Дмитрий Карловский из SAPRUN представляет… ммм...
Это — текстовая версия одноимённого выступления на FrontendConf'17. Вы можете читать её как статью, либо открыть в интерфейсе проведения презентаций.
Надоело.. | Чем поможет ОРП? |
---|---|
… писать много, а делать мало? | Пиши мало, делай много! |
… часами дебажить простую логику? | Реактивные правила обеспечат консистентность! |
… асинхронщина? | Синхронный код тоже может быть неблокирующим! |
… что всё по умолчанию тупит? | ОРП оптимизирует потоки данных автоматом! |
… функциональные головоломки? | Объекты со свойствами — проще некуда! |
… что приложение падает целиком? | Позволь упасть его части — само поднимется! |
… жонглировать индикаторами ожидания? | Индикаторы ожидания пусть сами появляются, где надо! |
… двустороннее связывание? | Двустороннее связывание нужно правильно готовить! |
… пилить переиспользуемые компоненты? | Пусть компоненты будут переиспользуемыми по умолчанию! |
… вечно догонять? | Вырывайся вперёд и лидируй! |
Рекламная пауза
Всем привет, меня зовут Дмитрий Карловский. Я — руководитель группы веб-разработки компании САПРАН. Компания наша является крупнейшим интегратором САП-а в России, но в последнее время мы активно смотрим в сторону разработки собственных программных продуктов.
$mol — реактивный до мозга костей
Один из них — кроссплатформенный open source веб фреймворк быстрого построения отзывчивых интерфейсов с говорящим названием "$mol". В нём мы по максимуму применяем возможности Объектного Реактивного Программирования, о которых я и расскажу далее...
Что будем делать вечером? Попробуем завоевать ритейл!
Давайте представим, что мы решили открыть интернет-магазин по продаже игрушек. Причём сделать мы хотим всё не абы как, а стильно, модно, молодёжно, быстро, гибко и надёжно..
Каталог товаров
Игрушек у нас много, а начать продажи надо было ещё вчера. Поэтому мы хотим сделать всё как можно быстрее, но не про… теряв user experience.
Мы можем загрузить основные данные всех игрушек на клиентское устройство и позволить пользователю просматривать каталог быстро, без сетевых задержек.
Фильтрация
Листать наш каталог, конечно, увлекательное занятие, но пользователь хотел бы ограничить выбор лишь теми игрушками, что особенно интересуют его в данный момент. Поэтому мы добавляем фильтрацию.
На больших объёмах данных сложный фильтр может накладываться продолжительное время, поэтому для обеспечения отзывчивости нам бы не хотелось, чтобы фильтрация повторялась лишний раз, когда в ней нет необходимости.
Например, если мы отфильтровали по размеру, то при изменении числа отзывов нет смысла выполнять повторную фильтрацию. А вот если отфильтровали по числу отзывов… ну вы поняли, да?
Нам важно знать от каких конкретно свойств каких конкретно товаров зависит результат фильтрации, чтобы перезапускать её при изменении лишь тех состояний, что реально влияют на результат.
Сортировка
Пользователь обычно хочет просматривать игрушки не в произвольном порядке, а в каком-то конкретном. Например: в порядке увеличения цены или в порядке уменьшения релевантности. Поэтому мы добавляем сортировку. Она опять же может затрагивать разные свойства товаров и быть довольно тяжёлой на больших объёмах данных.
Очевидно, тут повторную сортировку нужно будет произвести лишь при изменении критерия сортировки… или тех свойств товаров, по которым мы сортировали. Но не любых товаров, а лишь тех, что соответствуют критерию фильтрации. И, соответственно, при изменении этого самого критерия. А также, при изменении свойств товаров, по которым мы фильтровали. И...
Учёт всех зависимостей
Если вы попытаетесь описать в коде все зависимости между всеми состояниями, то произойдёт комбинаторный взрыв и вам оторвёт руки.
Тут мы описали лишь 2 шага преобразований, но в реальном приложении их может более десятка.
