Алекс Хоннольд не чувствует страх так, как чувствуем его мы
У Алекса Хоннольда есть свой личный глагол. «Хоннольдить» – стоя в каком-то высоком, ненадёжном месте, лицом к стене, смотря прямо в бездну. Буквально смотреть страху в лицо.
Этот глагол появился благодаря фотографиям Хоннольда, стоящего именно в таком положении на выступе «Слава богу» [Thank God Ledge], расположенном в 600 м от плато в Йосемитском национальном парке. Хоннольд пробирался бочком по этому узкому каменному порогу, прижимаясь каблуками к стене, а пальцами ног касаясь бездны, когда в 2008 годы он стал первым соло-восходителем, покорившим сплошную гранитную стену Полукупола в одиночку и без верёвки. Потеряй он равновесие, он бы падал вниз 10 страшных секунд навстречу своей смерти. Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять.
Хоннольд – величайший свободный соло-скалолаз в истории. Это означает, что он совершает восхождение без верёвок или защитного снаряжения. Любое падение с высоты 15 метров и более, скорее всего, приведёт к летальному исходу, а это значит, что в особенно эпически дни соло-восхождений он проводит 12 и даже более часов в зоне смерти. На самых сложных участках некоторых маршрутов его пальцы рук соприкасаются с камнем не более, чем пальцы большинства людей с экраном смартфона, а пальцы ног цепляются за выступы толщиной в полоску жевательной резинки.
Даже просмотр видео с восхождениями Хоннольда может вызвать приступы боязни высоты, ускорение сердцебиения и тошноту у большинства людей – это если они вообще смогут смотреть такие видео. Даже сам Хоннольд говорит, что при просмотре видео с его участием у него потеют ладони.
Всё это сделало Хоннольда самым известным скалолазом в мире. Он появлялся на обложке журнала National Geographic, в передаче 60 Minutes, в рекламе Citibank и BMW, и в куче вирусных видео. Он может утверждать, что чувствует страх (он говорил, что стоять на краю выступа «Слава богу» «удивительно страшно), но при этом стал символом бесстрашия.
Также у него нет недостатка в комментариях от разного рода публики, утверждающей, что у него не всё в порядке с головой. В 2014 году он делал доклад в холле Исследователей в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне. Собравшихся интересовали также фотограф-альпинист Джимми Чин и исследователь-ветеран Марк Синнот, но в основном все приехали, чтобы подивиться рассказам о Хоннольде.
Из историй Синнота публике больше всего понравился рассказ об Омане, где его команда путешествовала на парусной лодке к удалённым горам Мусандамского полуострова, выступающих, словно рука скелета, вглубь Персидского залива. Они наткнулись на изолированную деревню и причалили, чтобы пообщаться с местными жителями. „В какой-то момент, – говорит Синнот, – эти ребята стали кричать и показывать вверх на скалу. Наши стали говорить: 'Что происходит?' А я, конечно, сразу подумал: 'Ну, по-моему, я знаю, что именно' “.
Публика ахнула при появлении на экране фотографии. На ней был Хоннольд, тот самый обычный на вид парень, сидевший на сцене в серой толстовке и брюках цвета хаки – только на фото он выглядел игрушкой, взбиравшейся на огромную стену цвета кости, возвышавшуюся за городом. (»Камень был не лучшего качества", – скажет Хоннольд позднее). Он был один, без верёвки. Синнот подытожил реакцию местных жителей: «Проще говоря, они решили, что Алекс – колдун».
По завершению презентации искатели приключений расселись для раздачи автографов. Образовалось три очереди. В одной из них был нейробиолог, ждавший возможности переговорить с Синнотом по поводу части
Когда-то давно, говорит мне Хоннольд, ему было бы страшно дать психологам и учёным возможность исследовать его
И поэтому в марте 2016 года он лежал, как сосиска, внутри крупной белой трубы в Медицинском университете Южной Каролины в Чарльстоне. Труба – это аппарат для сканирования
За несколько месяцев до этого я обратился к Хоннольду с просьбой изучить его
Нейробиолог-когнитивист, вызвавшийся провести сканирование – Джейн Джозеф. Она одной из первых выполняла фМРТ-исследование
«С восторгом жду возможности увидеть, на что похож его мозг», – говорит она, сидя в комнате управления за хрустальным стеклом перед началом сканирования. «А потом мы проверим, чем занимается его миндалина, и узнаем – правда ли, что он вообще не чувствует страха?»
