Финский гигант пропустил революцию смартфонов. Теперь он собирается оснастить новый мир робомобилями и телемедициной.
Автор статьи оценивает VR-демку на сотовом оборудовании с малым временем ожидания
Можно сказать, что Nokia работает в бизнесе коммуникационных технологий уже полтораста лет. «Можно сказать», потому что для этого нужно рассмотреть изначальный продукт компании – бумагу, как средство коммуникаций. Также нужно знать о том, что Nokia Corp. всё ещё существует.
Для тех, кто при слове «Nokia» с ностальгией вспоминает мобильные телефоны, это может не быть таким очевидным. 14 лет техногигант был крупнейшим производителем телефонов и главным двигателем финской экономики. Падение компании было быстрым. В 2012-м она потеряла $4 млрд. В 2013-м согласилась продать телефонный бизнес с 32000 сотрудников Microsoft Corp. «Очевидно, у Nokia нет ресурсов для финансирования ускорения развития мобильных телефонов и умных устройств», – сказал председатель правления компании, Ристо Сииласмаа [Risto Siilasmaa], анонсируя продажу.
Но хотя Nokia уменьшилась, она осталась крупной компанией, с общей выручкой в $26,1 млрд за прошедший год. Однако теперь она сильно отличается от той, что существовала в пору расцвета простых, надёжных и умилительно толстых телефонов. Она практически не производит вещи, которые бы покупали потребители. Сегодня знакомое лого из заглавных букв можно увидеть на сетевых процессорах, роутерах, базовых станциях для радиодоступа и других компонентах невидимой инфраструктуры, лежащей в основе мобильного интернета.
Проблемы, которые предстоит решить Nokia, чтобы удовлетворить постоянно растущие требования мира к данным, дьявольски сложны. Параллельно с конкурентами, среди которых шведская Ericsson (ещё один угасший лидер в мире мобильников) и китайская Huawei Technologies Co. (более современный конкурент), компания переизобрела скромную вышку сотовой связи при помощи сложного ПО, направляющего лучи с данными на отдельных пользователей, в то время как те передвигаются.
Следующие два года будут особенно важным временем для Nokia, поскольку индустрия начинает выдвигать следующее поколение беспроводных сетей. Так называемые 5G-сети принесут с собой более быстрые данные. Согласно компании и её конкурентам – разработчикам лежащего в основе технологии оборудования – эти изменения приведут к появлению совершенно нового вида мобильных технологий. Робомобили, телемедицина, автоматизация рабочих мест и много чего ещё, что мы ещё не можем представить. «Я хочу, чтобы мы были компанией, помогающей большим промышленникам переходить в цифру», – говорит генеральный директор Nokia, Раджеев Сури. Ставка на 5G – крупнейшая для компании со времён её ухода из телефонного бизнеса. Если она не сыграет, им придётся заново переизобрести себя.
Nokia старше самой Финляндии. Деревообрабатывающее предприятие, с которого началась компания, была построена в 1865 году рядом с городом Тампере на юго-западе того, что в то время было великим княжеством Финляндским в составе Российской империи. В 1917 Финляндия получила независимость, но экономическое состояние страны формировалось на основе его близости к России. Финляндия стала союзником нацистской Германии против СССР во время Второй мировой войны, и после неё вынуждена была платить СССР крупные суммы по репарации. Сегодня финны готовы напоминать вам, что их страна выплатила всю сумму в размере $300 млн (в долларах 1938 года), а запросы Сталина на грузовики и поезда заставили Финляндию перейти от преимущественно аграрной экономики к индустриальной.
Nokia была в центре этой трансформации. К началу XX века компания уже диверсифицировалась на генерацию электричества, изготовление проводов, телефонных кабелей, резиновых шин и обуви. Ко второй половине века это был уже конгломерат, производящий всё, от телевизоров до противогазов. К 1960-м Nokia начала производить рации для полицейских и военных. В 1982-м она выпустила автомобильный телефон и вошла в сетевой бизнес с цифровым реле для телефонных коммутаторов. В конце 1980-х она начала переносить всё больше ресурсов в нарождающийся бизнес мобильных телефонов.