Чтобы обуздать эту экспоненциально растущую сложность, и было придумано Реактивное Программирование. Без него вы не сможете сделать сколь-нибудь сложное приложение быстрым, стабильным и компактным одновременно.
Всё ли рендерить?
Если вы будете отображать все данные, что подготовили, то алгоритмическая сложность рендеринга будет пропорциональна объёму этих данных. 10 товаров рендерятся мгновенно, 1000 — с задержкой, а если 10000, то пользователь успеет сходить попить чайку.
Или не всё?
Если у пользователя такой экран, что одновременно в него влезает не более 10 товаров, то визуально для него не будет никакой разницы — будете ли вы рендерить всю 1000 или только 10 из них, а по мере скроллинга дорендеривать недостающее. Поэтому, каким бы быстрым ни был у вас
Reactшаблонизатор, он всегда будет проигрывать по отзывчивости ленивой архитектуре, которая в гораздо меньшей мере зависит от объёмов данных.
Отображение лишь видимого
Если размеры карточек товаров нам примерно известны, то, зная высоту окна, легко понять какие товары точно не видны, а какие может хоть краешком, но влезают в видимую область.
Вырезать из огромного списка элементы с первого по десятый — плёвая операция. Но только, если этот список у нас хранится где-то в закешированном виде. Если же в каждом кадре мы будем получать его из исходных данных путём фильтрации и сортировки, то ни о какой плавности скроллинга не может идти и речи.
Примерение изменений к DOM
Ок, данные мы подготовили, осталось показать их пользователю. Решение в лоб — удалить старое DOM-дерево и вырастить новое. Именно так работают все HTML-шаблонизаторы.
Оно мало того, что медленное, так ещё и приводит к сбросу динамического состояния узлов. Например: позиция скроллинга и флаг открытости селекта. Некоторые из них потом можно восстановить программно, но далеко не все.
Короче говоря, реальность упорно не хочет быть чистой функцией. Чтобы приложение работало как следует, нужно по возможности изменять существующее состояние, а не просто создавать новое. А если не можешь победить — возглавь!
Виртуальный DOM
Как натянуть ужа на ежа? Правильно, давайте генерировать новое DOM дерево всего приложения, а потом
Reactспециальная библиотека будет сравнивать его новую и старую версию, и применять различия к тому DOM дереву, что реально видит пользователь.
Звучит как костыль, не правда ли? Сколько работы приходится выполнять только лишь для того, чтобы, изменить значение текстового узла, когда в одной из моделей поменялось строковое свойство.
Прямые зависимости
А как могла бы выглядеть работа наиболее эффективного решения?
Всё просто — между исходными данными и их отображением устанавливаются прямые связи. При изменении одного состояния, изменяются лишь зависимые от него. Причём действует это не только между так называемыми "моделью" и "отображением", а между любыми зависимыми состояниями, начиная с записи в базе данных на сервере, через кучу промежуточных состояний и заканчивая дом-узлом в браузере. Именно в этом и заключается суть Реактивного Программирования, а не в шаблонизаторе с созвучным названием, который продают нам на каждой конференции.
И так сойдёт!
Вы можете сказать, что я сгущаю краски, а конкретно в вашем проекте никогда не будет столько данных, и тяжёлой их обработки, и запускать ваше приложение будут лишь на мощных рабочих станциях, а не на хилом китайском тапке в режиме энергосбережения.
Треугольник серпинского на ReactJS
Но на это у меня есть простое соображение. Чтобы выше приложение работало со скоростью в 60 кадров в секунду, то оно должно успевать выполнить все операции, начиная с подготовки данных и заканчивая их отрисовкой, всего за 16 миллисекунд. И превысить их очень легко даже в тривиальном приложении на мощном компьютере.
nin-jin.github.io/sierpinski/stack.html
Перед вами известное демо созданное ребятами из Facebook, показывающее как сильно тупят сложные приложения на Реакте. Они это сейчас пытаются решить размазыванием вычислений по нескольким кадрам, что даёт заветные 60 кадров в секунду, но приводит к визуальным артефактам. Фундаментальная же проблема у них остаётся неизменной — виртуальный DOM требует кучи лишних вычислений на каждый чих.
