Проблема с выходом на дорогу робомобилей в наше время заключается в том, что законодательство многих (да практически всех) стран не предусматривает возможность выхода машин с автономной системой управления на дороги общего пользования. Тестирование на полигонах — это одно, а вот проверка работоспособности робомобиля на обычной трассе — совсем другое.
Понимая эту проблему, законодатели ряда стран начали готовить законопроекты, которые позволили ли бы выпустить машины с компьютерной системой управления не на испытательный полигон, а на дорогу, где ездят и машины с водителями. На днях стало известно, что в США преуспели в этом плане — здесь разрешили робомобилям колесить по трассам всех штатов. Ранее для машин с автоматической системой управления были доступны лишь некоторые дороги Калифорнии, Невады и еще нескольких штатов.
Решение было принято единогласно, так что теперь производители автомобилей смогут в ближайшее время выпустить на дороги страны сотни тысяч робомобилей. Естественно, регуляторные нормы остались, и доступ к трассам получат только лишь те машины, которые соответствуют всем нормам федерального законодательства.
Голосование, о котором идет речь, позволило положить конец противостоянию сторонников безопасного движения на дорогах и тех, кто считает, что прогресс должен идти вперед, включая автомобильную индустрию. При этом системы, выпускаемые на дороги, должны будут пройти многие тесты, прежде, чем им разрешат работать в обычном режиме.
По мнению разработчиков таких авто, роботизация автомобильной индустрии позволит в значительной степени снизить количество ДТП. В авариях обычно слабое звено — это человек. Если управлять движением транспортного средства будет компьютер, то вероятность ошибки, хотя и существует, но все же она гораздо ниже, чем в обычной ситуации, когда в машине есть руль, а за рулем — водитель-человек. «Робомобили могут спасать жизни, поскольку в большинстве случаев аварии провоцируются человеком», — заявил голосовавший за законопроект Дебби Динджелл.
Понятно, что без поддержки сторонникам этого законопроекта было бы сложно добиться его принятия. Этому способствовали крупнейшие автопроизводители мира, включая Ford Motor, General Motors, плюс Tesla и Waymo (подразделение Alphabet, занимающееся разработкой робомобилей).
Соответствующие нормы в свои положения добавило и Национальное управление безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration). Именно оно отвечает за безопасность на дорогах, а также разбирается в сложных ситуациях, вроде аварии Tesla c гибелью водителя. Обновленные нормы Управление представит уже на следующей неделе в Мичигане, США.
Законы были приняты не вдруг, этому предшествовала серьезная работа юристов, законодателей, тех же автопроизводителей, о которых шла речь выше. Некоторые штаты разрешали испытывать на своих дорогах робомобили и раньше. Но при этом выдвигались требования, и довольно много. В частности, в Калифорнии, Мичигане и Нью-Йорке предложили оснащать робомобили рулем и педалями. Плюс ко всему, такие системы должны были быть полностью электричесикими, даже не гибридами. Эти дополнения предлагались не из вредности, а для того, чтобы повысить уровень безопасности авто и всех участников дорожного движения. Раньше Управление просто не обращало внимание на регуляторные проблемы робомобилей, и отдельным штатам приходилось делать ведомства самим.
Новый закон позволяет производителям машин с компьютерной системой управления вывести на дороги 25 000 авто в первый год после изменения законодательства. За четыре года эти компании имеют право выпустить 100 000 машин.
Сторонники «ручного» управления машинами считают, что законодательство должно быть дополнено пунктами, где говорилось бы о необходимости оснащения робомобилей рулем, тормозом и подушками безопасности. По мнению некоторых представителей этой точки зрения, новый законопроект ставит под угрозу американцев, как пешеходов, так и автомобилистов.
Тем не менее, сторонники робомобилей, а их большинство, считают, что законодательство устарело, и его необходимо менять быстрыми темпами. Причем пункты вроде тех, что были озвучены выше, не нужны.
Сейчас соответствующая работа по изменению законодательства, регулирующего транспортную сферу, ведется и в странах Европы, где, насколько можно судить, выход робомобилей на дороги общего пользования тоже не за горами.
Автор: Максим Агаджанов