Миндалину часто называют «центром страха»
Первые результаты анатомического сканирования
Пюрл пролистывает снимки всё дальше, дальше, через роршарховскую топографию
В трубе Хоннольд смотрит на набор из около 200 быстро сменяющих друг друга изображений. Фотографии должны испугать его или привести в состояние возбуждения. «По крайней мере, у других людей они вызывают яркий отклик в миндалине, – говорит Джозеф. – Я сама не могу смотреть на некоторые из них». В набор входят трупы с окровавленными и искорёженными лицами, туалет с продуктами жизнедеятельности, женщина, бреющая зону бикини, и парочка фотографий со скалолазами.
«Может, его миндалина не срабатывает – и у него нет внутренних реакций на эти стимулы, – говорит Джозеф. – Но у него может быть и настолько отточенная регуляторная система, что он просто может сказать себе: 'Ну ладно, я это всё чувствую, миндалина работает', но при этом его кора настолько мощная, что может успокоить его».
Есть и более экзистенциальный вопрос: «Зачем он это делает? – говорит она. – Он знает об угрозе для жизни – уверена, что люди каждый день говорят ему об этом. Возможно, существует какая-то серьёзная система вознаграждений, удовольствие от этих переживаний».
В поисках ответа на последний вопрос Хоннольд проходит второй эксперимент, «задача с вознаграждением», в сканере. Он может выиграть или проиграть небольшие денежные суммы (максимум $22), в зависимости от скорости нажатия на кнопку после сигнала. «Нам известно, что у обычных людей эта задача активирует контур
В этом случае она пристально следит за другим участком
Примерно через полчаса Хоннольд встаёт из сканера с сонным выражением лица. Он вырос в г. Сакраменто, шт. Калифорния, и демонстрирует необычно открытую манеру общения, и контрастирующее с этим отношение к жизни, которое можно описать, как чрезмерно спокойное. Его прозвище, «Ничего такого» [No Big Deal], описывает его отношение почти к любому переживаемому им опыту. Как и большинство опытных скалолазов, у него жилистое телосложение, больше напоминающее подтянутого любителя фитнеса, чем бодибилдера. Исключение составляют его пальцы, постоянно выглядящие так, будто их прищемили дверью автомобиля, и запястья, напоминающие о таком персонаже, как моряк Папай.
«Рассматривание этих картинок считается стрессом?» – спрашивает он у Джозеф.
«Эти картинки довольно часто используются в нашем деле для возбуждения сильных откликов», – отвечает Джозеф.
«Потому что, ну я точно не знаю, но мне, в общем-то, было всё равно», – говорит он. Фотографии, даже «ужасные изображения горящих детей и всё такое», не произвели на него особого впечатления. «Это всё равно как ходить по музею курьёзов».
После месяца изучения изображений
Что нехарактерно для Хоннольда, его голос выдаёт усталость и даже стресс. За несколько дней до этого в г. Индекс, шт. Вашингтон, он проходил простой маршрут, чтобы укрепить верёвки для родителей его девушки. Когда девушка, Санни Маккэндлс, спускала его на землю, он внезапно упал с трёх метров и приземлился на кучу камней – верёвки не хватило, чтобы добраться до земли, и её конец выскользнул из рук у Маккэндлс. «Это просто был небольшой косяк», – говорит он. Он получил компрессионный перелом двух позвонков. Это был самый серьёзный несчастный случай за всё время его занятий скалолазанием, и произошло всё, когда он был привязан к верёвке.
«И что означают все эти изображения
«Мозг в порядке, – говорит Джозеф. – И это весьма интересно».