Треугольник серпинского с использованием ОРП
ОРП, напротив, позволяет минимизировать объём вычислений, автоматически оптимизируя потоки данных от их источника до их потребителя.
Как вы можете видеть, эквивалентная реализация с применением реактивного программирования показывает гораздо большую производительность, даже без размазывания вычислений по кадрам.
Парадигмы
Давайте, наконец, добавим немного теории…
Что такое Объектное Программирование? Основной его чертой является объединение данных и функций для работы с ними в рамках одной абстракции с относительно простым интерфейсом — объекте.
А что такое Функциональное Программирование? Тут вся программа описывается в виде кучи чистых функций, которые не зависят от изменяемого состояния и сами не изменяют никаких состояний.
Наконец, что такое Реактивное Программирование? Здесь вы описываете правила получения одних состояний из других таким образом, что изменение одного состояния приводит к каскадному изменению зависимых.
У многих Реактивное Программирование прочно ассоциируется с Функциональным, однако, оно куда ближе к Объектному, так как основные действующие лица в Реактивном Программировании — изменяемые состояния.
Проталкиваем (ФРП)
Есть два принципиально разных способа реализации реактивности.
Первый — это всякие беконы, RX-ы и прочий стрим-панк, так же известный как Функциональное Реактивное Программирование. Суть его в том, что вы явным образом получаете так называемые стримы, от которых зависит ваше состояние, добавляете к ним функцию вычисления нового значения. И полученное таким образом значение уже проталкивается во все зависимые стримы, а что с этим значением делать или не делать они уже решают сами.
const FilterSource = new Rx.BehaviorSubject( toy => toy.count > 0 )
const Filter = FilterSource.distinctUntilChanged().debounce( 0 )
const ToysSource = new Rx.BehaviorSubject( [] )
const Toys = ToysSource.distinctUntilChanged().debounce( 0 )
const ToysFiltered = Filter
.select( filter => {
if( !filter ) return Toys
return Toys.map( toys => toys.filter( filter ) )
} )
.switch()
.distinctUntilChanged()
.debounce( 0 )
Посмотрите на этот ФРП-ребус и попробуйте сходу сказать, что и зачем он делает. А делает он простую штуку: создаёт стрим для товаров, стрим для критерия фильтрации и получает из них стрим отфильтрованного списка товаров.
Тут уже применено несколько типовых оптимизаций. Тем не менее работает этот код очень не эффективно: список игрушек перефильтровывается даже если в товаре поменялись те данные, от которых результат фильтрации не зависит. Чтобы побороть эту проблему, придётся ещё на порядок усложнить код, но мало кто это осилит.
Данный подход приводит к сложному, трудноподдерживаемому коду. Его трудно читать. Его сложно писать. Его лень писать правильно. И в нём легко допустить ошибку, если вы, конечно, не финалист специальной олимпиады по информатике.
Затягиваем (ОРП)
Куда проще и эффективней использовать другой подход, где вычисления начинаются не от источника данных, а от их потребителя. Возьмём, например, самую продвинутую реализацию ОРП — $mol_mem.
class $my_toys {
@ $mol_mem()
filter( next ) {
if( next === undefined ) return toy => toy.count() > 0
return next
}
@ $mol_mem()
toys( next = [] ){ return next }
@ $mol_mem()
toys_filtered() {
if( !this.filter() ) return this.toys()
return this.toys().filter( this.filter() )
}
}
Не правда ли ORP код куда проще, и понятнее? Это тот же код, который мы бы написали безо всякого реактивного программирования, но мы добавили специальный декоратор, который динамически отслеживает зависимости по факту обращения к ним, кеширует результат исполнения функции и сбрасывает кеш, когда зависимости изменяются.
Правильная реализация логики этих декораторов позволяет производить вычисления наиболее оптимальным образом, не перекладывая головную боль по контролю потоков данных на прикладного программиста.
