Онлайн-кассы: первые итоги

в 4:22, , рубрики: Законодательство и IT-бизнес, онлайн-кассы, Терминология IT, Управление продажами

Итак, ФЗ №54 скоро вступит на полную мощь, а пока лишь 30% онлайн-предпринимателей смогли выполнить его условия (да и то, не все из них — в полном объёме). Если говорить точнее: то из примерно 1 200 000 касс, которые должны пройти перерегистрацию, прошли её — 420 000.

Во-первых, о затратах: очень многие утверждают, что малый (а особенно — микро) бизнес никак не пострадает от новаций. Но так ли это?

Онлайн-кассы: первые итоги - 1

Цены колеблются, но в целом на аппарат — это 20 000 рублей. Есть варианты побюджетней, только вот каждый раз при звонке выходит, что «в наличии пока эти нет». Поэтому, если отталкиваться от факта, то это 20 000 и более (если есть другие примеры — прошу в комментарии). Кроме того, есть решения "планшетного типа", но это тоже 20 000 плюс.

Далее, по информации одного из участников рынка: «абонентская плата за web-фискализацию взимается фиксированная 900 рублей – за использование сервиса. В эту сумму входит техническая поддержка по телефону и email».

Цены здесь тоже колеблются: в среднем от 1000 до 3000 руб. за 1 кассу. При двух и более — скидки (но речь как раз о тех, у кого касс мало, а то и вовсе одна). Также для онлайн-касс формата «как сервис» может взиматься оплата примерно в 6000 руб. разово. Работает ФН примерно год (13 месяцев).

Плюс 3000, как мы знаем, оператору фискальных данных. Плюс собственно техническое обслуживание.

Я знаю, что на Хабре могут ответить, что даже 50 000 в год — «это ни о чём», но только не в таких регионах как Забайкальский край или Бурятия (а таких регионов хватает), где средний доход даже неофициальный колеблется в районе 15 000 руб. И я настаиваю на этом, т.к. за последние 3 месяца обратилось свыше 50 человек (в первую очередь это ИП), которые только-только узнают об онлайн-кассах и всякий раз это ставит их в ступор.

Во-вторых, о подготовке исполнения закона: «ФН (фискальных накопителей — примечание моё) в данный момент нет нигде в наличии в связи с дефицитом на рынке. Схема работы такая: по предоплате оборудования мы под Вас его резервируем и поставляем готовый комплект вместе с ФН, и сразу проведем пуско-наладку (после заключения договора с ОФД и регистрации оборудования в налоговой с Вашей стороны)».

Схема, конечно, хорошая. Один только у меня вопрос: ФЗ приняли. Рынок — обязали. Почему даже сейчас образуется дефицит на рынке? Неужели с участниками до такой степени всё не согласовано?

ФНС в свою очередь решила, что "казнить не будет, миловать — да", то есть при заключения договора поставки у ИП или ООО по кассе.

Подробно о штрафах можно посмотрет в К+ или Гаранте, или, например, в виде сводной таблицы здесь. Например, за продажу товаров, продуктов без онлайн кассы в тех случаях, когда онлайн касса обязательно должна применяться штраф составит: на ООО — от 75% до 100% суммы выручки, полученной без применения онлайн кассы. Но не менее 30 000 рублей. Если же говорить про ИП, то в этом случае штраф будет от 25% до 50% суммы, на которую продали товаров, продуктов, услуг без применения онлайн кассы. Но не меньше 10 000 рублей.

Но надо отдать должное рынку — он не дремлет и развивает новые виду услуг, одна из которых «касса как сервис» (найдено у АТОЛа в частности).

Какие плюсы?

  1. Минимальные затраты на вхождение в бизнес.
  2. Полностью оплатить надо только стоимость фискального накопителя
  3. Самое главное (для меня лично) — все услуги и платежи в одном окне
  4. Как заявляется — высокая безопасность (но вот здесь хорошо было бы, если бы кто-то из более технически продвинутых пользователей Хабра провёл свои тесты)
  5. Работа 24/7, так как доступны резервные ККТ.
  6. Пожалуй, самый большой плюс этой схемы — фактически не нужно приобретать кассу. Но для кого-то это же будет и минусом.

Таким образом, здесь происходит почти полный аутсорс и владелец интернет-магазина, например, сильно на все тех. детали не отвлекается. Вот только вопрос — когда всё это будет полноценно для всех? Пока однозначного ответа я не нашёл: тот же АТОЛ сейчас перегружен на 120%. И это при том, что сервис стартовал 15 мая 2017 года, то есть буквально неделю назад (скачать полную презентацию можно здесь).

Ниже — схема, как такая касса-сервис работает.

Онлайн-кассы: первые итоги - 2
Отдельно сообщаю (сугубо — без пруфов), что ФНС по Иркутской области уже нескольким нашим клиентам сообщила, что не намерена «штрафовать за онлайн-кассы» до октября 2017 года. Вопрос только в том, что я — юрист и готов верить бумагам (даже и в первую очередь — цифровым), но не словам. Как сие будет на деле — пока под вопросом.

Итак, какие вопросы остались открытыми:

  1. На сколько это точно ударит по малому (и микро-) бизнесу?
  2. Никто из ОФД и продажников КТТ так и не смог предложить при обзвоне готового решения для «чистых» онлайн-магазинов, т.е. без печати чеков. Когда вопрос будет закрыт полностью — не ясно.
  3. SaaS-решения — это хорошо и даже отлично, но на сколько они безопасны?
  4. Буду признателен сообществу за комментарии по вопросам, а также относительно того, какие ещё трудности встречаются на пути реализации положений ФЗ №54.

И последний лайфхак, который выдала налоговая по онлайн-кассам — это приём электронных денег: по ним отсрочка по установке новых аппаратов — до 2018 года. Давайте процитирую: «таким образом, организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт) в сети „Интернет“ за реализованные товары, использование которых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) не предусматривало обязательное применение контрольно-кассовой техники, обязаны применять контрольно-кассовую технику после 01.07.2018». Есть один нюанс, ответ этот оформлен письмом ФНС от 21 марта 2017 г. № ЕД-3-20/1911«О рассмотрении обращения», поэтому, если подобная нужда образуется и у Вас — рекомендую отправить соответствующий запрос в налоговую.

P.S. Как всегда — отдельно краткие итоги статьи для тех, кто читает с конца:

  1. Изменения в ФЗ №54 о ККТ плохо проработаны и ещё хуже согласуется с практикой его же внедрения, что с одной стороны — открывает массу возможностей, но с другой и на мой чисто субъективный взгляд — не для малого бизнеса;
  2. ФНС и участники рынка всячески пробуют облегчить судьбу продавцов, в том числе и в первую очередь — в онлайне, за что им большое спасибо;
  3. Наконец, в посте можно почитать пару полезных юридических лайфхаков, которые пригодятся при реализации ФЗ о ККТ в новой редакции.

Автор: Владимир

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js