Вот и закончилась выставки/конференции в Сеуле, посвященные современным достижениям в области виртуальной реальности, 3D печати и дронам. Для тех, кто еще не в курсе – с 28 по 30 июня в выставочном комплексе Kintex, расположенном рядом с Сеулом (Goyang city), проходил показ последних достижений науки и техники. К сожалению в интернете на русском языке эти мероприятия сильно не упомянуты и я попробую этот недостаток исправить.
Чтобы хотя-бы примерно понять масштабы мероприятия, вот несколько фактов. Под эти три мероприятия было выделено около 17000 квадратных метров (это больше 2х футбольных полей). Насколько я понял, выставки в таком формате проходят второй раз. Было представлено более 150 фирм участников.
Для того, чтобы добраться до самих выставочных залов, расположенных во втором здании выставочного комплекса, надо воспользоваться «беговыми дорожками», причем не менее 5 раз. Напомню, на улице жара более 30 градусов.
Собственно вот примерный вид на совмещенный зал VR и RoboUniverse&KDrone:
Посетители выставки могут спокойно тестировать VR, играться в игры, ездить по нереальным ландшафтами виртуальных миров. Это можно сравнить со страной аттракционов. Только тут это бесплатно. Более того, были призы особо рьяным участникам погружения в виртуальность. Например в павильоне Unity выдавали карточку в которую ставили штампики за походы в разные разделы их павильона. Всего было 9 штампиков. За 3 штампика выдавали 3D очки в виде клипсы для сотового телефона.
За 6 штампиков – зарядку для телефона или футболку с логотипом Unity, за все 9 – мини конструктор LEGO. Моих сил хватило только на то, чтобы получить клипсу.
Очереди конечно никто не отменял, но они выстроены крайне логично – стоят небольшие ленточные загородки и никто не лезет со словами «я только спросить». В среднем стоять приходилось не более 15 минут на каждый аттракцион.
Вот к примеру их вариант американских горок:
Собрано это на стандартном каркасе для автогонок, даже руль и передачи не убрали, но главное же результат. Скажу так – кресло бросает во все стороны, приходится держаться за руль, чтобы не выкинуло с тележки. Соответствие картинки вибрации крайне реалистичное, в конце поездки начинаешь верить происходящему.
Накануне я испытал на себе имитатор автогонок примерно на такой же платформе. Выглядит снаружи просто потрясно, но как только садишься за руль — сразу понятно, что это обман. дергает совсем без привязки к происходящему в игре, да еще и управление никакое. Реальные авто лучше передают драйв :)
Вот еще один раздел. Имитатор орла, летающего над Парижем. Надевают очки, ты стоишь и смотришь в разные стороны. Наклон головы в сторону – поворот влево/вправо.
Можно смертельно врезаться в препятствие, что я и сделал. По сути тут из интересного только клюв, который видно на месте своего носа. Я высоты не боюсь, и особо смотреть было тут не на что.
Вот еще одно развлечение – подобие Galaxian но уже в виртуальной реальности. Внутри игры видно примерно это:
А снаружи это выглядит примерно так:
Собственно крайне прикольно отстреливаться от врагов. Внутри игры видно только пушки, своего тела нет. Когда я понял, что можно уклоняться от выстрелов, стало уже поздно и меня пристрелили:). Это одна из немногих игр, где нет ощущения тошноты от погружения. Еще одной проблемой стало то, что меню выбора вооружения находилась где-то в районе прикроватной тумбочки и мне попросту не было его видно. Жилет на спине не просто так. Когда выстрел долетает до тела, идет ощутимая вибрация. Кто, стрелял непонятно, но ясно, что ты труп.
Еще один стенд Unity предлагал поиграться в детскую стратегию. По отзывам сына, слишком легкая чтобы играть долго, но в общем понравилась.
Был представлен новый тир/слешер Gungrave.