Добавляем сортировку
Аналогичным образом мы можем добавить и отсортированный список товаров, зависящий от функции сортировки и отфильтрованного списка.
@ $mol_mem()
sorter( next ) {
if( next === undefined ) return ( a , b )=> b.price() - a.price()
return next
}
@ $mol_mem()
toys_sorted() {
if( !this.sorter() ) return this.toys_filtered()
return this.toys_filtered().slice().sort( this.sorter() )
}
По умолчанию тут идёт сортировка по цене, а значит сортировка будет произведена вновь лишь при изменении цены какой-либо игрушки из отфильтрованного списка, самого этого отфильтрованного списка или критерия сортировки.
Отображаем лишь видимое
Ну и под конец, мы вырезаем лишь видимые сейчас на экране товары. При этом перемещение скроллинга будет приводить лишь к незначительному по времени повторному вырезанию видимых задач, без бессмысленных перефильтраций и пересоровок.
@ $mol_mem()
toys_visible() {
return this.toys_sorted().slice( ... this.view_window() )
}
Сразу же введём свойство
children
, которое будет возвращать компоненты, которые мы хотим отрендерить внутри нашего. А рендерить мы хотим лишь попадающие в видимую область.
children() {
return this.toys_visible()
}
Реактивный рендеринг
Простейший обобщённый рендеринг компонента может производиться в рамках вычисления свойства
render
, знакомого всем реактоводам.
@ $mol_mem()
render() {
let node = document.getElementById( this.id() )
if( !node ) {
node = document.createElement( 'div' )
node.id = this.id()
}
/// Node updating here
return node
}
Зная идентификатор компонента, мы ищем соответствующий узел в реальном DOM-дереве. А если не нашли, то создаём его. После этого актуализируем его состояние и возвращаем.
Обратите внимание на реактивныый кеширующий декоратор. Благодаря ему, рендеринг конкретно этого узла будет перезапущен лишь, когда изменится любое из свойств, к которому нам потребовалось обратиться в процессе обновления состояния нашего DOM-узла.
А если исключение?
Часто исключения безвозвратно ломают приложение. Оно может начать глючить, недорисовывать страницу или вообще перестать реагировать на действия пользователя. Однако, исключение — такой же результат вычисления, как и собственно возвращаемое значение.
Если при рендеринге какого-то блока на странице произошло исключение, то именно этот блок и должен перестать работать, не затронув всё остальное приложение. Но устранение причины исключения в последующем должно восстанавливать работу этого блока, как если бы он и не падал.
Защищаем приложение от падения компонента
Поэтому давайте завернём рендеринг DOM-узла в блок
try-catch
и в случае возникновения ошибки, записывать имя исключения в специальный атрибут. А если рендеринг пройдёт без эксцессов — стирать его.
try {
/// Node updating here
node.removeAttribute( 'mol_view_error' )
} catch( error ) {
console.error( error )
node.setAttribute( 'mol_view_error' , error.name )
}
Индикация ошибки
Зачем нам этот атрибут? Да чтобы через CSS стилизовать сломанный блок, показывая пользователю, что он сейчас не работает. Например, мы можем сделать его полупрозрачным и запретить пользователю с ним взаимодействовать.
[mol_view_error] {
opacity: .5 !important;
pointer-events: none !important;
}
Загрузка: Синхронная блокирующая
Давайте сделаем шаг в сторону и поговорим о загрузке данных. Взгляните на пример кода, который вычисляет сообщение о числе тёзок текущего пользователя.
namesakes_message() {
/// Serial
const user = this.user()
const count = this.name_count( user.name )
return this.texts().namesakes_message
.replace( /{count}/g , count )
}
Сначала мы загружаем информацию о текущем пользователе, потом получаем число пользователей с тем же именем, а под конец загружаем строковые константы подставляем туда число.
Код простой и понятный, не правда ли? Но тут есть одна беда: пока выполняется каждый из этих трёх запросов всё приложение встаёт колом, так как виртуальная машина javascript однопоточна, а эти запросы блокируют поток до своего завершения.
