Доброго времени суток! На написание статьи (да и самую регистрацию в ТМ) сподвигла статья «Ценообразование при создании сайта» — очень уж хочется сдвинуть некоторые точки над «i», дабы расставить их более «фен-шуйно». Ну естественно, с субъективной точки зрения. И вот эта самая точка зрения будет идти «изнутри» процесса и со стороны исполнителя, а не клиента. Но в целом — этот текст тоже для информации Клиенту, а не попытка безоглядной защиты «несправедливо обиженных» студий или отдельных дизайнеров. На «срыв покровов» и прочую сенсацию никто не претендует.
Клиент всегда прав, кто платит — тот и заказывает музыку
Ну, допустим. Но всегда нужно помнить о компетентности и уважении. Компетентности — потому что Клиент, как правило, ни в зуб ногой ни в трендах дизайна, ни в нюансах использования каких-либо cms или фреймворков. То есть, Клиент не знает КАК это работает и как должно. Уважение же должно присутствовать к самому процессу производства. Да, вы платите. Но заплатив за билет на самолет, вы же не лезете в кабину к пилотам со своими Ценными Указаниями? А если полезете — ну, тогда удачного полета.
Именно так происходит и в процессе разработки. Зачастую нет ни ТЗ, ни даже понимания зачем оно вообще надо. То есть, на этом этапе, Клиенту очень удобно говорить «ну вы же специалисты, вы итак знаете как надо». И если опыта у студии/дизайнера мало, то они сьедят это утверждение — что в последствии, в 90% случаев, приведет ко многим печалям для обеих сторон.
Отсюда мораль — не играйте в игру типа «кто кого убедит». Все, в чем вы убеждены, должно быть записано и структурировано в ТЗ.
Представьте, что Вы приходите в магазин за хлебом. Вы говорите: «мне такой-то и такой, да посвежее». Вы же не начинаете получасовый монолог «нууу, я не знаю какой хочу, вы же продавец, вы и скажите, я деньги плачу в конце концов». Потому что в ответ вам справедливо скажут пару ласковых или посчитают невменяемым и вызовут либо полицию, либо санитаров. И вы в этом случае понимаете, что такой поступок продавца заслужен.
Но если хлеб даже окажется невкусным, плесневелым или черствым, вы его просто выкинете — «стоит он копейки, куплю другой». Сайт же (уж молчу про веб-приложение или платформу) стоит денег, ваших денег. И просто выкинуть «левый» продукт — слишком роскошно.
Итак — если не хотите себе навредить, не надо во главу угла ставить утверждение «Клиент всегда прав». Там, где вы чего-то не знаете — заплатите за это другим людям, пусть заполнят пробелы. Да, составление ТЗ — это вполне отдельная и самобытная услуга. Оговорюсь, что ТЗ именно для описания функционала. Для дизайна есть изначально бриф, далее — построение видения вместе с дизайнером или менеджером студии. Хотя бы так. Потому что наплевательское отношение к этому вопросу приведет к ситуации «я не знаю, КАК я хочу, но точно не ТАК». Перерисовка дизайна, вы нервничаете, дизайнеры тоже, время идет. Так приходим к рассмотрению следующего утверждения.
Дизайнер — не психоаналитик, не телепат, не меценат
Не важно, хорошо это или плохо. Это просто факт.
Не психоаналитик — в том смысле, что никто не обязан погружаться в ваш внутренний мир и анализировать его, чтобы понять, что вам нравится. Это должны обьяснить вы сами. Нет видения — опять-таки, тогда уж лучше доверьтесь специалистам, а не пытайтесь показать «я тоже ничего себе парень, щас покажу как надо». Не знать — это не стыдно. Это нормально, потому вы и пришли в студию или к дизайнеру (в редких случаях приходят потому что могут сами, но нет времени).
Не телепат — потому что вот так. Ну не дошла еще человеческая раса до этого. Может, гены не ты — кто его знает?
Посему — постарайтесь максимально подробно донести свои соображения. Не можете/не знаете — значит, придется… да, доверится специалистам.
Иначе — придем к пункту «дизайнер — не меценат». Это значит, что если Вы изначально не знаете чего хотите, то для вас нарисуют как правило 3 варианта. Далее вопрос только в том, чтобы выбрать все, что понравилось, и свести к единому варианту. Когда он утвержден — он делается. И никто не обязан бесплатно его перекраивать, когда вас посетят новые идеи. Особенно на этапе верстки или внедрения. Все, что кажется «легко» — только кажется. Не верите — попробуйте сами.
Как-то многовато приходится «доверятся специалистам»
А что в этом такого? Вы изначально их выбирали. Открыли 10+ сайтов, просмотрели портфолио. Нет? — тогда кто вам лекарь?
Просто уже на этапе обсуждения проекта со студией, постарайтесь настоять на присутствии их дизайнера. Или попросите у менеджера показать те завершенные проекты, которыми студия гордится, и те, которые не включены в портфолио. Потому что зачастую у всех есть «скелеты в шкафу». Обычно они появляются, когда студия или дизайнер проявляют жадность («доведу проект до конца, хочу свои 50% постоплаты») и слабость (подчиняясь хотелкам клиентам, не глядя на его кошмарный вкус). Посмотрите на такие проекты, чтобы проникнутся. Обычно хороший сайт портится именно клиентом. Ну а в случае с тактикой поведения «клиент всегда прав» студия позволяет клиенту все испортить. Чего ж спорить с человеком, если он прав и платит?
Адекватность и понимание — залог успеха. Если вам нужен обычный портрет — идите к художнику-портретисту. Если же вы сами выбрали абстракциониста — face the consequences.
Говорить об этом, оказывается, можно много и долго. Если резюмировать:
имейте понимание, чего хотите. Не имея — тщательно выбирайте, кому доверится. Доверившись — уважайте время и нервы (и свои, и чужие). И все-таки самое важное (в тех случаях, когда речь идет не о личном блоге) — помните, вы делаете сайт не для себя, а для будущих посетителей вашего сайта.
В этом утверждении скрыта великая и мощная правда. Кто постигнет — тот никогда не получит в свое распоряжение ГС.
Автор: SayYourPrayer