь вести за собой общество к его возможному будущему. Их целью также было показать вам некоторые возможные модели того, как это все делается.

Я еще не обсудил с вами одну деликатную тему про отказ от поиска решения.

Если вы не можете перестать думать о плохо сформулированной задаче, тогда, когда вы впервые столкнетесь с грамотно поставленной, вы застрянете на ней на протяжении всей вашей трудовой деятельности.

В молодости Эйнштейн был чрезвычайно креативным, но как только в зрелом возрасте он начал свои поиски единой теории, то потратил на нее всю свою оставшуюся жизнь и, несмотря на все усилия, ему почти нечего было показать.

Наблюдая за тем, как делают науку, я видел такое кучу раз. И такое происходит с очень креативными людьми в большинстве случаев. Их предыдущие достижения убеждают их в том, что они способны решить любую задачу, но помимо самоуверенности, есть и другие причины, почему во многих сферах к преклонному возрасту добавляется еще и снижение продуктивности.

Справляться с творческой должностью — дело непростое, иначе это бы у всех получалось. В математике, теоретической физике и астрофизике, возраст является препятствием (все эти области характеризуются высокой степенью креативности) в то время как в сочинении музыки, литературе, и искусстве управления государством возраст и опыт являются полезными качествами.

Как было отмечено в Bell Telephone Laboratories в конце 1970-х, первые 15 лет моей карьеры там в мои обязанности входило все, что было указано в их перечне работ, а вторые 15 лет я занимался тем, что никак не было связано даже близко с тем, что у них там было заявлено!

Да, в моей области по настоящему потрясающие вещи обычно создаются молодыми людьми, тут как в спорте, а в пожилом возрасте можно заниматься преподавательской деятельностью, как я и поступил. Конечно, я не знаю вашу область компетенции, чтобы сказать, какой эффект окажет возраст, но подозреваю, что настоящие великие открытия будут совершаться в довольно юном возрасте, хотя для полной реализации своих идей могут потребоваться и целые годы.

Мой совет такой, если вы хотите сделать что-то значимое, то думать об этом надо уже сейчас (если вы еще этого не сделали), а не ждать подходящего момента, который может никогда не наступить!

В заключение хочу снова процитировать Пастера: «Удача благоволит лишь подготовленному уму». Конечно, везение играет роль в том, что вы делаете, но ее роль значительно снижается, если вы по ходу своей деятельности будете подготавливать себя к успеху.

«Креативность» — это всего лишь еще одно название потрясающего успеха, который меняет ход истории.

Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Содержание

  1. Hamming, Intro to The Art of Doing Science and Engineering: Learning to Learn (March 28, 1995)
  2. Hamming, «Foundations of the Digital (Discrete) Revolution» (March 30, 1995)
  3. Hamming, «History of Computers — Hardware» (March 31, 1995)
  4. Hamming, «History of Computers — Software» (April 4, 1995)
  5. Hamming, «History of Computers — Applications» (April 6, 1995)
  6. Hamming, «Artificial Intelligence — Part I» (April 7, 1995)
  7. Hamming, «Artificial Intelligence — Part II» (April 11, 1995)
  8. Hamming, «Artificial Intelligence III» (April 13, 1995)
  9. Hamming, «n-Dimensional Space» (April 14, 1995)
  10. Hamming, «Coding Theory — The Representation of Information, Part I» (April 18, 1995)
  11. Hamming, «Coding Theory — The Representation of Information, Part II» (April 20, 1995)
  12. Hamming, «Error-Correcting Codes» (April 21, 1995)
  13. Hamming, «Information Theory» (April 25, 1995)
  14. Hamming, «Digital Filters, Part I» (April 27, 1995)
  15. Hamming, «Digital Filters, Part II» (April 28, 1995)
  16. Hamming, «Digital Filters, Part III» (May 2, 1995)
  17. Hamming, «Digital Filters, Part IV» (May 4, 1995)
  18. Hamming, «Simulation, Part I» (May 5, 1995)
  19. Hamming, «Simulation, Part II» (May 9, 1995)
  20. Hamming, «Simulation, Part III» (May 11, 1995)
  21. Hamming, «Fiber Optics» (May 12, 1995)
  22. Hamming, «Computer Aided Instruction» (May 16, 1995)
  23. Hamming, «Mathematics» (May 18, 1995)
  24. Hamming, «Quantum Mechanics» (May 19, 1995)
  25. Hamming, «Creativity» (May 23, 1995). Перевод: Глава 25. Креативность
  26. Hamming, «Experts» (May 25, 1995)
  27. Hamming, «Unreliable Data» (May 26, 1995)
  28. Hamming, «Systems Engineering» (May 30, 1995)
  29. Hamming, «You Get What You Measure» (June 1, 1995)
  30. Hamming, «How Do We Know What We Know» (June 2, 1995)
  31. Hamming, «You and Your Research» (June 6, 1995). Перевод: Вы и ваша работа

Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Автор: MagisterLudi

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js