Её успех частично можно отнести на счёт разработки такой системы, как Nordic Mobile Telephone. Правительственные комитеты, отвечавшие за регулирование коммуникаций в каждой из скандинавских стран, совместно работали над созданием общей платформы – чтобы ранние пользователи системы могли ездить по странам-соседям и оставаться на связи. Эта система была аналоговой, а не цифровой, но она смогла решить проблемы обнаружения перемещающихся подписчиков, и передачи их от одной сотовой вышки к другой. Каждый G, существующий с тех пор, включая и 5G, является наследником NMT.
Сначала в зарождающейся глобальной индустрии доминировала Motorola, но Nokia обогнала её в 1999-м, частично из-за перехода на более быструю и безопасную цифровую систему, в то время как её американский конкурент цеплялся за аналоговую. «Nokia десятилетиями занималась такими рискованными вещами», – говорит Теро Куйтинен, сооснователь и главный стратег финской фирмы Kuuhubb, инвестирующей в мобильные приложения. «Когда Nokia активно вошла на рынок мобильных телефонов в начале 90-х, многие утверждали, что она сошла с ума, поскольку она до этого производила кабели. А когда они решили перейти с аналога на цифру в середине 90-х, многие считали, что это был слишком агрессивный ход».
Значимость Nokia для финской экономики и национального самосознания трудно переоценить. Подъём компании вывел страну из депрессии, произошедшей в частности из-за распада СССР, крупнейшего торгового партнёра. В 2000-м году Nokia отвечала за треть прибавки к ВВП. Налоги, уплачиваемые компанией, и множество местных поставщиков поддерживали щедрые социальные программы страны и одну из лучших в мире систем образования. На Nokia приходилась примерно треть финансирования передовых исследований и разработок в стране. В то время Финляндия тратила из своего ВВП на исследования и разработку больше, чем почти любая страна мира, говорит Йари Густафсон, замминистра по экономике и занятости Финляндии.
Штаб-квартира Nokia в Эспоо
Но Nokia, быстро увидевшая преимущества цифровых сетей, слишком медленно реагировала на обещания смартфонов. Высокая стоимость сенсорных экранов заставила компанию выбирать их дешёвые версии или вообще отказываться от них. Даже в Финляндии пользователи жаловались, что чтобы заставить сенсорный экран Nokia работать, по нему приходилось молотить. Сложные меню выглядели слишком вычурно по сравнению с элегантными элементами управления iPhone, а затем и с приложениями. Apple Inc. и корейские изготовители Samsung Electronics Co. и LG Electronics Inc. оставили Nokia далеко позади.
Проблемы Nokia стали проблемами Финляндии. Усыхание крупнейшей компании страны и её поставщиков добавило проблем экономике, уже страдавшей от высокой стоимости труда и выплат по социалке. Страна не имела возможности девальвировать свою валюту для стимуляции спроса из-за принадлежности к зоне евро. Финляндия вошла в период упрямой стагнации, из которой она начинает выходить только сейчас.
Когда Сииласмаа назначили главой совета директоров в 2012-м, вспоминает он, «мы были в очень сложном положении со многих точек зрения». Он сидит в комнате на первом этаже штаб-квартиры компании в Эспоо, втором по величине городе страны после Хельсинки. Сейчас начало июня и тут стоит именно такая погода, которую финны дожидаются в течении долгой и тёмной зимы.
Сииласмаа основал местную компанию F-Secure Corp., занимающуюся кибербезопасностью, и когда его переманили в Nokia, изготовитель телефонов испытывал серьёзные трудности. Продажи телефонов во втором квартале 2012 упали на 26% по сравнению с предыдущим, до $4,5 млрд. «Наши сотрудники были демотивированы из-за обилия плохих новостей. Пресса рассуждала о том, когда наступит банкротство», – говорит он. Сииласмаа помогал компании провести продажу Microsoft, которая уже поставляла ОС для телефонов Nokia. Генеральный директор Nokia, Стивен Элоп, пришедший из Microsoft, ушёл обратно вместе с телефонным бизнесом, а Сииласмаа занял его место в качестве временного директора.
