Да, именно так, речь пойдет о фрактальных диффузорах, тех самых волшебных додекаэдрах, трапециях, пирамидках, параллелепипедах и других объёмных геометрических фигурах, которые активно внедряются в практику аудиофильской “акустики”.
Начну с того, что о “чудесных” свойствах волшебных пирамидок написано немало, и люди, которые об этом пишут, относятся к ним по-разному. Одни искренне убеждены, что фрактальные диффузоры работают и поглощают “вредные вторичные вибрации”, улучшая божественный звук, другие отчаянно доказывают, что это штука частный вариант плацебо.
Этот пост адресован, как потребителям, которые ещё не столкнулись с этим уникальным способом “победы над вредными вибрациями”, так и тем, кто съел собаку на развенчании аудиомифов. В процессе повествования я попробую понять, может ли это работать, и какой механизм заставляет потребителя ощутить эффект, которого нет.
Чтобы пост не рассматривался, как попытка нанести репутационный ущерб тем или иным вендорам, продавцам и производителям, я буду описывать “сферические фрактальные диффузоры в среде абстрактного аудиофила”, без упоминания брендов, производителей и пр.
Версия 2 (дополненная и исправленная)
Аудиообман — как суть метода фрактальной диффузии
По заявлениям производителей диффузоров эффект от их использования основан на методах фрактальногой маркетингатематики. Производители таких “устройств” утверждают, что за счет своей формы эти штуки способны гасить вторичное излучение от источников звука, которое существенно влияет на верность воспроизведения. Таким образом, эти замечательные устройства поглощают “вредные” вибрации и делаю звук “чище” и “детальнее”. В рамках рассуждений о пользе фрактальных диффузоров отмечается, что система питания и динамические громкоговорители являются источниками вреднейших для звука вибраций.
Говоря откровенно, у меня, как вероятно и большинства потенциальных пользователей этого “улучшайзара”, нет практического опыта в виброизоляции, звукоинженерии и докторской степени по математике. Я, не услышав волшебного эффекта чудо-трапеций, обратился к первоисточникам, на основании которых создавалась теория их работоспособности. Так Мандельброт дал точное определение фракталу, определив, что этот термин означает;
геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, то есть составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
Как исследование Мандельброта помогло создателям аудиочуда, пока не понятно. Но можно предположить, что использование геометрического принципа при создании физического объекта как-то отражается на его акустических свойствах и способности поглощать вибрацию. Чуть ниже будут рассмотрены методы, использующиеся для борьбы с низкочастотными и высокочастотными вибрациями, которые помогут это проверить.
Далее о диффузоре. В гидро и аэродинамике диффузором называется —
часть канала (трубы), в которой происходит замедление (расширение) потока.
Вероятно, некоторые свойства такого диффузора и послужили причиной, по которой плацебо-пирамидки были так названы.
В электроакустике диффузор — это:
часть механической колебательной системы громкоговорителя, предназначенной для возбуждения звуковых волн в окружающем воздухе.
Так или иначе, к фракталам и геометрии эти диффузоры не имеют никакого отношения.
Далее поиск привел меня к решению вопросов виброзащиты, о которых мне уже приходилось писать в посте о шипах. Выяснилось, что помимо вектора Умова — Пойнтинга и закона сохранения энергии, которые я приводил в качестве аргументов неработоспособности шипов как виброизолятора, там есть ещё очень много интересного.
В частности, люди, профессионально занимающиеся ударно-волновыми процессами, описывают пять основных принципов защиты от вредных вибраций (в зависимости от частоты применяются те или иные методы):
1) ослабление волны посредством отражения. Применяется резкое изменение геометрических, а также механических свойств элемента вибрирующей конструкции. (могут применяться конические элементы, изменение плотности, жесткости и упругости материалов и т.п.). Затухание происходит внутри демпфирующего элемента благодаря его свойствам. Например слоёный пирог с последовательным многократным повторением слоев из стали, меди и алюминия (принцип на который намекают, в некоторых аудиошипах, но учитывая количество слоев эффект заметен в пределах статистической погрешности прим. авт.). Фрактальный диффузор этот принцип не использует.
2) сосредоточенные массы, как разновидность первого метода; И этот принцип также не используется во фрактальном диффузоре.
3) Использование Г и П-образных элементов конструкции для преобразования продольных волн. Используются в стержневых деталях. Очень далеки от фрактальных диффузоров.
4)Применение деталей с высоким внутренним трением из прессованных материалов и проволоки-путанки; Не похоже на фрактальные диффузоры.
5) Применение материалов и элементов с внутренним демпфированием — резина, латекс, пружинные амортизаторы и т п. И тут ничего общего с фрактальными диффузорами.