Даже для нетренированного взгляда причина интереса весьма очевидна. Джозеф использовала контрольного испытуемого – мужчину, скалолаза, любителя острых ощущений, примерно ровесника Хоннольда – для сравнения. Как и Хоннольд, контрольный испытуемый описывал задачу просмотра картинок в сканере как не особенно стимулирующую. Однако на изображениях фМРТ отклика
Слева –
Переключаемся на сканы, сделанные во время выполнения задачи с вознаграждениями: и снова, миндалина и несколько других частей
«У меня в
Чтобы проверить, что она ничего не упустила, Джозеф пытается уменьшить статистический порог. В итоге она находит единственный воксель – минимальный объём мозговой ткани, отслеживаемый сканером – активированный в миндалине. Но к этому времени реальные данные уже невозможно отличить от ошибок. «Нигде в пределах приличного значения порога не видно активации миндалины», – говорит она.
Может ли происходить то же самое, когда Хоннольд восходит без верёвок в таких ситуациях, в которых любой другой человек поддался бы ужасу? Да, говорит Джозеф – в принципе, она считает, что именно так всё и происходит. Без активации, скорее всего, нет и ответа на угрозу. У Хоннольда на самом деле уникальный
Джозеф удивили результаты исследования личности Хоннольда. Несмотря на его спокойствие и концентрацию во время восхождений, он более резкий и расторможенный, чем средний любитель острых ощущений, что говорит о вероятном наличии рискованной импульсивности.
Пункты исследований (зелёным обозначен результат Хоннольда):
— экстраверсия
— готовность соглашаться
— открытость
— сознательность
— невротизм
— импульсивность
— расчётливость
— упорство
— расторможенность
— скука
— поиск ощущений
— поиск острых ощущений
— поиск нового опыта
Хоннольд всегда отвергал идею об отсутствии у него страха. Миру он известен как пример неестественного спокойствия, когда он свисает на кончиках пальцев с тонкой линии между жизнью и смертью. Но за ним никто не наблюдал, когда он более десяти лет назад, в возрасте 19 лет, стоял у подножия своего первого серьёзного маршрута восхождения без верёвки – Морщинистый Угол, в районе озера Тахо в Калифорнии. На используемой скалолазами шкале сложности маршрутов Морщинистый Угол имеет рейтинг в 5,7 – почти на 15 пунктов проще максимально сложного маршрута, пройденного Хоннольдом к тому моменту. Но всё же, высота его – 90 метров. «Если упадёте, то разобьётесь», – говорит Хоннольд.
Чтобы взойти по этому маршруту соло, сначала у него должно было появиться желание сделать это. «Мне кажется, что моя уникальность не в способности соло-восхождения, а в наличии желания это делать», – говорит Хоннольд. Его героями были скалолазы без верёвок вроде Питера Крофта и Джона Бачара, задавших новые стандарты стиля в 80-х и 90-х. (Хоннольд, ко всему прочему, был ещё и страшно стеснительным, что затруднило ему поиск партнёров для восхождений с верёвкой.) Он увидел их фотографии в журналах по скалолазанию и немедленно понял, что хочет сам оказаться в таком же положении: жутко уязвимом, потенциально смертельном, полностью под контролем.
Иными словами, он – классический искатель острых ощущений. В день, когда он забирался в трубу фМРТ, Хоннольд также заполнил несколько психологических опросников, используемых для измерения степени пристрастия к поискам ощущений. Его просили согласиться или не согласиться с такими утверждениями, как «Мне бы понравилось ощущение очень быстрого спуска на лыжах с высокой горы» («Я просто обожаю спуск с горы на лыжах», – говорит он); «Мне бы понравилось прыгать с парашютом» («Я учился скайдайвингу»); «Мне нравится исследовать необычные города или их районы самостоятельно, даже если существует опасность потеряться» («Для меня это повседневность»). Однажды он заполнял подобный опросник на выставке товаров для активного отдыха, в котором иллюстрацией к вопросу «думал ли он когда-нибудь заниматься скалолазанием» была его собственная фотография.
Однако же Хоннольд очень сильно испугался на Морщинистом Углу. Он хватался за большие и дружественные выступы. «Мой хват был чрезмерным», – говорит он. Очевидно, он не сдался после первого такого опыта. Наоборот, Хоннольд приобрёл то, что он называет «умственной бронёй», и постоянно переступал порог страха. «На каждый мой сложный соло-маршрут приходится, наверное, сотня простых», – говорит он.
