Социальное ботоводство: кто, как и зачем использует ботов?

в 13:02, , рубрики: cpa, ботоводство, боты в социальных сетях, информационная безопасность, маркетинг, социальные боты, тролли, Троллинг

image

Хочу начать статью сразу с сути, чтобы было понятно о чем я хочу рассказать. Для этого мне нужно, чтобы вы ответили для себя на ряд вопросов честно:

  • Откуда вы черпаете информацию?
  • Как вы ее проверяете?
  • Как информация влияет на ваше мнение или действия?
  • Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

Лично я с удивлением для себя обнаружил, что 90% информации я получаю из интернета и где-то 30% от этого — из социальных сетей. Я отношусь к тому поколению, которое застало DialUP модемы и скорость подключения в 22 кб/с. В то время, чтобы “захостить” сайт и выкинуть какую-то статью нужны были знания, опыт и необходимо было вложить в это хоть чуть-чуть денег (на хостинг). Поэтому я знал, что какой-либо материал из интернета должен был представлять хоть какую-то ценность, а его автор должен был быть не совсем глупым человеком.

Тогда не было новостей в стиле “ШОК”, SEO только зарождалось, а про SMM никто вообще не слышал. Новостям и информации из интернета можно было относительно доверять. Читая обзорную статью про “рейтинг” самых популярных для программистов книг, у меня не возникало сомнений в его объективности и я не задумывался, что автор может иметь выгоду от продажи книг по модели CPA или просто продвигать какой-то бренд.

Все это прошло… Настала эра социальных сетей, лайков, репостов и тонн бессмысленной информации, подталкивающей вас к тому или иному выводу или действию. Я хочу рассказать и попытаться классифицировать социальных ботов, как инструмент воздействия на человека.

Социальные боты в электронной коммерции. Боты-продажники

image

Сегодня любой “топ” или “рейтинг”, как и любую информацию из интернета нужно подвергать сомнению и искать заинтересованные стороны. Выбор товара нужно осуществлять не по “отзывам”, опубликованным на сайте продавца, а по отзывам именитых экспертов. В этом свете первой и наиболее очевидной категорией ботов в социальных сетях являются боты-продажники, имеющие единственную цель — впарить вам товар или услугу.

Как правило, управляют ими живые люди — продавцы, а наиболее простая и популярная схема их использования выглядит следующим образом. К примеру, вы зашли на сайт компании, которая продает услуги информационной безопасности, прочли пару статей и вышли. Но вот “фокус”, уже через пару минут после того, как вы закрыли сайт, к вам в друзьях в социальной сети ломится аккаунт той же компании, и в личных сообщениях вы видите что-то вроде “Вы посещали наш сайт, но ничего не заказали, могу ли я Вам чем-то помочь?”. Все давно знают, что подобные “фишки” реализованы через “кликджекинг” (статья на Хабр) и уже существуют целые сервисы по отслеживанию пользователей из социальных сетей, посетивших ваш сайт. Рекламировать я их не буду.

Идентифицирующий признак: стилизация под сервис своего владельца.

SEO боты, лайкатели, накрутчики и репостеры

На мой взгляд, еще одна очевидная категория социальных ботов — боты, предназначением которых является накрутка базовых показателей на сторонних сайтах, внутри групп в социальных сетях и даже на сторонних сервисах голосований. Аккаунты для такого рода ботов легко купить через специальные магазины BuyAccs или на форумах вроде Antichat. Как правило, боты управляются простенькими программами (не сочтите за рекламу): Викинг Ботовод, Plusmo, Olike и прочий ширпотреб. Не имеют функций ответа на сообщения.

Идентифицирующий признак: огромное количество групп (подписок) и репостов при практически полном отсутствии личных публикаций.

CPA боты-многодневки

image

Чуть более сложный тип социальных ботов, созданный для классической цели “впарить”, но уже по более сложной схеме. Эти боты имеют SMS активацию и автор дорожит ими, наполняя фотографиями и информацией на первом этапе в ручную или с использованием чуть более дорогих программ: Xrumer + Social Plagin, ZennoPoster или другие. Такие боты разделены под необходимые классы продвигаемых продуктов.

