С тех пор, как один из создателей Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли представил свое первое решение для неё, прошло уже 28 лет. Тогда он представлял себе сеть как открытую платформу, которая позволит всем повсюду обмениваться информацией, получать доступ к возможностям и разрушать культурные и географические границы.
Во многих отношениях Сеть оправдала это видение, хотя сейчас ведется постоянная борьба за то, чтобы оставить ее открытой. События ушедшего года и те последствия, которые они повлекли за собой, заставили беспокоиться Тима Бернерса-Ли. Он призывает пользователей совместно решать эти проблемы, чтобы Сеть могла реализовать свой истинный потенциал инструмента, который служит всему человечеству.
Пользователи потеряли контроль над личными данными
Нынешняя бизнес-модель многих веб-сайтов предлагает бесплатный контент в обмен на персональные данные. Многие согласны с этим – хотя и часто не глядя принимая длинные и запутанные документы с условиями, в принципе не возражая против того, чтобы собиралась какая-то информация в обмен на бесплатные услуги.
Поскольку впоследствии данные хранятся в проприетарных хранилищах, мы не учитываем возможности, которые могли бы реализовать, если бы могли прямо контролировать информацию и выбирать, когда и с кем ей делиться. Более того, мы часто не можем выбрать данные, которыми не хотели бы делиться с компаниями.
Повсеместный доступ компаний к пользовательским данным влечет за собой и другие последствия. Благодаря сотрудничеству или принуждению компаний, правительства все чаще следят за каждым шагом пользователей в Интернете, и принимают законы, которые попирают права на неприкосновенность частной жизни.
На примере репрессивных режимов можно легко оценить причиняемый вред: блогеров можно арестовывать и убивать, а политических оппонентов – контролировать. Но даже в тех странах, где, как многие считают, правительства ставят интересы граждан превыше всего, продолжают наблюдать за гражданами. Это пугающе влияет на свободу слова и мешает использовать Интернет как пространство для изучения важных тем, вроде проблем со здоровьем, сексуальности или религии.
Легкое распространение дезинформации в Сети
Сегодня большинство людей находит новости и информацию в Интернете через несколько социальных сетей и поисковых систем. Эти сайты зарабатывают больше денег, когда мы переходим по ссылкам, которые нам показывают. Они также выбирают, что показывать нам, основываясь на информации, извлекаемой из наших данных. Конечным результатом является то, что эти сайты показывают нам фальшивые новости, которые удивляют, шокируют или потакают нашим предубеждениям, и распространяются со скоростью лесного пожара. Используя науку о данных и армии ботов, те, кто имеют не самые честные намерения, могут использовать эту систему для распространения дезинформации с целью получения финансовой или политической выгоды.
Политическая реклама в Интернете требует прозрачности и понимания
Тот факт, что большинство людей получают информацию из нескольких платформ, и все более совершенное использование алгоритмов, основанных на богатых пулах личных данных, означают, что во время политических кампаний сейчас создается отдельный рекламный контент, ориентированный непосредственно на пользователей.
Один из источников Бернерса-Ли предполагает, что на выборах США в 2016 году каждый день в Facebook публиковались до 50 тысяч рекламных элементов, что делало их мониторинг практически невозможным. Есть предположение, что часть политической рекламы в США и во всем мире используется неэтичным образом, например, для того, чтобы указать избирателям на поддельные новостные сайты или удержать других от голосования. Целевая реклама позволяет во время кампании говорить совершенно разные, противоречащие друг другу вещи.
Это сложные проблемы, и их решения также не будут простыми. Но уже есть несколько общих направлений к прогрессу. Бернерс-Ли призывает вместе работать с веб-компаниями, чтобы достичь баланса, который возвращает справедливый уровень контроля данных в руки пользователей, включая разработку новых технологий, таких как персональные пакеты данных, если это необходимо, и изучение альтернативных моделей дохода, таких как подписки и микроплатежи.
Он считает, что пользователи должны бороться с чрезмерным распространением правительством законов о надзоре, в том числе через суд. Интернет-сообщество должно отказаться от дезинформации, поощряя «привратников», таких как Google и Facebook, продолжать свои усилия по борьбе с этой проблемой, избегая при этом создания каких-либо центральных органов для принятия решения о том, что является истинным, а что нет.
Нам нужна большая алгоритмическая прозрачность, чтобы понять, как принимать важные решения, которые влияют на нашу жизнь, и, возможно, на общие принципы, которым нужно следовать. Сейчас стоит острая необходимость закрыть «слепое пятно в Интернете» в регулировании политических кампаний.
Команда Бернерса-Ли Web Foundation будет работать над многими из этих вопросов в рамках новой пятилетней стратегии: более детально исследовать проблемы, выработать упреждающие политические решения. Они также составили каталог других организаций по защите авторских прав по всему миру, чтобы пользователи могли изучить и рассмотреть возможность поддержки.
Все блоги, сообщения, твиты, фотографии, видео, приложения, веб-страницы и многое другое – вклад миллионов людей во всем мире, создающих онлайн-сообщество. Все: от политиков, борющихся за открытость Интернета, организаций и стандартов, повышающих мощность, доступность и безопасность технологий и людей, которые протестовали на улицах. Общество взяло на себя ответственность создания той сети, которая у нас есть сейчас, и теперь создание сети, которую мы хотим, тоже зависит от нас всех, пишет Бернерс-Ли.
Автор: krasandm