Посадили в кресло, надели шлем, дали в руки джойстик, и вперед. Управление довольно неудобное. Прицеливаться приходится вращая головой, вид сзади. Камеру можно вращать кнопками на джойстике. Враги лезут во всех сторон, и я частенько путался, в какую сторону камеру надо вращать. В остальном графика крайне приятная, врагов мочить одно удовольствие. Бегать далеко не дадут – это скорее тир, чем бегалка. В конце игры, когда босс меня привалил, было некоторое ощущение подташнивания от вращений камеры в разные стороны. Мое мнение – разок можно побегать. Мне кажется, без шлема играться было бы гораздо комфортнее.
Как я уже упоминал, основная проблема 3d очков, это тошнота. Она появляется в случае, когда очки плохо подогнаны, или идет несоответствие действий внутри виртуального миру реальным физическим законам. Это бесит
Стоит очередь, два тренажера, два кресла чтобы переобуться в спецкроссовки и куча обуток разного размера на полу. Все сделано по высшему разряду. Каждому предлагается одноразовые бахилы и маска на лицо.
По сути тренажер представляет из себя подобие ледяной чаши из детства.
На ногах кроссы с пластиковыми вставками, скользящие по пластиковой чашке, упасть не дает пластиковое кольцо и пояс на поясе. Судя по всему, именно сила упора на этот пояс и влияет на направление движения в игре. В руках довольно стандартные 3d джойстики.
По сути игра представляет из себя шутер от первого лица, где можно перемещаться в пространстве, суча ножками по полу и стрелят по мишеням. Ощущения скажем, на любителя. Нет никакой связи между движениями ног и перемещением внутри игры.
Как такового стейфа не обнаружил. Приходится постоянно идти вперед, поворачиваться и снова идти вперед. Назад идти тоже можно, конечно. Чувство такое, что у тебя отнялись ноги и ты должен пройти с тяжелой тележкой, набитой сундуками. Как только разогнался, остановиться или повернуть крайне тяжело. Сами выстрелы и мишени сделаны на черверочку. Эксперимент с этим тренажером пришлось прекратить досрочно. Рвотные позывы стали усиливаться с каждой секундой, проведенной внутри. Мнение – крайне отрицательные. К применению не рекомендую, даже в качестве аттракциона. Покупать для личных нужд – абсолютно отговариваю. Технология еще крайне сырая.
К слову говоря, за день до этого я побывал в Lotte World на минус третьем этаже в разделе виртуальной реальности. Там предлагали пострелять в шутере за довольно большие деньги. Оборудования выглядело примерно так.
Не хватает только очков виртуальной реальности на лицо. Светящиеся точки – это датчики положения в пространстве. В реальности это белые точки. Камера их видит светящимися. Они используются для определения твоей позы и передачи данных в игру. Для аттракциона отведено два помещения метров по 40 каждое. В них одновременно могут играться 2 игрока. Это игра в одиночном режиме, где тебе дается задание выжить на космической базе и уничтожить всех монстров. Выглядит все это крайне реалистично. В игре можно видеть свои ладони и автомат. Сам рюкзак весит около 3х кг, плюс пистоль на 1,5 кило. В общем полное погружение в роль звездного пехотинца. Единственный минус такого аттракциона – ограничение по перемещениям в пространстве. Дается где-то 10 шагов в каждую сторону. Все движения отслеживаются в игре и ощущение что ты реально уклоняешься от врагов за бочками присутствуют в полном виде. Никакого ощущения тошноты или укачивания нет. В конце игры жалко покидать этот мир. Можно только немного придраться к качеству исполнения монстров. Они еще не совсем похожи на настоящих. Скорее похожи на демонов из свежего дума.
Были в этом центре и развлечения попроще. Например можно поскакать обезьянкой по лианам.
Сам не пробовал, но говорят что прикольно.
Или можно пройтись по верхотуре. Это актуально для тех, кто боится высоты:
Сам не пробовал, говорят что впечатляет. Также в этом центре ездят на американских горках в очках, но я сам не стал ездить, т.к. опыт показал что такое экстремальное развлечение для позвоночника не есть очень хорошо.
Вернемся к выставке. В общем чувствуя неважно от погружения в виртуальность, решил испытать обычные реальные игрушки, наподобие сигвея.