Постепенно его попытки, сначала казавшиеся ему ужасными, начали казаться не такими уж безумными: соло-приём, в котором он цепляется за камень одними лишь пальцами рук, а ноги при этом болтаются в воздухе; или же, как он сделал в июне на печально известном маршруте «Абсолютный Вопль», восхождение без верёвки по склону, на который он ни разу до этого не поднимался. За 12 лет свободных соло-восхождений у Хоннольда срывались руки, соскальзывали ноги, он сходил с известного маршрута на неизведанный, его пугали животные типа птиц и муравьёв, или же его настигала «усталость на грани, когда ты слишком долго был над бездной». Но поскольку он справлялся с этими проблемами, он постепенно усмирил своё беспокойство по их поводу.
С точки зрения Мари Монфилс, возглавляющей Лабораторию памяти страха в Техасском университете, процесс Хоннольда напоминает практически азбучный, пусть и доведённый до предела, способ работы со страхом. До недавнего времени, по словам Монфилс, психологи считали, что воспоминания – включая и воспоминания о страхе – консолидируются, становятся неизменяемыми вскоре после приобретения. Но за последние 16 лет это представление изменилось. Исследования показали, что каждый раз, вызывая воспоминание, мы проводим его реконсолидацию, то есть, мы можем добавить к нему новую информацию или другую интерпретацию того, что мы помним, и даже превратить воспоминания, связанные со страхом, в бесстрашные.
У Хоннольда есть подробный журнал восхождений, в котором он постоянно пересматривает свои подъёмы и отмечает, что можно улучшить. К своим самым сложным восхождениям он ещё и долго готовится – репетирует движения, а затем представляет все движения в идеальном исполнении. Чтобы подготовиться к восхождению на 365-метровую стену, он визуализировал всё, что может пойти не так, включая и падение с высоты и истекание кровью на камнях внизу – чтобы примириться с этими возможностями до того, как покинуть землю. Хоннольд завершил это восхождение на стене, известной как «Колонна Лунного Света» в Национальном парке Зайон, через 13 лет после первых восхождений, и через четыре года после начала соло-восхождений.
Возвращение к воспоминаниям с целью представить их в новом свете, говорит Монфилс, это процесс, который почти наверняка происходит у всех нас в голове совершенно бессознательно. Но намеренно возвращаться к ним (как это делал Хоннольд), гораздо лучше – «прекрасный пример реконсолидации».
Визуализация – пре-консолидация, в которой человек представляет себе будущее событие, а не случившееся в прошлом – работает примерно так же. «Можно ожидать, что представляя одно движение за другим, он консолидирует свою моторную память и в результате приобретает уверенность», – говорит Монфилс. Чувство уверенности в своих силах уменьшает волнение, что может объяснить то, как люди, стесняющиеся выступать на людях (как, кстати, стеснялся и Хоннольд), начинают меньше переживать по этому поводу, делая это часто и вырабатывая навыки.
«Со временем у вас получается всё лучше, если вы можете поставить себя в ситуацию, в которой вам немного страшно, а вы преодолеваете этот страх, и вы повторяете эту процедуру снова и снова и снова, – говорит Монфилс. – Это тяжело и накладно, но вам становится легче».
Миндалина опять-таки играет ключевую роль. Монфилс предлагает пример из своей жизни. У неё всегда была боязнь змей. Однажды она с друзьями ходила по побережью озера на каноэ, и увидела водяного щитомордника, ядовитую змею, свисавшую с ветки. Монфилс начала кричать, неистово грести к центру озера и после этого отказывалась выезжать на природу целый год. Затем на пешей прогулке по пересечённой местности, она встретила другую змею и опять запаниковала. На этот раз она решила применить свои знания к решению проблемы. Она постаралась лечь, успокоиться и вспомнить своё переживание в спокойной и логичной манере. Она реконсолидировала пугающее воспоминание в нечто более полезное. Всего за неделю она подавила свой страх, собрала волю в кулак и опять пошла на прогулку.