Современная базовая станция Nokia
Сделка стала национальной травмой для Финляндии. Также это был лучший способ извлечь выгоду из плохой и стремительно ухудшавшейся ситуации, способ освободить компанию для того, чтобы она сконцентрировалась на приносящем доход оборудовании для провайдеров беспроводной связи. До того Сури управлял бизнесом в виде совместного предприятия с Siemens AG. После получения контроля в 2009-м он поменял ситуацию с убытков на 12% операционной рентабельности, срезав издержки и сфокусировавшись на США, Японии, Южной Корее и других богатых рынках. К середине 2013 Nokia выкупила все акции у Siemens. «Устройства, продаваемые бизнесом, стали основой новой Nokia», – говорит Сури. В то время, как говорит Сииласмаа, директора раздумывали, не купить ли часть небольшого французского конкурента, Alcatel-Lucent SA. В прошлом году Nokia купила всю компанию целиком.
Телефоны Nokia не исчезли бесследно. В прошлом году Microsoft, у которой дела с телефонами шли не лучше, чем у Nokia, продала её подразделению китайского производителя Foxconn Technology Group. Совместно с финской компанией HMD Global Oy, Foxconn создаёт линию дешёвых и средних телефонов и планшетов под брендом nokia. Первые телефоны под управлением Android OS появились в продаже в этом году. С пользой для себя Nokia сохранила свои права на интеллектуальную собственность – это стало неплохой статьёй дохода и предметом для споров. Компания постоянно судилась с Apple по поводу этих патентов, самая последняя из этих битв закончилась только в мае. Компании объявили, что Nokia будет предоставлять сетевые услуги для Apple, а в магазинах Apple будут продаваться некоторые товары Nokia.
Но большая часть прибыли Nokia происходит из продаж провайдерам беспроводных услуг, к примеру, Verizon, AT&T, T-Mobile, Korea Telecom и Deutsche Telekom, всего того, что нужно им для обеспечения связи между клиентами: радиопередатчиков, роутеров, серверов, антенн и ПО, под управлением которого они работают. Компания устанавливает сети, проверят их, и даже управляет ими за определённую комиссию. После покупки Alcatel-Lucent, Nokia теперь продаёт т.н. фиксированные системы, используемые кабельными провайдерами для организации доступа данных в дома.
И хотя мобильные провайдеры должны постоянно заменять и обновлять части инфраструктуры, золотой жилой будет ситуация, в которой удаётся убедить всех начать апгрейд до платформы нового поколения. Каждое из «поколений» – это просто набор технических требований, выработанный в сериях международных встреч, обеспечивающий возможность общения между собой всех видов оборудования – серверов и роутеров, передатчиков и телефонов. Требования к 5G, которые должны быть полностью выработаны в течение года, будут включать улучшения скорости скачивания, надёжности, количество устройств, поддерживаемых на определённом участке и уменьшению времени ожидания. Verizon, AT&T и T-Mobile анонсировали проведение испытаний в специально выбранных для этого городах США, а South Korea Telecom обещала, что запустит систему до того, как там пройдут Зимние Олимпийские игры.
Общее мнение состоит в том, что препятствия на пути внедрения 5G можно решить, хотя они и довольно сложные. Согласно Лори Оксанену, главе отдела R&D в Nokia, «самая узкая часть – это воздух, между антеннами и вашим телефоном». Его исследователи работают над несколькими взаимосвязанными техническими заплатками, способными устранить этот затор. Часть решения – перейти на свободные, ещё более высокие частоты радиоспектра. Nokia а конкуренты разрабатывают антенны, способные передавать данные в части спектра между микроволнами и инфракрасными волнами – эта частота гораздо больше той, что используется в большинстве мобильных телефонов. Компромисс в том, что чем выше частота, тем короче длина волны, поэтому миллиметровые волны не смогут проходить через стены, деревья или людей. По словам Оксанена, такому сигналу может помешать даже пластиковый кожух антенны. Это значит, что провайдерам придётся понатыкать небольшие антенны везде – на фонарях и крышах, а также внутри зданий. Этот процесс потребует заключения договоров с владельцами недвижимости – одно из препятствий на пути 5G, не относящихся к строго технологическим.