Тем, кто умеет кататься на велике или скейте, такой девайс будет легко освоить. Около коленок дополнительный упор и если раскинуть руки как крылья, то можно почувствовать полет получше всякого полета орла. Эх, если бы в родном городе были ровные велодорожки, то я бы наверное не устоял и купил подобное покататься.
На обратном пути видел другие 3d аттракционы. Например на тело надевают датчики, вибро накладки, на голову очки, и ты начинаешь махать руками и ногами на реально-виртуальном татами, пытаясь победить Брюса Ли. Сам не пробовал, но детям реально нравилось.
В отделе дронов массивное поле было отведено для гонок на дронах. Местный сотовый оператор рекламировал свои услуги 5G связи, и нанял профессиональных дроногонщиков, которые в 3d очках через сотовую связь гоняли свои болиды по трассе.
К сожалению воочию я этого не увидел, но попробовал пройти по трассе на маленьком дроне с управлением через сотовый телефон. Было непросто, по причине того, что надо смотреть все время на дрон, а пальцы постоянно соскальзывают с нужных мест на экране телефона. Плюс ко всему не всегда видно вдалеке, куда этот самый дрон смотрит носом. То ли задом к тебе повернут, то ли боком.
Рядом находилась арена для круглых дронов. Там можно было поупражняться в точности маневрирования.
Дроны были представлены самые разные, но т.к. я не особо их изучал, вот вам фотки особо понравившихся экземпляров. Насколько я понял, девиз всех создателей дронов как у олимпийцев «Быстрее, выше, сильнее!».
Ну и напоследок с этой выставки – персональное такси, возить ребенка в садик :)
Лично я в такую кабинку точно не влезу.
На пути к выставке 3d печати я встретил такого азиатского влоггера:
Я его уже встречал внутри выставки с одной камерой в руке, но тут он скооперировался с двумя другими друзьями и сделал инсталляцию современного волшебника Мерлина с посохом, говорящей шляпой и всевидящим оком.
Настало время посетить конференцию 3d печатников. Описывать много не буду. Из основного я заметил несколько трендов. Полноцветная печать вышла на уровень HD качества. В Корее я уже встречал услуги по сканированию и полноцветной печати себя любимого.
Но при ближайшем рассмотрении было видно воксели разных цветов на этих моделях. Печать в полный рост я тоже уже встречал:
К примеру вот этот экземпляр можно увидеть в здании голографического театра.
Тут тоже при близком рассмотрении видны точки.
На выставке же при рассмотрении полноцветных HD моделек, никаких точек не видно. Такое ощущение, что это промышленная игрушка.
Печать в полный рост тоже присутствовала на выставке, но к сожалению только одним видом пластика.
Еще одна тенденция прослеживалась – это бесслойная печать. Для тех, кто не в курсе – это когда из ванночки с раствором вытаскивается модель «за волосы». Снизу ванночки светит DLP проектор и осуществляет затвердевание раствора.
Данная технология пока дорога, не позволяет делать полноцвет, но это очень быстрый метод печати и позволяет создавать крайне крепкие конструкции. Обычный метод послойной печати делает довольно хрупкие конструкции, которые при особой нагрузке может рассыпаться на слои.
Одна из фирм предлагала терморезистентную печать. На стенде стоял тазик с кипящей водой, где купались распечатанные кружки. Представитель фирмы уверял что все это надежно и пить из кружек безопасно для здоровья.
На выставке были также немного представлены фирмы, разрабатывающие ПО для моделирования и редкие экземпляры печати металлом.
В основном было ясно, что конкуренция довольно высокая и если не брать в расчет полноцвет, печать металлом и выращивание деталей, то большинство принтеров в основном отличаются размерами готового изделия, скоростью печати и стоимостью оборудования.
Напоследок викторина. Попробуйте угадать, что за венки установлены вдоль выставочных комплексов.
Мы думали что это похороны. Переводчик на телефоне сказал, что это начальники крупных фирм присылают такие букетики в знак уважения :)
На этом экскурсия подошла к концу. Надеюсь было интересно.
Если кому интересно, можете зайти на мой сайт – там найдете видео и дополнительные фотки.
Автор: patyupin