Загрузка: Асинхронная неблокирующая
Чтобы решить эту проблему в яваскрипте принято писать код на колбэках.
namesakes_message() {
/// Parallel
return Promise.all([
/// Serial
this.user().then( user => this.name_count( user.name ) ,
this.texts() ,
])
.then( ([ count , texts ])=> {
return texts.namesakes_message.replace( /{count}/g , count )
} )
}
Обратите внимание, что тут мы грузим информацию о числе пользователей и тексты параллельно, так как они не зависят друг от друга. Это ускоряет общую загрузку всех ресурсов, но код стал похож на тарелку макарошек.
Загрузка: Синхронная неблокирующая с ручной параллельностью
Недавно в яваскрипте появились средства синхронизации, но действуют они лишь в пределах одной функции, а не всего стека вызовов.
/// Serial
async namesakes_count() {
const user = await this.user()
return await this.name_count( user.name )
}
async namesakes_message() {
/// Parallel
const [ count, texts ] = await Promise.all([
this.namesakes_count() ,
this.texts() ,
])
return texts.namesakes_message.replace( /{count}/g , count )
}
Если мы пометили функцию как "асинхронную", то мы можем приостанавливать её до появления определённого события.
Как видно, это не сильно спасает, так как для распараллеливания запросов всё равно приходится кастовать специальные заклинания.
Загрузка: Синхронная неблокирующая без лишнего шума
А что если я скажу вам, что следующий код не смотря на всю свою синхронность может быть не только неблокирующим, но и грузить информацию о пользователе и тексты параллельно?
@ $mol_mem()
namesakes_message() {
/// Parallel
const texts = this.texts()
const user = this.user()
/// Serial
const count = this.namesakes_count( user.name )
return texts.namesakes_message.replace( /{count}/g , count )
}
Вся магия в адекватной обработке исключительных ситуаций. Когда мы синхронно запрашиваем данные, а их нет — это самая натуральная исключительная ситуация для синхронного кода. Поэтому, в этом случае кидается специальное исключение, которое останавливает текущий стек вызовов. Когда же данные придут, то благодаря реактивности исполнение будет перезапущено и на этот раз данные уже будут возвращены, как ни в чём ни бывало.
Загрузка: Автоматическое распараллеливание
А чтобы добиться распараллеливания, реактивные свойства не пробрасывают исключение сразу, а возвращают прокси объект, который можно положить в переменную, куда-то передать, но при попытке доступа к его содержимому — будет брошено сохранённое исключение.
В данном примере, первое прерывание произойдёт лишь при доступе к
user.name
, а значит загрузка текстов и информации о пользователе пойдёт параллельно.
@ $mol_mem()
namesakes_message() {
/// Parallel
const texts = this.texts()
const user = this.user()
/// Serial
const count = this.namesakes_count( user.name ) /// <-- first yield
return texts.namesakes_message.replace( /{count}/g , count )
}
Загрузка: Игрушки
Давайте наконец добавим загрузку списка игрушек, вместо локального его хранения. Для этого нам потребуется изменить всего один метод.
/// Before
@ $mol_mem()
toys(){ return [] }
/// After
toys_data() {
return $mol_http.resource( '/toys.json' ).json()
}
@ $mol_mem()
toys() {
return Object.keys( this.toys_data() ).map( id => this.toy( id ) )
}
Как видите, нам не потребовалось менять его интерфейс — мы просто взяли содержимое файла, как если бы оно было у нас локально, обработали его и вернули результат.
Индикация ожидания
Остался последний штрих. Пока данные не загружены у нас бросается исключение, а имя исключения у нас автоматом прописывается в атрибуте DOM-элемента, который не смог отрендериться. А значит мы можем добавить этому блоку специальные стили, которые нарисуют для него анимированный индикатор ожидания. Что избавляет программиста и от этой назойливой ручной работы.
