При анализе каждого нового проекта, непосредственно перед проектированием его дизайна, функционала и информационной архитектуры, для лучшего понимания главной задачи сайта, да и любой информационной системы, очень полезным является «прогонять» сценарии взаимодействия пользователя с системой. Всегда хорошо понимать для кого конкретно ты делаешь сайт, а не просто держать в голове сокращение «ЦА».
Для того что бы сценарий не получался “картонным”, притянутым за уши и заранее заточенным под пожелания, например, дизайнера важно прорабатывать персонажей гораздо более детально чем деление целевой аудитории по половому признаку или финансовому положению, т. к. например персонаж «работающая мать двоих детей» может быть как врачём скорой помощи так и дизайнером-фрилансером. Для создания более объективного и качественного персонажа нужно ответить на следующие вопросы:
- Как звать? Дайте персонажу имя это заставляет сильнее верить в его реальность
- Кто такой? Опишите основные характеристики: пол; возраст; финансовое положение; семейное положение; место работы
- Зачем пришёл? Опишите основную (если надо, то и дополнительную) цель визита сайта
- С чего начал? Придумайте с какой страницы (для каждого персонажа страница может быть разная) персонаж попал на сайт и как эта страница может помочь ему решить задачу. Рекомендую придумывать страницу входа как можно более «не типичной» т. к. не факт что зайдут через главную
- Какой характер? Придумайте характер персонажу (о характерах подробнее ниже)
В книге «Call to action» посвящённой аналитике проектирования интернет-магазинов предлагается делить характеры персонажей на 4-е категории:
- Методичный — люди с таким складом характера любят достоверные факты, чёткую и логичную структуру каталогов. Им свойственно подсознательно задавать себе вопрос: «Как этот сайт поможет мне решить проблему?»
- Спонтанный — им главное получить желаемое и не методично проходя по страницам каталога, а уже с первых секунд нахождения на сайте. Предпологается, что они предпочтут воспользоваться простым поиском нежели просматривать каталог страницу за страницей или разбираться в расширенном фильтре. Больше внимания уделяют ярким «пятнам» на странице типа большой красной кнопки с надписью «… прямо сейчас!». Им свойственно подсознательно задавать себе вопрос: «Как этот сайт поможет мне решить проблему прямо сейчас?»
- Гуманистический тип характера — эти люди более склонны к вдумчивому прочтению информации (например раздел «Отзывы»), просмотру элементов дизайна и пр. Они хотят знать ответ на вопрос «Кому ещё этот сайт помог решить такую же проблему?»
- Конкурирующий — тут само название говорит за себя. Люди с таким характером более «нацелены на результат» и готовы метолично и последовательно к нему идти. Например, они больше оценят возможность использования расширенного фильтра для поиска товара по параметрам что бы в итоге получить именно то что искали. Хотят знать ответ на вопрос «Что именно даст мне посещение этого сайта?»
Стоит заметить, что в книге предлагается продумывать характер при написании «продающих текстов», но я считаю, что метод справедлив и для проектирования дизайна, т. к. характер штука глобальная и распространяется на всё. Так же надо помнить, что нет 100%-х представителей того или иного типа характера и представленные типы характеров в большой мере рафинированное обобщение, но для понимания того что движет человеком этого достаточно.
В идеале каждая страничка сайта должна давать то что нужно каждому персонажу с любым характером, т. е. быть достаточно универсальной.
Реальный пример персонажа для проработки дизайна сайта обувного магазина составленный нашим дизайнером:
«Общее описание: Ирина, 35 лет, бухгалтер. По долгу службы проводит много времени за компьютером и довольно неплохо с ним справляется. Склонна методично анализировать поступающую информацию. Как и любая женщина, следит за своей внешностью, однако не любит проводить слишком много времени в магазинах.
Устройство: десктопный компьютер (или планшет).
Цель: найти конкретную модель туфель, узнать наличие в других магазинах.
История: Ирина уже была в одном из магазинов Любимая Обувь, где ей понравились очень милые черные осенние туфли. Но, к сожалению, не оказалось подходящего размера. Дома Ирина решила зайти на сайт и узнать, в каком магазине она может эти туфли приобрести. Набрав в яндексе «любимая обувь» она сразу же попала на главную страницу сайта. К сожалению, Ирина не запомнила ни бренд, ни тем более артикул модели. Поэтому она решила искать через каталог товаров. Нажала «Для женщин», затем «Туфли», после чего увидела, что может отфильтровать обувь по цвету, материалу, сезону и т.д. После выбора нужных фильтров осталось всего 3 пары туфель, одними из которых были те самые черные осенние туфли. Посмотрев фотографии модели с разных ракурсов и убедившись, что это именно та модель, Ирина нажала ссылку «Узнать где купить», увидела список магазинов Любимая Обувь и позвонила в ближайший из них. Менеджер узнала, что пара нужного размера есть в наличии в данном магазине и отложила её для Ирины.
Выводы для сайта: дать ясно понять, что узнать о наличии товара, его цене и т.д., а так же зарезервировать товар можно позвонив в любой розничный магазин Любимой Обуви.»
Для сокращения времени на придумывание сценариев можно заготовить персонажей с фотографиями реальных людей и своим описанием их характеристик чтобы в нужный момент просто доставать нужный шаблон и класть себе на стол для большей визуализации. Пока именно такой практики у нас нет, но думаю мы к ней придём когда накопится достаточное количество разноплановых персонажей.
Используемая литература: «Call to action» (авторы.: Брайан Айзенберг, Джефри Айзегнберг. Издат. «Манн, Иванов и Фербер»)
Автор: Chipsadesign