По завершении своего ICO проект «Полибиус» стал генерировать куда меньше публичных новостей — в статье «Жизнь после ICO» мы объяснили, что наши инфоповоды сейчас регулируются в большей степени юристами, чем маркетологами. Как следствие, за неимением других тем для обсуждения, люди обсуждают то, что постоянно перед глазами: курс токена PLBT. Повод поговорить вроде бы есть: если по ходу ICO токены «Полибиуса» продавались по фиксированному курсу в $10, то по выходу в открытую продажу на криптобиржах в июле он просел в цене в несколько раз, начав возвращаться в норму только в августе. Сейчас токен «Полибиуса» торгуется примерно по $6-7. Но всё равно мы видим, что объём суточных торгов токеном на биржах варьируется в пределах 1-5% от общей капитализации PLBT, то есть основная масса его владельцев не спешит его «сбрасывать». Да и на словах паники никакой нет — глобальное комьюнити токенхолдеров «Полибиуса» ведёт себя очень сдержанно. Чтобы понять, почему так происходит, мы взглянем на ситуацию их глазами и расскажем о том, что происходит, их словами.
Почему падение курса токена никого не напугало
Во-первых, большинству юзеров токены фактически обошлись менее, чем в $10, потому что во время предварительной продажи и первые четыре недели ICO они отпускались с бонусами, так что средневзвешенная цена проданных токенов составляет в результате всего $8,67.
Во-вторых, падение курса PLBT во многом обусловлено «сбросом» баунти-токенов (токенов, полученных в качестве вознаграждения) — т.е. людьми, которые не платили за них вообще ни цента. Остальные токенхолдеры прекрасно это понимают, как можно прочитать, например, в англоязычном Telegram-чате «Полибиуса» (1, 2).
Как показывает практика, выделенные на баунти-программу токены уже не первый раз выходят боком различным ICO. С одной стороны, объявляя награду за поддержку проекта на профильных площадках и в социальных сетях, можно повысить вовлечённость криптокомьюнити. С другой — очевидно, что получатели баунти наименее замотивированы в «игре в долгую». Падение курса токена только сильнее мотивирует их «сбросить» его поскорее, получив любые деньги, тогда как токенхолдеры, которые за токен платили криптой и фиатными деньгами, могут и будут взвешивать плюсы и минусы участия в «сбросе» против игры «в долгую» — особенно в случае с токенами «Полибиуса».
По условиям ICO, на вознаграждения по баунти-программе «Полибиуса» было направлено 2% от общего числа выпущенных в оборот токенов. C момента выхода PLBT на биржи, суточный объём торгов токенами укладывался в коридор от 100 тыс. до $1 млн при общей капитализации токена, колебавшейся от $11,6 до $39,5 миллионов. Если смотреть на оба этих процесса в динамике, становится видно, что большая часть движений PLBT на биржах примерно совпадает с долей выплаченных баунти с допустимой поправкой на ту часть покупателей токенов, которые, к сожалению, решили, что падение курса — это сигнал к панике и фиксированию убытка.
Другая же часть токенхолдеров, напротив, восприняла это как возможность увеличить портфель PLBT по крайне выгодному для себя курсу.
Эта тенденция продолжается: пока одни продают токены «Полибиуса» по цене ниже номинала, другие пользуются этим как возможностью их прикупить побольше и подешевле. В результате, объёмы торгов токена, на пике достигавшие $1 млн, сейчас упали более, чем на порядок: на днях был достигнут минимальный суточный объём торгов PLBT порядка $20 000, а на момент публикации статьи торги идут примерно на уровне $110 000 при суммарной капитализации токена ~$23 миллиона.
То есть долгосрочные инвесторы не только не растеряли интерес к токенам «Полибиуса», но собрали почти все «халявные» токены с рынка, практически уничтожив краткосрочный спекулятивный интерес пропал. Сама жизнь подтвердила верность наших изначальных выкладок о природе падения курса PLBT, изложенных ещё 28 июля в статье «Жизнь после ICO: как сейчас дела у «Полибиуса».
На чём же базируется уверенность тех, кто их сейчас покупает, и огромной массы тех, кто совершенно не спешит их продавать?
Токены не на раз, а с серьёзными намерениями
Обычная модель заработка на ICO — сугубо краткосрочная: купил на хайпе, на хайпе повыше — продал. Вот только в офис европейского регулятора нельзя забежать с криком: «Скорее, дайте нам банковскую лицензию, У НАС ТОКЕНЫ ПАДАЮТ». И слава богу. Для участников ICO это не должно было стать новостью: насколько и почему процесс получения лицензии финансового учреждения в Европе фундаментален и трудоёмок, мы начали писать с самых первых статей цикла «Как открыть свой банк в Европе».
Англоязычное комьюнити постоянно напоминает о том, что говорить что-то конкретное о нашем проекте, его окупаемости и дивидендах с токенов можно только через полгода-год, не раньше. Все прочие попытки выгодно продать токены на бирже заранее обречены на провал, так как сейчас спрос «перегрет» дешёвым предложением участников баунти-программы, сбрасывающих «халявные» токены PLBT.
Среднестатистический токенхолдер «Полибиуса» имеет крепкие нервы и солидный запас терпения. Некоторые ещё и прикупили попкорн, чтобы было нескучно наблюдать за метаниями тех, кто ожидал взрывного роста курса PLBT и быстрых денег.
Немало в обсуждениях и тех, кто в открытую говорит, что «заморозил», как любят выражаться скептически настроенные холдеры, свои деньги на срок от года до пяти лет.
Что ещё думают о Polybius англоязычные участники ICO, которые имеют определённый опыт участия в различных проектах? Мы поговорили с некоторыми из них и спросили, что они думают о проекте Polybius Bank и панике вокруг падения курса токенов после окончания сбора средств.
