Rust — элегантный язык, который несколько отличается от многих других популярных языков. Например, вместо использования классов и наследования, Rust предлагает собственную систему типов на основе типажей. Однако я считаю, что многим программистам, начинающим свое знакомство с Rust (как и я), неизвестны общепринятые шаблоны проектирования.
В этой статье, я хочу обсудить шаблон проектирования новый тип (newtype), а также типажи From
и Into
, которые помогают в преобразовании типов.
Скажем, вы работаете в европейской компании, создающей замечательные цифровые термостаты для обогревателей, готовые к использованию в Интернете Вещей. Чтобы вода в обогревателях не замерзала (и не повреждала таким образом обогреватели), мы гарантируем в нашем программном обеспечении, что если есть опасность замерзания, мы пустим по радиатору горячую воду. Таким образом, где-то в нашей программе есть следующая функция:
fn danger_of_freezing(temp: f64) -> bool;
Она принимает некоторую температуру (полученную с датчиков по Wi-Fi) и управляет потоком воды соответствующим образом.
Все идет отлично, покупатели довольны и ни один обогреватель в итоге не пострадал. Руководство решает перейти на рынок США, и вскоре наша компания находит местного партнера, который связывает свои датчики с нашим замечательным термостатом.
Это катастрофа.
После расследования выясняется, что американские датчики передают температуру в градусах Фаренгейта, в то время как наше программное обеспечение работает с градусами Цельсия. Программа начинает подогрев как только температура опускается ниже 3° Цельсия. Увы, 3° по Фаренгейту ниже точки замерзания. Впрочем, после обновления программы нам удается справиться с проблемой и ущерб составляет всего несколько десятков тысяч долларов. Другим повезло меньше.
Новые типы
Проблема возникла из-за того, что мы использовали числа с плавающей запятой, имея в виду нечто большее. Мы присвоили этим числам смысл без явного указания на это. Другими словами, наше намерение заключалось в работе именно с единицами измерения, а не с обычными числами.
Типы, на помощь!
#[derive(Debug, Clone, Copy)]
struct Celsius(f64);
#[derive(Debug, Clone, Copy)]
struct Fahrenheit(f64);
Программисты, пишущие на Rust, называют это шаблоном проектирования новый тип
. Это структура-кортеж, содержащая единственное значение. В этом примере мы создали два новых типа, по одному для градусов Цельсия и Фаренгейта.
Наша функция приобрела такой вид:
fn danger_of_freezing(temp: Celsius) -> bool;
Использование её с чем-либо кроме градусов Цельсия приводит к ошибкам во время компиляции. Успех!
Преобразования
Все что нам остается — это написать функции преобразования, которые будут переводить одни единицы измерения в другие.
impl Celsius {
to_fahrenheit(&self) -> Fahrenheit {
Fahrenheit(self.0 * 9./5. + 32.)
}
}
impl Fahrenheit {
to_celsius(&self) -> Celsius {
Celsius((self.0 - 32.) * 5./9.)
}
}
А потом использовать их, например, так:
let temp: Fahrenheit = sensor.read_temperature();
let is_freezing = danger_of_freezing(temp.to_celsius());
From и Into
Преобразования между различными типами — обычное дело в Rust. Например, мы можем превратить &str
в String
, используя to_string
, например:
// "Привет" имеет тип &'static str
let s = "Привет".to_string();
Однако, также возможно использовать String::from
для создания строк так:
let s = String::from("привет");
Или даже так:
let s: String = "привет".into();
Зачем же все эти функции, когда они, на первый взгляд, делают одно и то же?
В дикой природе
Примечание переводчика: в этом заголовке содержалась непереводимая игра слов. Оригинальное название Into the Wild можно перевести как "В дикой природе", а можно "Великолепный Into
"
Rust предлагает типажи, которые унифицируют преобразования из одного типа в другой. std::convert
описывает, помимо других, типажи From
и Into
.
pub trait From<T> {
fn from(T) -> Self;
}
pub trait Into<T> {
fn into(self) -> T;
}
Как можно увидеть выше, String
реализует From<&str>
, а &str
реализует Into<String>
. Фактически, достаточно реализовать один из этих типажей, чтобы получить оба, так как можно считать, что это одно и то же. Точнее, From реализует Into.
Так что давайте сделаем то же самое для температур:
impl From<Celsius> for Fahrenheit {
fn from(c: Celsius) -> Self {
Fahrenheit(c.0 * 9./5. + 32.)
}
}
impl From<Fahrenheit> for Celsius {
fn from(f: Fahrenheit) -> Self {
Celsius((f.0 - 32.) * 5./9. )
}
}
Применяем это в нашем вызове функции:
let temp: Fahrenheit = sensor.read_temperature();
let is_freezing = danger_of_freezing(temp.into());
// или
let is_freezing = danger_of_freezing(Celsius::from(temp));
Слушаюсь и повинуюсь
Вы можете возразить, что мы получили не так уж много преимуществ от типажа From
, по сравнению реализацией функций преобразования вручную, как делали раньше. Можно даже утверждать обратное, что into
— гораздо менее очевидно, чем to_celsius
.
Давайте переместим преобразование величин внутрь функции:
// T - любой тип, который можно перевести в градусы Цельсия
fn danger_of_freezing<T>(temp: T) -> bool
where T: Into<Celsius> {
let celsius = Celsius::from(temp);
...
}
Эта функция волшебным образом принимает и градусы Цельсия, и Фаренгейта, оставаясь при этом типобезопасной:
danger_of_freezing(Celsius(20.0));
danger_of_freezing(Fahrenheit(68.0));
Мы можем пойти еще дальше. Можно не только обрабатывать множество преобразуемых типов, но и возвращать значения разных типов схожим образом.
Допустим, нам нужна функция, которая возвращает точку замерзания. Она должна возвращать градусы Цельсия или Фаренгейта — в зависимости от контекста.
fn freezing_point<T>() -> T
where T: From<Celsius> {
Celsius(0.0).into()
}
Вызов этой функции немного отличается от других функций, где мы точно знаем возвращаемый тип. Здесь же мы должны запросить тип, который нам нужен.
// вежливо просим градусы Фаренгейта
let temp: Fahrenheit = freezing_point();
Есть второй, более явный способ вызвать функцию:
// вызываем функцию, которая возвращает градусы Цельсия
let temp = freezing_point::<Celsius>();
Упакованные (boxed) значения
Эта техника не только полезна для преобразования величин друг в друга, но также упрощает обработку упакованных значений, например результатов из баз данных
let name: String = row.get(0);
let age: i32 = row.get(1);
// вместо
let name = row.get_string(0);
let age = row.get_integer(1);
Заключение
У Python есть замечательный Дзен.
Его первые две строки гласят:
Красивое лучше, чем уродливое.
Явное лучше, чем неявное.
Программирование — это акт передачи намерений компьютеру. И мы должны явно указывать, что именно имеем в виду, когда пишем программы. Например, совершенно невыразительное булево значение для указания порядка сортировки не отразит наше намерение в полной мере. В Rust мы можем просто использовать перечисление, чтобы избавиться от любой двусмысленности:
enum SortOrder {
Ascending,
Descending
}
Таким же образом новые типы помогают придать смысл простым значениям. Celsius(f64)
отличается от Miles(f64)
, хотя они могут иметь одно и то же внутреннее представление (f64
). С другой стороны, использование From
и Into
помогает нам упрощать программы и интерфейсы.
Примечание переводчика:
Благодарю sumproxy и ozkriff за помощь при переводе.
Если вы заинтересовались Rust и у вас есть вопросы, присоединяйтесь!
Автор: vitvakatu