[mol_view_error="$mol_atom_wait"] {
animation: my_waiting .25s steps(6) infinite;
}
Движение данных
Пока что мы говорили лишь про движение данных от сервера к пользователю. Однако, стоит обратить внимание и на обратный поток данных.
На диаграмме, каждое звено — некоторое состояние, выраженное в различных моделях. На бэкенде, например, дата у нас выражена числом в таблице. На фронтенде она уже представляется виджетом "календарик". Ну а в голове у пользователя это просто "тот день, когда я выступал на конференции".
Если опустить посредников, то можно заметить, что источником истины о том, что видит пользователь является бэкенд, а источником истины о том, что следует изменить на бэкенде, является пользователь.
Но самое интересное происходит, когда мы добавляем посредников. Например, пользовательский интерфейс, состояние которого зависит и от сервера и от пользователя. Как же реализовать его так, чтобы работал он чётко и предсказуемо?
Двунаправленные зависимости
Что если пользователь будет менять не исходные данные, а непосредственно то состояние, которое он видит в виджете, на который смотрит?
Двунаправленные зависимости: Меняем состояние виджета
Двунаправленные зависимости: Меняем состояние страницы
Двунаправленные зависимости: Меняем состояние модели
Двунаправленные зависимости: Пришёл ответ от сервера
Как думаете, что за фреймворк тут использован?
Это типичное приложение на Angular. Когда пользователь меняет состояние, начинают срабатывать watcher-ы, которые итеративно синхонизируют состояния между собой, что приводит ко временной неконсистентности состояния клиент-серверной системы вцелом.
Эта логика работы мало того, что не эффективна, так ещё и требует очень аккуратного написания кода с точно подогнанными костылями вида "подождать пока всё синхронизируется, а потом вызвать обработчик".
Однонаправленный поток данных
А как называется архитектура со следующей диаграммы?
Однона… что это у нас?
Потока хоть и два, но не пересекаются
Facebook подумал-подумал и придумал FLUX, где поток от сервера к пользователю идёт через компоненты, а обратно — через глобальные процедуры — так называемые "Экшены".
Проблему с консистентностью мы побороли, но вылезла другая — компоненты взаимодействующие с пользователем получаются не переиспользуемыми. Вы не можете просто взять и использовать такой компонент, не реализовав для каждого места его использования набор отдельных глобальных процедур.
Пол века назад эта проблема уже была решена за счёт абстракции и инкапсуляции, но до сих пор мы ходим по одним и тем же граблям.
Двусторонние каналы: Прямой поток
Проблема двустороннего связывания Ангуляра была не в том, что оно двустороннее, а в том, что состояние сначала изменялось, а потом отложенно синхронизировалось. Причём меняться оно могло как пользователем, так и сервером, что закономерно приводило к конфликтам состояний. Именно в этом был корень всех проблем. Как же его выкорчевать?
Двусторонние каналы: Обратный поток
Решение в Объектном Программировании опять же существует не один десяток лет — не давать напрямую изменять состояние. Вместо этого доступ к состоянию реализуется через специальные функции — так называемые "акцессоры". Пользователь объекта может лишь изъявить желание поменять значение определённого свойства, а что с этим значением делать или не делать — объект уже решает сам.
На диаграмме можно видеть, как новое значение передаётся от объекта к объекту не меняя их состояний.
Двусторонние каналы: Непротиворечивый цикл
И только когда приходит ответ от сервера с актуальным значением, оно спускается по иерархии компонент, меняя их состояние.
У этой архитектуры нет проблем Ангуляра с неконсистентностью, ведь прямой и обратный потоки данных не перемешиваются. Но нет и проблем FLUX-а, так как каждый компонент взаимодействует лишь со своим непосредственным владельцем и непосредственным имуществом.
Абстракции
class $mol_string {
hint() { return '' }
@ $mol_mem()
value( next = '' ) { return next }
// ...
}
Данный пример — компонент строкового поля ввода. Для иллюстрации приведено два свойства:
hint
— это текст показываемый, если значение поля не задано; иvalue
— это текущее значение. Когда пользователь вводит новое значение оно передаётся в value. А благодаря декоратору, результат работы метода кешируется в внутри объекта.