Jay Meta, токенхолдер и модератор англоязычного канала Polybius в Telegram:
Развитие проекта и разработка проходят, на мой взгляд, гладко. Осенью нас, держателей токенов, ждёт много новостей: новый CEO, подробный план развития, место физической дислокации Polybius Bank.
Я целиком и полностью доверяю команде проекта и держу токены при себе. Polybius Bank – долгосрочный проект и, в отличие от других ICO, он не ограничивается только цифровой частью. Поэтому нужно время.
Michael Jalloh, токенхолдер проекта Polybius:
Сейчас цена на токены Polybius низкая, но это не должно тревожить участников проекта и вызывать панику. Потому что вся идея Polybius вращается вокруг создания банка. Пока нет банка, то и PLBT-токен ожидаемо ничего не стоит, нечему поддержать его стоимость. Но я считаю, когда банк начнёт функционировать, он станет тем, что обеспечит ценность PLBT и поддержит его курс, придаст значение.
Именно когда банк будет создан и будут выплачены дивиденды держателям токенов, цена PLBT пойдёт вверх.
Damaz, токенхолдер проекта Polybius:
Я не понимаю текущей паники вокруг курса токена PLBT. Как вообще можно заниматься, условно, инвестированием и быть при этом такими нетерпеливыми? Создание банка – процесс не быстрый, поэтому я предпочитаю держать себя в руках и ждать вестей от команды.
Schid Marx, токенхолдер проекта Polybius:
Я думаю, многие люди просто не понимают, что Polybius – это долгосрочная инвестиция. Сейчас они жалуются на курс токена или вложили больше, чем могли себе позволить, поэтому и паникуют из-за перспективы потерь в краткосрочной перспективе. В основной своей массе недовольные – это краткосрочные трейдеры, которые вскочили в поезд под названием Polybius на волне хайпа, в надежде быстро получить прибыль, а в итоге получили разочарование. Нетерпеливость, страх и жажда быстрой наживы в основном и формируют их мышление.
Правила ведения бизнеса едины для всех направлений, и криптография не исключение. Большинство предприятий закрывается в первый год своего существования, и, как токенхолдер, вы должны взвешивать все «за» и «против», заниматься исследованием команды, оценивать конкурентов. Polybius чётко изложил в своём «Проспекте» и «дорожной карте», что они будут существовать в качестве зарегистрированного банка, например, в Литве, и ему необходимо получить физическое место дислокации. В любое время и в любом месте, если вы имеете дело с чиновниками и правительством, процесс продвигается смехотворно медленно. Также есть пакет нормативных документов, которые должны пройти через различные канцелярии, и этот процесс занимает недели и месяцы. И это без учёта того, что Polybius – это не традиционный банк. То есть какой-нибудь клерк, обрабатывающий документацию, может застопорить процесс из-за своего непонимания криптографии и как это вообще будет работать.
Когда я заходил в Polybius, я принял все эти факторы во внимание и вложил не больше, чем могу себе позволить. И я даже готов не увидеть своих вложений в течение года. Команда проекта, по сути, не знает, как управлять банком, поэтому она сейчас занимается наймом нужных людей, и об этом говорилось с самого начала. Я считаю, что в сентябре будет объявлен генеральный директор банка.
В любом случае, события могут развиваться быстрее или медленнее. Как участник ICO, вы должны принимать эти риски. Если посмотреть на Stratis, то понадобилось ТРИ ГОДА для роста курса с $0,01 до $6,00+. Сейчас, когда все больше и больше людей интересуется криптографией, я считаю, что этот срок сократится вдвое, до 1,5 лет. Я верю в команду Polybius, и я верю в Polybius Bank. И когда они доведут проект до рабочего состояния, это изменит мир. Но, как и на все остальное, на это потребуется время.
Rational Dreamer, токенхолдер Polybius:
Я считаю, что большинство людей, покупающих криптографические токены, ожидают немедленной отдачи после окончания ICO, и среди многих держателей PLBT распространилась паника потому, что сейчас курс составляет $6,53, то есть ниже уровня продажи на ICO. Тем не менее, я инвестировал с прицелом на долгосрочную перспективу и не намерен продавать свои токены. На самом деле, меня очень радует эта паника среди токенхолдеров со «слабыми руками», которые сбрасывают свои токены и обваливают цену… Это позволяет мне покупать больше PLBT с солидной скидкой. Я думаю, что стоимость PLBT-токена серьёзно недооценена, и есть хитрецы, которые знают об этом и намеренно подогревают панические настроения, распространяют слухи. Делается это затем, чтобы потом купить токены дешевле.
Что ещё мне нравится в Polybius, только без обид: его основатели являются дельцами, цель которых – превратить один пенни в пять, только в другом масштабе. Когда я взглянул на «Проспект» Polybius, я прикинул, что у них получится это сделать с гораздо меньшими ресурсами, чем у других криптобанков. Это хороший знак для держателя токенов. Как говорят у меня на родине: «Кто может работать эффективно с меньшими вложениями, тот будет зарабатывать все больше и больше». Polybius напоминает мне Vista Equity Partners. Vista и их генеральный директор долго не могли пробиться на мировую арену и теряли деньги годами, а сейчас имеют $30 млрд инвестиций.
Напомним, что мы уже рассказывали, чем занимается и будет заниматься команда Polybius в ближайшее время: подписание контрактов с руководством будущего банка, выбор юрисдикции для получения лицензии, найм сотрудников и т.д. Это всё — процесс небыстрый, но верный. И мы признательны тем, кто не только был с нами по ходу ICO, но и продолжает поддерживать нас, когда на смену хайпу пришли трудовые будни.