Первый вариант — купить на них стройматериалов и мороженого. Как подсказывает практика, достаточно здравый, потому что мороженое вкусное, а стройматериалы последние годы дорожают. Но это не вклад, а способ потратить деньги. Второй вариант — сходить в банк и отдать деньги на год. Проблема, очевидно, в том, что вы получите в конце года столько же, с учётом инфляции. Есть ещё куча вариантов, и все они более-менее известны и понятны.
Но хочется именно инвестировать. 30 тысяч рублей, то есть натурально смешную сумму для любого проекта, но вполне конкретные для вас лично деньги. И это возможно.
Как это работает?
Можно разделить доли в компании по следующему принципу: 50% + одну акцию основателю, 20% крупному инвестору и оставшиеся 30% — нескольким сотням или тысячам людей с 10-30-50 тысячами рублей. Понятно, что часто проще подписать ещё пару крупных инвесторов на оставшиеся проценты, если проект того стоит, но микроинвестирование лучше, быстрее и даёт проекту пару важных профитов, из которых не последний — получение сразу многих людей, которым проект интересен лично.
Почему так важно иметь много микроинвесторов?
Потому что это от сразу много людей, которые понимают суть проекта, знают, как он работает и за него. Это даёт вот что:
- Совершенно точно, что вместе с инвестициями участники смогут принести часть своего опыта. Например, при принятии решений — обосновать конкретную точку зрения на основе своей практики и сделать решение эффективнее.
- Почти все будут «евангелистами» проекта, то есть для примера — расскажут о нём в соцсетях, что сразу даст хороший старт. Как я уже говорил, моя практика показывает, что 650 микроинвесторов очень быстро информационно охватывать 150 тысяч человек.
- Этот же крауд-эффект позволит быстро находить нужные новые идеи, исправлять баги в работе компании и получать обратную связь. Это контроль, недостижимый при едином центре управления.
- Решится куча побочных вопросов: в такой группе людей будут нужные связи, позволяющие получить хорошие условия у поставщиков, найти персонал и так далее.
Плюс, скорее всего, каждый из этих людей будет пользователем продукта, то есть сможет привнести в компанию самое ценное — опыт с «передовой».
Это круто, но зачем быть микроинвестором?
Понятно, что отдавать свои 30 тысяч рублей непонятно на что не очень хочется. И вот несколько важных причин, почему это будет полезно и микроинвесторам:
- Во-первых, несмотря на малую сумму — это полный доступ к информации компании. В том числе — финансовой. Именно что полный, то есть будет возможность значть всю подноготную и учиться. Это вообще бесценно — за небольшую сумму узнать всё о новом сегменте рынка.
- Во-вторых, статус совладельца компании. Как это ни странно звучит, мы делаем ставку на сопричастность и в некоторой степени — желание покрасоваться перед другими. Брошенная мимоходом фраза «Я совладелец этой компании» для многих значит очень и очень много.
- В-третьих, это возможность попробовать поработать не со своей сферой бизнеса. Как и в первом случае — бесценный опыт.
- В-четвёртых, можно инвестировать на микроуровне во много разных проектов — это защита от рисков.
- В-пятых, это полноценная инвестиция, то есть есть возможность позже продать долю и заработать на этом.
Во что стоит вкладывать на микроуровне?
Есть несколько категорий, где вложения дадут очень многое:
- Если речь о финансах — в то, в чём хорошо разбираешься. Это позволяет оценивать перспективы бизнеса точно и знать, что «выстрелит» через год или два.
- Если речь об опыте — в то, что интересно, но где при этом высокий порог входа. Например, вы хотели открыть свой ресторан? Не вопрос, инвестируйте 10 тысяч рублей в чей-то ещё — и получаете бесценный опыт выбора помещения, общения с поставщиками, получения лицензий и общения с санэпидемнадзором из первых рук. Что обычно стоит несколько миллионов в «кристаллизованой» форме франчайзи-руководства, кстати.
- Если речь о глубоком моральном удовлетворении — в то, что может стать легендарным и новым. В безумные проекты, которые не имели бы шансов выстрелить, если бы не яркая идея и поддержка тех, кто готов рискнуть 10 тысячами рублей ради чего-то волшебного.
Что точно не стоит делать
Совершенно точно не стоит вкладывать деньги, если они нужны (или будут нужны) вам для базовых материальных вещей в будущем. Например, вырывать деньги из бюджета семьи в регионе, чтобы инвестировать в проект в надежде получить прибыль больше банковской — плохая идея. Вкладывать можно только тогда, когда вы чётко знаете, что и как будет происходить с деньгами — даже для таких сумм.
Какое к этому имеет отношение Смартмаркет?
Мы компания, которая создаёт экосистему для таких инвестиций. Официально запускаемся в первом полугодии 2013 года и сразу размещаемся с несколькими интересными проектами. Заявки на рассмотрение принимаются от всех желающих уже сейчас.
Автор: WebPilot