Честный типовой договор как механизм саморегулирования общественных отношений

в 14:10, , рубрики: github, latex, краудсорсинг, саморегулирующаяся система, Честный Типовой Договор

Доброго времени суток! Хочу поделиться с сообществом размышлениями о том, как подходы, используемые в IT, могут помочь людям в решении обыденных, повседневных задач. И предложить конкретный метод решения, сила которого заключается исключительно в его использовании широким кругом людей. Речь пойдет о следующих подходах и инструментах:

В качестве предметной области будет рассмотрена «покупка легкового автомобиля», однако предложенный метод применим и при решении других задач. Кому интересно – добро пожаловать под кат.

Решив приобрести автомобиль, я, желая сэкономить время и нервы, обращался исключительно к официальным дилерам и всё равно столкнулся со спецификой российского авторынка. Ниже при описании контактов с дилерами я активно использую слово «некоторые» чтобы никого не обидеть (т.к. были различия в отношении даже у официальных дилеров одной и той же марки).

Краткое описание проблемы

При звонке, как правило, Вас всячески пытаются заманить в салон (некоторые, даже заявляя, что автомобили есть в наличии, хотя это заведомо не так). В салоне же никто из менеджеров особо не торопится, и время течет сквозь пальцы: то договор не печатается, то доверенность просрочена, то она выдана не на заключение договоров продажи автомобилей и т.д. и т.п.

Получив данный опыт я решил в дальнейшем не тратить время впустую на формальную часть (всё, что касается договора), а прояснять это при первом же телефонном разговоре. Однако оказалось, что проблемы с договором (как ни странно) характерны для очень многих официальных дилеров:

  1. Некоторые фирмы отказывались прислать типовой договор купли-продажи.
  2. У некоторых наименование Продавца не имеет никакого отношения к заявленному официальному дилеру. Просто другая фирма.
  3. У некоторых договор был, мягко говоря “никакой”. Или даже предлагали подписать договор с рядом незаполненных полей (в том числе VIN! т.е. вписали не тот VIN и покупай б/у по цене нового!).
  4. У некоторых договор адекватен по форме, но права покупателя минимальны. Или права продавца заоблачны.
  5. При попытке обсудить сомнительные пункты договора, в разговор, как правило, вступает специально обученный человек, единственная цель которого пояснить Вам, а не верблюд ли Вы часом? И что договор у них верный, и они не первый год на рынке и т.д.

Постановка задачи и предлагаемое решение

Итак, моя задача как покупателя: сэкономить время и купить авто.

Устав объяснять несуразности в договоре очередного дилера, я понял, что больше не хочу даже читать их договора, потому что уже уяснил, что именно мне нужно и «догадываюсь в чём и как меня обманут»©. Так я осознал первый шаг к решению задачи.

Первый шаг к решению: повторное использование кода

Мне нужна моя версия договора, которую я знаю и ее не нужно перечитывать. Этот договор типовой для сделки данного рода, значит я могу обращаться с ним к любому дилеру. Эта версия договора ограждает (юридически) меня от возможных махинаций нечистого на руку дилера, но и не ставит в неудобное положение честного дилера. Поэтому этот договор – честный.

Итак, первый шаг к решению – это Честный Типовой Договор. Очевидно, что такой подход не будет работать «в лоб»: одиночку с его договором просто проигнорируют. И за первым шагом естественным образом следует шаг второй.

Второй шаг к решению: Рассказать о найденном решении сообществу

Сила Semantic Versioning проявится лишь в том случае, если он будет принят сообществом. Тот же механизм работает и для Честного Типового Договора, только с ещё большим эффектом. Используя предлагаемый подход человек сам получает преимущество, и одновременно усиливает тех, кто уже использует его и наделяет преимуществом тех, кто будет использовать позже. По сути получается система с позитивной обратной связью, которая замкнута сама на себя.

В случае Semantic Versioning «Ясно определив и сформулировав идею версионирования, становится легче сообщать о намерениях пользователям вашего ПО». В случае Честного Типового Договора легче понять намерения дилера: достаточно просто задать вопрос: «Вы работаете по Честному Типовому Договору?» (возможно, с указанием номера версии).

Однако просто рассказать о найденном решении мало. Нужно ещё и организовать совместную работу над Честным Типовым Договором. И это третий шаг.

Третий шаг к решению: организация совместной работы.

Для совместной работы над Честным Типовым Договором создан репозиторий на Github с исходным текстом договора в формате .TeX.

Помочь в доработке договора может каждый желающий. Вот основные направления:

  • Доработка текста договора. Особенно, если Вы юрист или представитель дилера. Договор должен учитывать риски Продавца, но Покупатель не должен разделять эти риски. Знание бизнес-процессов Продавца поможет улучшить договор, возможно даже подготовить несколько версий в зависимости от конкретных условий.

    Пример: если авто уже в салоне (на складе) срок поставки не может быть 1,5 месяца. Иначе в случае недобросовестного дилера уже Покупатель несёт риск, что с суммы полной предоплаты будут просто «крутить» процент. И, наоборот, если автомобиль только в поставке, да ещё и из-за рубежа 1,5 месяца это адекватный срок.

  • Стилевое оформление договора. В текущей версии не всё гладко с LaTeX разметкой.
  • Повышение удобства использования.
    Добавить возможность не меняя исходник договора создавать pdf-файл, включающий в себя данные Продавца и Покупателя (представленные, например в двух json-файлах). Создание инструкции, как из исходника собрать готовый pdf-документ (я, например, использовал online сервис, но считаю что обязательно должен быть offline вариант).
  • Популяризация идеи Честного Типового Договора.
  • Актаулизация Честного Типового Договора. Например, в случае изменения законодательства.