Кроме того в этих принципах нет ничего общего с фрактальной математикой, которая, по заявлениям производителей диффузоров, должна как-то помочь с изменением звука и очищением его от вредных, неблагозвучных вибраций. Специалисты, утверждающие, что диффузоры не могут работать по определению, также ссылаются на работы таких замечательных людей как Кирхгоф, Тимошенко, Ляв, Рейсннер, которые внесли большой вклад в создание принципов, описанных выше.
Что могут сделать со звуком фрактальные диффузоры
Несмотря на изложенное выше, аудиофорумы ломятся от топиков с обсуждениями эффектов диффузоров, что вряд ли можно считать намеренно созданным ажиотажем. По многочисленным отзывам можно проследить общие моменты в отзывах о таких эффектах. Большинство из тех, кто замечал изменения от фрактальной гомеопатии писали, что пирамидки влияют на высокочастотный спектр.
Не сложно понять, что “диффузор”, установленный на верхнюю часть АС, выполняет роль своеобразного звукорассеивающего устройства, главным образом, благодаря отражению ВЧ-волн от ребристой поверхности “устройства”. Еле заметные изменения в частотном спектре, определяемые тренированным “золотым” ухом, и служат поводом для таких заявлений.
Ничего более существенного сделать со звуком фрактальные диффузоры не могут и не должны. При этом в ряде тяжелых (зачеркнуть) случаев пользователи “улучшайзеров” отмечают намного более внушительные изменения и восторженно отзываются об оных, именно о них пойдет речь в следующем разделе.
Аутосуггестия — от фрактальной иллюзии до фрактальной диффузии
Много хорошего, совершенно искренне, без задней мысли о джинсе пишут аудиофилы о фрактальных диффузорах, что является результатом т.н. аутосуггестии. Иными словами, потребитель испытывает необходимость в улучшении звука, не имея возможности приобрести аппаратуру, которая позволяет этого добиться. Прочтение многочисленных отзывов о действенности “устройства” и заявления “авторитетных” экспертов о работоспособности метода создает предвкушение эффекта.
После этого жертва “фрактальной диффузии” посещает магазин, шоурум или знакомых, у которых уже есть эта замечательная штука и испытывает её на практике. Убежденность в том, что это должно работать, создаёт иллюзию эффекта. Если на пятый день после покупки убрать диффузоры с колонок и завязать глаза меломану, он, вероятнее всего, не определит их отсутствие на слух. Эффект рассеивания, который они действительно могут создавать, ничтожен, в силу площади самого фрактального диффузора.
Технология проста до безобразия. Если психика клиента достаточно лабильна, а внушаемость достаточно высока для того, чтобы “почувствовать” эффект — он его заметит в шоуруме, купит “вещь”, и будет счастлив иллюзией. Если нет, он подвергнет сомнению эффективность принципа на этапе просмотра рекламы и даже не станет проверять на практике.
Ещё момент, потребность в улучшении качества тракта, как правило, тоже внушается. Причем происходит это благодаря банальной человеческой зависти. Увидел у знакомого диффузор, впечатлился качеством звука и всё. Внушенная потребность, в ряде случаев даже сильнее, чем возникшая без суггестивного влияния, за что спасибо психологам рекламы, маркетологам и PR-технологам.
Относительно появления подобных иллюзий хорошо рассказано в культовом советском научно-популярном фильме “Я и другие”, где демонстрируются эффекты внушения через социальное одобрение. В данной ситуации происходит нечто очень похожее. Работает известный принцип по формированию субъективной ценности, который можно выразить следующей фразой: “Если близкие мне по интересам люди говорят о том, что эффект “фрактальной диффузии” есть, значит это действительно так”.
Итог
Многократно развенчанный до меня миф о фрактальных диффузорах остается мифом, так как нет ни единого объективного подтверждения работоспособности таких “улучшайзеров”. Достоверность заявления производителей о физических свойствах этих предметов равносильны пророчествам Глобы и Ванги. Фрактальный принцип используется в дизайне предмета, но существенно не влияет на акустические свойства.
Диффузоры способны изменять звук, как и любой другой предмет с ребристой поверхностью, в качестве рассеивателя. Обилие сведений о действенности фрактальной диффузии с высокой вероятностью является результатом самовнушения их пользователей. Подобные отзывы, учитывая их независимость и субъективную честность, выступают в качестве двигателя продаж и избавляют производителей “улучшайзеров” от необходимости в проведении масштабных рекламных кампаний.
Я понимаю, что по вопросу, описанному в посте, могут быть другие мнения, поэтому буду рад корректной живой дискуссии в комментариях.
В материале использованы фото: melchermax и портала stereo.ru
К слову, ввиду того, что фрактальные диффузоры пользуются спросом они есть в нашем каталоге.
Мнение автора в данном случае является его субъективной позицией, а не позицией компании Pult, ввиду недостаточности экспериментальных данных об эффектах устройства.
Автор: Sound Cult