Одностороннее переопределение
Чтобы настроить поведение компонента мы можем просто переопределить его свойства своими функциями. Например, можем сделать, чтобы
hint
возвращал известного персонажа комиксов.
const Name = new $mol_string
Name.hint = ()=> 'Batman'
Двустороннее переопределение
Или можем попросить компонент в качестве
value
брать не своё локальное состояние, а нашу локальную переменную.
let name = 'Jin'
Name.value = ( next = name )=> {
return name = next
}
Тут мы просто говорим, что при затягивании из
value
нужно вернуть значение переменнойname
, а при проталкивании — записывать вname
и возвращать актуальное значение.
Это вообще законно?
Вам может показаться, что это дурнопахнущий код, так как мы берём и переопределяем любой метод стороннего объекта, и так делать нельзя.
Но на практике это всё отлично работает и не доставляет проблем.
Мы не можем записать левый метод или изменить сигнатуру существующего, иначе тайпчекер настучит нам по башке.
Есть только два ограничения, которых очень просто придерживаться: переопределять методы можно лишь один раз при создании объекта и конструктор не должен обращаться к свойствам объекта так как они могут быть переопределены в дальнейшем.
Контроль времени жизни
Лучше, конечно, не создавать объекты в воздухе и не разбрасываться локальными переменными, а хранить все объекты в свойствах других объектов. Например, мы можем создать локальную фабрику, которая единожды создаёт и настраивает объект.
@ $mol_mem()
Name() {
const Name = new $mol_string
/// Setup ```Name``` here
return Name
}
А благодаря реактивному декоратору, этот объект кешируется, пока он кому-нибудь нужен, после чего будет автоматически уничтожен. Что обеспечивает своевременное освобождение занятых им ресурсов.
Связывание владельца с имуществом
Для настройки вложенного мы просто связываем его свойства с нашими таким образом, что оба объекта начинают работать с одним и тем же состоянием, что избавляет от необходимости синхронизировать состояния, как это делает Ангуляр.
/// Setup ```Name```:
/// One way binding
Name.hint = ()=> this.name_hint()
/// Two way binding
Name.value = ( next )=> this.name( next )
Такая простая, но мощная концепция позволяет создавать самодостаточные компоненты, которые знают о внешнем мире чуть менее, чем ничего. Но владелец нескольких компонент, через свои собственные свойства, может провязать их друг с другом так, чтобы они работали сообща.
Резюме
Реактивное программирование — каскадное изменение состояний по нашим правилам.
ОРП провоцирует простой, понятный, но эффективный код.
Ленивая архитектура минимизирует объём вычислений.
Потока данных всегда два и они не должны пересекаться.
Синхронный код — добро.
Ручное управление потоками данных — зло.
Напоследок хотелось бы дать совет: не гонитесь за хайпом. Мода переменчива и часто тащит нас в болото. Если ваш единственный аргумент — число разработчиков "знающих" технологию, то готовьтесь к тому, что через пару лет никто из них уже не захочет с ней связываться, а ещё через пару — вы не найдёте никого, кто смог бы разобраться в коде проекта.
Разумеется большой компанией выбираться из жопы интересней. Но если вы хотите вырваться вперёд, пока остальные буксуют, нужно трезво и рационально выбирать технологии, которые позволят писать простой, ясный и эффективный код. Которые возьмут на себя как можно больше рутины, позволяя программисту сконцентрироваться на бизнес логике. Именно такой технологией и является Объектное Реактивное Программирование.
Вопросы?
На этом у меня всё. Если у вас возникли какие-либо вопросы, я с радостью на них отвечу.
Реализации ОРП: $mol_mem, VueJS, MobX, CellX, KnockOut
Получившийся магазин: toys.hyoo.ru
Исходники магазина: github.com/nin-jin/toys.hyoo.ru
Эти слайды: nin-jin.github.io/slides/orp
Треугольники Серпинского: github.com/nin-jin/sierpinski
Автор: vintage