К примеру, боты CPA, боты красивых девочек будут наполнены большим количеством сексуальных фотографий и фото в стиле ню, если бот предназначен для продвижения какого-либо сайта знакомств, сайта с интимными товарами или даже услугами индивидуалок. Бот будет подписан на большое количество тематических пабликов знакомств, флирта и даже групп с эротическим контентом. Такие боты постят в сообществах сообщения в стиле “ищу знакомств”, “мне так одиноко” и так далее, желая привлечь внимание к своему профилю.

Такие же боты “красивые девочки” или “красивые мальчики” могут продвигать по этой же схеме все что угодно, к примеру “ставки на спорт” или “казино”, тогда автор “подпишет” такого бота на паблики по азартным играм и схема та же, что описана выше. Таких ботов можно легко перепрофилировать на любые CPA офферы, товары или услуги.

Идентифицирующий признак: активная ссылка на сторонний сервис прямо в профиле или на стене пользователя с припиской “тут редко бываю, ищите меня (ссылка)”.

От очевидно коммерчески выгодных ботов мы плавно переходим к “элите” ботоводства:

Политические социальный боты-тролли и лидеры мнений

image Наиболее сложная категория социальных ботов — политические. Этих ботов обычно “взращивают” месяцами, а иногда и годами. Боты используются в интересах политических сил, правительств и представляют из себя “лидеров мнений” определенного социального слоя (политического электората).

Тут можно встретить бота, замаскированного под простого таксиста, регулярно публикующего свое личное мнение вперемешку с личными фотографиями и публикациями. Бывают учительницы младших классов, которые высказываются о простых и всем знакомым проблемах среднего образования, апеллируя к самому важному, что есть в жизни у каждого — детям, а как результат и их родителям. Такие боты имеют большое количество друзей (подписчиков), их посты “разгоняются” SEO ботами и “лайкателями” и несут скрытый посыл или “слегка замаскированный”.

Идентифицирующий признак: явно не выражен, максимальное соответствие реальному аккаунту. Как правило, такие боты подключены к системам ИИ общения и даже могут односложно отвечать на ваши сообщения. Из личного опыта: иногда владельцы таких ботов используют фотографии “под открытой лицензией” для “главарей” своих ботов, боясь жалоб за использование чужих фото.

В разных странах подобные боты имеют даже свое собственное название.

  • В РФ, согласно легендам, существуют “Тролли из Ольгино”, якобы созданные для того, чтобы создавать иллюзию сверхвысокой поддержки власти народом. Получившие свое название за место своей первичной локации. (статья об этом)
  • В Украине, согласно легендам, существуют “Порохоботы”, направленные на поддержку президента. Происхождение названия очевидно. (упоминание об этом)
  • В США, авторитетный журнал motherboard и другие издания рассказывали, что социальные боты используются в лагерях обоих (тогда еще) кандидатов на пост президента Дональда Трампа и Хиллари Клинтон. (статья об этом)

Для объективности и честности стоит сказать, что практически все значимые мировые лидеры прибегают к помощи высокотехнологичных компаний, занимающихся ботоводством. Фразу “согласно легендам” я добавил для той массы населения, которая опровергает вмешательство государства в частную жизнь своих граждан, социальные сети и прямое воздействие на мнение людей. Эти технологии используются политтехнологами всех стран. А обслуживающие такие “акции” компании получают солидные чеки.

Эта статья не претендует на роль полного руководства по классификации социального ботоводства, а является лишь отражением моего личного мнения. За время работы в сфере информационной безопасности я сталкивался, да и чего греха таить, пробовал использовать почти все вышеописанные категории ботов, как по отдельности, так и в связке, тестируя их на количество привлеченного трафика и отзывов (лайки, репосты), но это уже совсем другая история.

Автор: combonik

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js