Команда Оксанена будет изготавливать более умные и эффективные антенны, бывшие раньше тупыми мачтами из металла. Быстродействие систем определяется ПО, по сложным схемам перенаправляющему сигналы и данные. Наладить соответствие стандарту 5G – это вопрос улучшения технологий, уже имеющихся у компании. Одна из них, "massive MIMO" – множественный вход, множественный выход – способна включать огромное количество очень малых антенн в массивы при помощи ПО, координирующего их так, что передача данных может распределяться быстрее и надёжнее.
Другая технология, формирование луча, направляет сотовый сигнал на определённую зону будто бы луч прожектора, и способна отслеживать даже одного пользователя, вместо того, чтобы распространять сигнал во се стороны. Это достигается через управление временем передачи сигналов от разных элементов антенны. «Скармливая сигнал в антенны, можно менять фазу сигнала на каждой из них. И без физических поворотов оборудования можно поворачивать направление радиолуча при помощи фазовых сдвигов между антеннами», – говорит Оксанен, подняв руку, изображающую антенную решётку. «Я думаю, как бы изобразить это понагляднее, но, вероятно, вам придётся мне просто поверить».
Пока неизвестно, смогут ли потребители заметить увеличение скоростей, обещаемое им Nokia и конкурентами. Главной темой Всемирного мобильного конгресса в Барселоне этой весной было обсуждение, является ли 5G революцией или просто маркетинговой шумихой. Сури понимает скептицизим. Для обычного пользователя iPhone или Android 4G уже обладает достаточно низкой задержкой. «Сегодня задержка сети составляет 50 мс. Если она уменьшится до 1 мс, то можно будет скачать фильм за три секунды», – говорит он. «Это будет неплохо, но не думаю, что мы с вами готовы платить за это гораздо больше».
Реальные возможности 5G, по его словам, лежат в других областях: увеличение скорости может помочь улучшению координации робомобилей и автоматических грузовиков. Роботов на фабриках можно будет отстегнуть от кабелей, что позволит линиям сборки стать более гибкими. Дома можно будет подсоединять к интернету без проводов, что внесёт конкуренцию на олигополистический рынок кабельных услуг. Уже идут разговоры об удалённой хирургии при помощи роботов.
Согласно некоторым аналитикам проблема с этими соблазнительными примерами состоит не только в том, что они пока гипотетические. Даже если они претворятся в жизнь, они не потребуют перехода на 5G и совершения других апгрейдов сети, на которые рассчитывает Nokia. «Говорить: 'Постройте сети, а клиенты появятся', очень хорошо, если вы строите площадку для игры в бейсбол на кукурузном поле», – говорит Билл Рэй, директор исследовательской компании Gartner. «Но вы просите компании инвестировать многие миллионы долларов». По его словам, все футуристические применения 5G, о которых говорят Nokia и её конкуренты, могут прекрасно работать и на современных сетях совместно с Wi-Fi.
Конечно, такой же скептицизм сопровождал и предыдущее поколение беспроводной связи, и руководство Nokia уверено, что запросы на более быструю, богатую и повсеместную передачу данных будут расти. Компании это необходимо. Даже после сделки с Alcatel-Lucent, Nokia не может догнать Huawei по продажам сетевого оборудования, и бизнес в последние годы замедляется, поскольку компании урезали свои расходы на покупку оборудования для перехода на 5G.
Компания также пытается вернуться в сегмент потребительской электроники. В прошлом году она купила французскую компанию Withings, разрабатывающую неплохие фитнес-трекеры, термометры и устройства для слежения за детьми – теперь они делают это под брендом Nokia. Компания только что начала продажи камеры виртуальной реальности Ozo стоимостью $40 000 – пока для профессиональных киносъёмок. Такая технология, как виртуальная реальность может вывести пользователей за пределы возможностей 4G, поскольку для поддержания иллюзии погружения и предотвращения неприятных ощущений пользователей требуются огромные скорости и очень малая задержка. Если растущий каталог инструментов и игрушек Nokia подтолкнёт людей к запросу больших скоростей, то для архитекторов 5G это будет прекрасно. А если компания сможет создать продукты, которые снова захотят покупать обычные люди – ещё лучше.
Автор: SLY_G