«Миндалина, вероятно, активируется за долю секунды до того, как вы явно вспоминаете: 'Ага, здесь я встретил змею', – говорит она. – И вы чувствуете, как потеют руки и как накатывают эмоции. От вас требуется осознанная активация префронтальной коры и мысль типа 'сейчас здесь нет змеи, и вообще, змея ничего не сделала, когда я была тут, это просто тут произошло'. А затем ваша префронтальная кора постепенно гасит „горящую“ миндалину. Она ставит информацию в правильный контекст, 'здесь бояться не нужно, можно просто идти дальше' ».
В 2008 году Хоннольд «просто чтобы похвалиться», прошёл по выступу «Слава богу» во время свободного соло-восхождения на Полукупол в Йосемитском национальном парке. Потом он писал, что «гулять лицом наружу по выступу „Слава богу“ неожиданно страшно».
Не вернувшись в прошлое и не просканировав
Джозеф Леду, нейробиолог из Нью-Йоркского университета, изучающий реакцию
Генетически части
Яснее выглядит роль генетики в выработке черт характера, мотивировавших Хоннольда на свободные восхождения. Страсть к ощущениям частично передаётся по наследству, и может перейти от родителей к детям. Эта особенность связывается с меньшим волнением и приглушённым откликам к потенциально опасным ситуациям. В результате может выработаться тенденция к недооценке рисков, которую в недавнем исследовании связали с дисбалансом, к которому приводит низкая активность миндалины и менее эффективное подавление страсти к приключениям префронтальной корой.
Исследование Джозеф не рассматривает отдельные случаи (она считает снимки
Хоннольд также превосходит людей по показателю добросовестности, связываемому с возможностью к концентрации и доведению дел до конца. Также он показал высокие баллы по планированию, его типичной манере поведения, и очень низкие – в невротизме, что позволяет ему не заморачиваться по поводу маловероятных результатов риска, на которые он не может повлиять. «Если у вас изначально нет страха, – говорит Хоннольд, – вам приходится контролировать гораздо меньше».
«Его свойства позволяют ему оставаться предельно сконцентрированным и терпеливым, но одновременно и искать острые ощущения», – говорит Джозеф. Один пример не доказывает теорию, но человек, который занимается свободным соло-восхождением и при этом имеет прозвище «Ничего такого», достаточно убедительно подтверждает гипотезу Джозеф о любителе сверхострых ощущений в случае с Хоннольдом.
«Идея любителя сверхострых ощущений – определяемого сильной мотивацией к позитивной и волнующим действиям, но при этом контролирующего себя и владеющего собой – важна. Я думаю, она многому может научить нас в деле лечения пристрастия к вредным веществам, тревожных расстройств и поиска стратегий, полезных для людей, – говорит она. – Потенциально, просто поговорив с Алексом, можно представить себе новый вид терапии».
К примеру, у многих любителей острых ощущений нарушения в поведении приводят к импульсивным попыткам испытывать что-то новое, у чего не наблюдается немедленных последствий, вроде внезапной попойки или использования наркотиков. (Хоннольд всегда избегал употребления алкоголя и наркотиков, а ещё он не пьёт кофе). Джозеф интересуется, нельзя ли эту энергию перенаправить в такие занятия с сильным эмоциональным откликом, как скалолазание с защитным оборудованием – такие занятия требуют самоограничения, планирования и постановки определённых целей, что накладывает на человека другие нормы поведения в жизни.
Мо меньшей мере каждый из нас может попробовать на себе немного Хоннольдовской магии. У вас может не быть черт, присущих любителям сверхострых ощущений, и способностей подавлять миндалину по желанию, но при помощи осознанных попыток и постепенных, повторяющихся встреч с объектом своего страха каждый из нас может найти в себе смелость, о наличии которой мы и не подозревали.
У Хоннольда его личный вызов подразумевает очень высокие ставки. И хотя он так удивительно устроен – или он привёл себя к такому состоянию – в его активности есть факторы риска.