Экономическое обоснование целесообразности

Хочется верить, что с внедрением Честного Типового Договора отношения между людьми изменятся в лучшую сторону. И что качество услуги возрастёт.

Кроме того, договор может быть хорошей иллюстрацией при изучении предметной области, если предусмотреть комментарии по каждому пункту: чем он важен и какие риски несёт человек при изменении формулировки или при исключении данного пункта.

Однако основное, что можно получить при использовании Честного Типового Договора – это экономия времени. Экономия времени достигается по следующим направлениям деятельности:

  • Изучение подводных камней данной предметной области.
  • Не нужно вычитывать отдельно договора каждого диллера (если бы проблема была в одному-двух дилерах, этой статьи просто не было бы).
  • Не нужно предлагать и согласовывать исправления к договору каждого дилера.
  • Если что-то пойдёт не так, то с корректным договором (и чёткими сроками в нём) можно быстрее инициировать судебное разбирательство и раньше вернуть сумму предоплаты.

Под спойлером моя оценка эффекта экономии времени при массовом использовании Честного Типового Договора. Оценка весьма ориентировочная, поэтому если кто-то может предложить более адекватную оценку, прошу привести её в комментариях.

Оценка экономии времени

Поскольку у меня нет статистики по времени, затраченному людьми на обработку договоров купли-продажи автомобилей, я буду брать нижнюю оценку, основываясь на своём личном опыте (без юридического образования, но имею некоторый опыт работы с документами). Время моей обработки договоров в среднем распределилось так:

  • 05 мин. – Запрос и получение договора.
  • 30 мин. – Вычитка и анализ договора.
  • 15 мин. – Попытки согласовать вопросы, связанные с договором.

Итого на 1-го дилера 1-н человек в среднем тратит 50 мин. (нижняя граница). А поскольку проблема с договорами имеет место быть, то будем исходить из предположения, что 1-му человеку придётся отработать минимум по 2-м дилерам. Т.е. минимальные затраты 1-го человека составят: 50 мин./дилера * 2 дилера = 100 мин. = 1ч. 40 мин.

Теперь оценим количество договоров в год. По информации
об автомобильном рынке России с Википедии средний годовой объём продаж автомобилей за период с 2008 по 2012 годы составил около 2,3 млн. штук.
А судя по диаграмме структуры автомобильного рынка 1999-2017 речь идёт о новых автомобилях, а есть ведь ещё и подержанные.

С другой стороны у авторынка своя специфика (в том числе есть коммерческий транспорт, его навряд ли приобретают физ. лица). Но нужно отталкиваться от какой-то конкретной цифры. Предположим, что количество заключенных физ. лицами договоров о покупке авто ориентировочно равно 1 млн. штук в год.

На текущий 2017 год приходится 1752 рабочих часа (247 рабочих дней — 28 отпускных = 219 дней = 1752 часа при 8 часовом рабочем дне).
Примем что 1 человеко-год ~= 1752 человеко-часа.
Экономия каждого человека при использовании Честного Типового Договор составит 5/3ч.
За год будет сэкономлено: 1'000'000 * 5/3ч. ~= 1'666'666 часов.

1'666'666 человеко-часов / (1752 человеко-часов / 1 человеко-год) ~= 951 человеко-год.

Трудозатраты на составление Честного Типового Договора ориентировочно оцениваю в не более чем 1 человеко-год. Например, если над ним изъявит желание работать 35 человек каждый из которых потратит на это по 50 часов. Или 50 человек по 35 часов каждый.

Экономия времени 950 рабочих человеко-лет! Или иначе труд 950 человек в течение 1го года.

Если кратко: пусть в среднем покупатель тратит 50 минут на анализ одного договора и ему приходится изучить договора минимум двух дилеров. Что при 1'000'000 сделок в год составит ~951 рабочий человеко-год.

При использовании честного типового договора получим экономию в 950 рабочих человеко-лет!

Как это работает

Как только версия Честного Типового Договора будет готова, каждый человек сможет воспользоваться ей. Исходный текст договора общедоступен, нужно лишь добавить данные о Продавце и Покупателе.

Скорее всего дилеров устраивает их текущая версия договора, поэтому инициатива воспользоваться Честным Типовым Договором будет исходить от Покупателя и пройдёт следующие стадии:

  1. Дилеры не в курсе о Честном Типовом Договоре. Но от своих потенциальных клиентов регулярно получают упоминания о нём.
  2. Дилеры уже в курсе, но не знают как реагировать и делают вид будто бы «не в теме».
  3. Кто-то из дилеров решает использовать Честный Типовой Договор как свой козырь. И громко заявляя об этом получает конкурентное преимущество.
  4. Теперь прочие дилеры от своих потенциальных клиентов регулярно слышат вопрос: «Почему же Вы не используете Честный Типовой Договор? Вот дилер_из_пункта_выше использует! Вы что же, не хотите работать честно?»
  5. Прочие дилеры вынуждены перейти к использованию Честного Типового Договора.

На стадиях 1-3 в арсенале у потенциального покупателя имеются такие аргументы:

  1. Покупка автомобиля типовая операция, и для нее уже предусмотрен Честный Типовой Договор.
  2. Вы же хотите продать автомобиль? Пожалуйста, ознакомьтесь с данной версией договора. Если вашу компанию в нём что-то не устроит – направьте мне протокол разногласий.
  3. Если ваш договор утверждён официальным представителем марки, где же ссылка на него на сайте официального представителя?

Текущая версия (0.0.1) Честного Типового Договора:

Автор: unanimity

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js