Всем привет, с вами снова Роман Поборчий, и сегодня для разнообразия мы смотрим доклад не хардкорно-технический, а, скорее, менеджерский. Он был представлен на SQADays-20. Автор — Алексей i_vino Виноградов, и его выступление посвящено культу карго, синдрому not-invented-here и эффекту Даннинга-Крюгера.
Слайды тут:
Сюжет
Доклад просветительский, и за это Алексею спасибо. Людям обязательно нужно время от времени рассказывать про концептуальные проблемы. Это трудно, и КПД у этой работы небольшой, но делать её всё равно надо, потому что если не мы, то кто.
Я сам до знакомства с докладом не смог бы уверенно ответить, в чём состоит эффект Даннинга-Крюгера, и встречал немало людей, незнакомых с другими темами доклада.
Выводы
Вот узнал я про три (спойлер: четыре, там есть бонус-трек) типовых поломки
В ответ на этот вопрос я никогда не принимаю «рассказал, просто чтобы знали». В обычной жизни мы не информируем людей о чём-то просто так. Почти всегда мы ждём конкретной реакции на нашу информацию. Иногда легко догадаться о том, какая это реакция, а иногда слушателю надо это явно сказать.
Хотим ли мы, чтобы люди распознавали эти проблемы в других? В себе? Как? Как бороться, если распознал? На эти вопросы вряд ли есть однозначный ответ, но как раз тут личный опыт и мнение докладчика были бы весьма уместны.
В двух из четырёх пунктов (not invented here и утонувшие деньги) конкретные рекомендации есть, и это хорошо. Но культ карго и особенно эффект Даннинга-Крюгера выглядят оторванными от практики.
Карго-культ
Я боюсь, зрители ушли с доклада с мыслью, что карго-культ — это где-то далеко, у папуасов. Мы-то скрам нормально внедряем: Вася книжку читал. И единственному junior-тестировщику организовывать процесс тестирования не доверим. Ни-ни. Он уже полгода как не junior.
На самом же деле, вся наша жизнь пропитана проявлениями культа карго и, возможно, стоило людям на них указать, даже есть это вызовет у них баттхёрт. Особенно если это вызовет у них баттхёрт.
У кого в компании пароли автоматически протухают раз в квартал, и пока не сменишь, в сеть не зайти?
Кто пользуется интернет-банком с телефона и получает SMS для двухфакторной авторизации на этот же телефон?
У кого в компании есть целевые метрики качества, за которыми вы следите? Конверсии, user retention, user engagement, вот это всё? А кто понимает, как посчитать погрешность этих измерений? А кто при этом говорит «we are a data-driven company»?
Откровения гуглового чувака все читали? У меня в ленте фейсбука десятка полтора перепостов, больше в этом году было только ждунов, так что текст популярный. Там разумно всё, но применять эту мудрость надо осмысленно. Например: нанимайте HR как можно раньше; когда у вас 30 человек в компании, уже пора. У кого в компании есть HR? А у кого HR делает что-то более полезное, чем записи в трудовые книжки? Кто вообще понимает, в чём состоит функция HR?
В общем, если бы удалось такими примерами попасть в сумме хотя бы в половину аудитории, то кто-нибудь, может, и задумался бы, насколько много вокруг вещей, которые мы в точности повторяем по не подходящим для нашего случая рекомендациям.
Not invented here
Этот пункт, мне кажется, изложен хорошо. Предпочтение бесплатных решений, энергичный поиск недостатков в сторонних продуктах и прочие эффекты, действительно, имеют место. По таким симптомам можно самому себе ставить диагноз, и рекомендации, собранные на слайде 24, вполне понятны и полезны.
Реплика в сторону: Джоэл Спольский на слайде подписан как CEO StackOverflow, а не как автор блога Joel on Software. Это правильно, сейчас он в качестве CEO известен больше, но мне каждый раз удивительно это понимать. А есть люди, которые его блог уже не читали. Чувствую себя динозавром.
Эффект Даннинга-Крюгера
Люди, которые после рассказа Алексея посчитают, что поняли эффект Даннинга-Крюгера, послужат его живыми проявлениями. Но не только они. Поговорки «любой таксист знает, как управлять страной» и «купил зеркалку — уже фотограф» тоже про этот эффект.
В целом, примеров из практики и личного опыта докладчика особенно не хватает именно в этой секции, тут рассказ получился на 100% теоретический. Чтобы задуматься и что-то исправить в мире и в себе, как и в случае с культом карго, зритель должен узнать себя в отрицательном герое. А героя-то и нет.