Когда я попросил Хоннольда описать идеальное психологическое ощущение от свободного соло-восхождения, он сказал: «Ты попадаешь в такое положение, про которое можно сказать – это возмутительно, понимаешь? Это удивительно. В этом и есть вся суть – оказаться на таком месте, где ты чувствуешь себя героем».
Но при этом он рассказывал, что более простые, рутинные восхождения (которые средний скалолаз всё равно расценил бы как экстремальные) потеряли новизну, и даже некоторые экстремальные восхождения уже не доставляют ему таких эмоций. «Это оказалось не таким удовлетворяющим, как я ожидал», – писал Хоннольд про день, когда он прошёл три разных маршрута подряд. «Людям кажется, что такие достижения должны были бы вызвать эйфорию, но я ощущал нечто противоположное».
Отсутствие активации участков большей части
Хоннольд, в этом смысле, может быть «зависим от скалолазания», говорит Джозеф, и страсть к ощущениям может постоянно подталкивать его к границам возможностей соло-восходителя. В то же самое время определяющими качествами его восхождений были ответственность и склонность к тщательному планированию. Самым большим риском для него, по словам Джозеф, может быть борьба двух этих противоположных побуждений.
Джозеф ожидала, у Хоннольда окажется на низком уровне импульсивность, и проявятся импульсивность и расторможенность, связываемые с принятием поспешных решений и осуществлением необдуманных поступков без оценки последствий, особенно в периоды плохого настроения человека. И он показал высокие отметки по этим параметрам. Это может объяснить то, что в терминологии самого Хоннольда можно назвать восхождениями класса «да пошло он всё», в которых хладнокровие уступает депрессии и тревоге, а планирование – импульсивности.
Вот пример: когда он страдал от неудачных отношений в 2010-м, он в одиночку взошёл на 300-метровую стену в пустыне Невада, по которой он когда-то взбирался при помощи верёвки всего раз в жизни, и за несколько лет до этого. Хоннольд считает то восхождение примером того, как он обучился обуздывать положительные и отрицательные эмоции, направляя их на решение своих задачи. Очевидно, всё закончилось хорошо – он ещё с нами, и может рассказывать эту историю. Но когда я спросил Джозеф, не хочет ли она предупредить о чём-нибудь Хоннольда на основе результатов сканирования и опросов, она ответила: «Не давай импульсивности выиграть у ответственности».
Хоннольд говорит, что начал соло-восхождения, потому что стеснялся предлагать незнакомым альпинистам совместные восхождения. На фото он в Омане на Аравийском полуострове, делает «глубоководные соло-восхождения», в которых маршрут обычно завершается падением в воду внизу.
В следующий раз я нагоняю Хоннольда, когда он в Европе занимается альпинизмом вместе со своей девушкой. Мне интересно, повлияло ли на его самоощущение новое знание об атипичности его
Во время недавнего отдыха от скалолазания, говорит он, они с Маккэндлс решили опробовать виа феррата, устроенный недалеко от Лаутербруннена в Швейцарии. Виа феррата – это маршрут для альпинизма, специально оборудованный металлическими конструкциями – ступеньками, колышками, лестницами и мостиками, вделанными в камень. На нём альпинист защищён специальной оснасткой, закреплённой на фиксированном кабеле. Хоннольд, конечно же, от оснастки отказался.
«Но затем в какой-то момент я подумал, что это уже чересчур. Что мне надо обратить на это внимание», – говорит он. Выяснилось, что виа феррата проходит по гладкой каменной стене при помощи нескольких ступенек из арматуры, расположенных в 900 метрах над долиной. Они были высоко в горах, погода портилась, Маккэндлс чуть не плакала, и после недавно прошедших дождей вода стекала по известняковым отложениям и капала на ступеньки и им на головы.
«Я правда размышлял о том, как я работаю со страхом», – говорит Хоннольд. Он понял, что в том случае он этого не делал. Он был в похожих ситуациях так часто, что они стали для него обычными. Не с чем было работать – вопрос был только в том, в кого он превратился. «Это не страшно, – сказал он себе, – потому, что это то, чем я занимаюсь».
Автор: SLY_G