Прежде, чем отправлять людей в ходе миссии ЕМ-1, агентству нужно тщательно взвесить все «за» и «против» такого решения
Сразу несколько компаний в США ведут разработку тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей. Одна из компаний, Boeing, занимается созданием ракеты Space Launch System (SLS) в рамках контракта с НАСА. Разработка ведется активными темпами, так что в 2018-2019, по плану НАСА, ракета должна отправиться в тестовый полет. Первый запуск, который получил название Exploration Mission-1 (EM-1), должен проходить в автоматическом режиме, без команды на борту. Но сейчас Белый дом попросил НАСА оценить возможность проведения полетных испытаний с астронавтами. Агентство должно провести анализ возможных рисков и составить соответствующий отчет.
«Мы признаем, что риск будет повышенным», — говорит Уильям Герстенмейер, представитель администрации НАСА. — «Мы принимаем этот риск, и хотим сопоставить его с возможными преимуществами». После тщательного анализа агентство сможет сделать выводы о возможности проведения первого запуска тяжелой ракеты-носителя с людьми на борту. Общая продолжительность работы по оценке рисков составит примерно месяц. Анализ проводится из расчета взятия на борт двух астронавтов. SLS выведет в космос космический корабль Orion, который отправится с людьми на лунную орбиту, а затем вернется на Землю. Продолжительность полета — 8 или 9 дней. В плане предусмотрено преждевременное возвращение астронавтов, если что-то пойдет не так.
Изменение планов
Ранее предполагалось, что люди на борт взойдут только в 2021 году или даже позже. До этого агентство рассчитывало провести тестовый полет в полностью автоматическом режиме. Сейчас в НАСА говорят, что вторая миссия, EM-2, может быть реализована по изначальному плану. Даже, если EM-1 будет пилотируемой, ничего страшного не случится — наоборот, это поможет провести ЕМ-2 c учетом допущенных в первый раз ошибок и недочетов.
Некоторые изменения, конечно, произойдут. Сейчас основная задача ЕМ-2 — проверка работы системы жизнеобеспечения корабля. Если же и первая миссия будет пилотируемой, то цели второй придется пересмотреть, поскольку систему жизнеобеспечения астронавты проверят в первом же полете — от ее бесперебойной работы зависит их жизнь и здоровье. Временные рамки, интервал между первой и второй миссией, останутся прежними, поскольку необходимо выполнить большое количество работ по подготовке ЕМ-2, и ускорить этот процесс никак нельзя.
Еще один момент чисто денежный. Если будет решено отправить людей в космос в рамках первой миссии, то агентству придется взять на себя не только дополнительные риски, но и дополнительные расходы. «Предварительная оценка показывает, что на это потребуется существенные дополнительные затраты — деньги, которые не так уж и легко достать», — заявил Билл Хилл в ходе телеконференции. Само агентство не озвучивает сумму, но, по некоторым данным, речь идет о примерно полумиллиарде долларов. Сумма включает доработку верхней ступени ракеты для пилотируемого полета и добавление системы жизнеобеспечения для астронавтов, о чем говорилось выше.
Кроме того, придется доработать капсулу Orion. Сейчас ее сборка выполняется без учета некоторых элементов системы жизнеобеспечения. Эти элементы придется добавить. «Нам придется разобрать то, что уже сделано и модифицировать систему для добавления системы жизнеобеспечения, которая нужна для полета», — говорит Джейсон Крузан (Jason Crusan) руководитель одного из подразделений НАСА.
Сейчас у проекта по созданию SLS и Orion возникли непредвиденные сложности. 7 февраля в Новом Орлеане, в районе сборки, прошел торнадо, повредив некоторые базовые элементы как космического корабля Orion, так и ракеты SLS. «Они (разработчики, — прим. ред.) до сих пор проводят оценку нанесенного ущерба, что будет стоить дополнительных двух месяцев работ», — заявил член комитета ASAP НАСА Дональд П. Мак Эрлин (Donald P. McErlean). По его словам, ничего критического не произошло, но инженерам придется теперь чинить повреждения, нанесенные ураганом.
Запуск SLS глазами художника
Еще одна проблема — обнаружение «аномалии» в ходе взаимодействия топлива с изолирующим слоем, отделяющего топливо от одного из критически важных элементов двигателя. Пока что неясно, как эта аномалия повлияет на работу двигателя, но решить вопрос необходимо как можно быстрее.
Что с рисками?
Самая большая проблема в случае осуществления пилотируемого полета — это безопасность людей на борту. Перед реализацией миссий вроде Mercury, Gemini, и Apollo НАСА всегда проводило тестовый полет в автоматическом режиме. Единственный раз, когда тестовый запуск был проведен с командой на борту — испытания «Шаттлов». Но тогда это было сделано потому, что вернуть «Шаттл» на Землю в автоматическом режиме, без пилота на борту, сложно.
В первый раз «Шаттл» оснастили системой катапультирования команды, которая позже была убрана. Представители НАСА говорят, что в случае Orion и SLS у них больше уверенности относительно безопасности людей, поскольку капсула оснащена системой аварийного ухода от ракеты-носителя. В случае опасности капсула с командой должна уйти на безопасное расстояние. Если будет решено взять астронавтов на борт в первой же миссии, то эта система будет испытана несколько раз до самого полета.
И немного политики
Насколько можно понять, план меняется не только для достижения чисто научно-технических результатов, что может быть очень полезным для последующих миссий. На агентство сейчас оказывается сильное политическое давление: администрация президента Трампа желает показать достойные результаты космической программы в рамках его первого президентского срока. Это давление оказывается не только на НАСА, но и на SpaceX и других партнеров и субоподрядчиков агентства.
Сейчас администрация попросила руководство НАСА провести оценку рисков — и ничего более, как утверждают представители агентства. По словам руководства, если в ходе анализа окажется, что отправлять людей в космос в рамках ЕМ-1 слишком опасно, то агентство оставит в силе прежний план, первый запуск будет проведен в автоматическом режиме.
Автор: marks