Чтобы героя вызвать, я бы стал искать проявления типовых новичковых ошибок в разных областях, связанных с IT. Ошибок, которые совершаются «из здравого смысла» и уходят, стоит только человеку подучить матчасть. Например, общаясь с разными людьми про a/b тестирование, я спрашиваю, каким статистическим критерием они пользуются. Во многих случаях оказывается, что никаким, а просто сравнивают средние значения метрик в эксельчике и радуются, если оказалось «больше на 5%», вот такая у них big data. Вспомнил бы какую-нибудь проклятую должность, на которой каждый вновь пришедший человек обязательно предпринимал одни и те же действия, удивляясь, как это предшественники не решили всех задач таким очевидным способом. К тому времени, как ошибочность способа становилась очевидна, пора уже было готовить три конверта.
В общем, и тут, я думаю, зрителям не было очевидно, что эффект Даннинга-Крюгера — не какая-то экзотика, а касается буквально всех.
Слайды
Прежде чем комментировать конкретные элементы, хочу отметить две вещи, которые Алексей мог сделать лучше в шаблоне презентации.
Во-первых, место логотипа, если требуется его включить — в правом нижнем углу. Справа сверху он как минимум ограничивает длину заголовка слайда, одно это — достаточный повод его подвинуть.
Во-вторых, шаблоны с рамками сильно ограничивают полёт мысли. Они не только уменьшают доступное место, но и не дают обрезать какой-нибудь объект или картинку границей слайда. Это неудобно.
Изображения
Всем докладчикам говорю и не устану это повторять: картинки должны быть крупными. Если на слайде по смыслу нет ничего, кроме картинки, на нём и по факту не должно быть ничего, кроме картинки.
Ниже мы увидим ещё примеры, а прямо сейчас посмотрите на два слайда, которые особенно сильно просят их исправить:
В первом случае весь содержательный контент состоит из графика, причём заголовки графика и обрамляющего слайда совпадают с точностью до языка. Вывод: обрамляющий слайд не нужен.
Во втором случае на слайде не только ничего нет, кроме картинки, но и картинка уже удобно имеет формат 4х3. Её очень легко растянуть на весь экран, и так и надо поступать.
Симметрия
Центральной симметрии стоит избегать, это скажет любой специалист по композиции, а не только такая жертва эффекта Даннинга-Крюгера, как я. Кроме реального, но труднодоказуемого эстетического ущерба, расположение элементов по середине сверху вниз неэффективно расходует место. Это заметно, например, на слайдах с цитатами, их довольно много в презентации. Сравните (слайд 31):
Убрав повторяющийся на нескольких слайдах заголовок и переместив текст цитаты из среднего положения направо, мы освобождаем место для крупного портрета (на Льва Толстого, кажется, он всё равно похож), а также получаем естественное место для подписи. Лево-право в таких слайдах можно чередовать в зависимости от того, куда повёрнуто лицо на портрете (должно получаться к центру, а не к краю).
Ещё пример — слайд про утонувшие деньги:
Большая картинка и уход от центральной симметрии делают его более запоминающимся.
А вот выравнивание, напротив, важно. Его не просто не нужно избегать, его отсутствие делает слайды неаккуратными. В нашем случае это случилось в нескольких местах. Например, обратите внимание, что портреты Даннинга и Крюгера чуть-чуть отличаются по соотношению сторон и расположению, возникает визуальный дискомфорт. Для кого-то это прозвучит как тапочки для тараканов, но картинки для презентации нужно кадрировать.
Текст
На мой вкус, текста на слайдах многовато. Частый (псевдо)аргумент за обилие слов — забота о тех, кто не был на выступлении. Для них стоит написать статью и дать на неё ссылку в презентации. Тем, кто просит слайды лично у вас, можно присылать сразу эту статью. Зато на докладе зрителю не придётся разрываться между слайдами и докладчиком и сличать текст, который вы говорите, с тем, который вы демонстрируете:
Убираем многократное «в этой области», склеиваем первые два буллета, и людям нужно читать гораздо меньше. Я бы ещё показывал текст на этом слайде последовательно, чтобы зрители не обгоняли мысль докладчика.
Это не единственный и даже не самый тяжёлый слайд с избытком текста, но обходиться с ними со всеми надо примерно одинаково.
Анонс
Обратите внимание, что Алексей выступит на питерском Гейзенбаге в июне. Доклад у него в этот раз будет технический. Интересного материала у Алексея в запасе много, так что ждём с нетерпением.
Регулярные разборы
Если вы хотите получить обратную связь по своему выступлению, то я с радостью вам её предоставлю.
- Ссылка на видеозапись выступления.
- Ссылка на слайды.
- Заявка от автора. Без согласия самого докладчика ничего разбирать не будем.
Всё это нужно отправить читательу p0b0rchy, то есть мне. Обещаю, что отзыв будет конструктивным и вежливым, а также осветит и положительные моменты, а не только то, что надо улучшать.
Автор: JUG.ru Group