The Sound Was Here
Суть такова:
- наступил 2013 год;
- война громкостей поутихла (ибо достигла максимума);
- аудозаписи контакта обзавелись вкладкой рекомендуемые;
- софт взял на себя большую роль по обработке звука;
- диванные гитаристы записывают свой 100-й альбом.
Так как же соответствовать времени и добиться всего и сразу?
(достаточно пафосно написал или ещё толще надо?)
Сразу оговорю, что речь пойдёт о записи гитары/вокала и сведении.
Статья моё имхо, основанное на опыте.
Можно много о чём спорить и не существует идеального сведения, тут тоже влияет вкус.
Данная статья лишь покажет реально способ с минимальными затратами и максимальным результатом.
(Эх, снова на пафос потянуло)
Инструментарий
Ableton 8.3.4 — DAW для записи, сведения. Я пробовал почти все DAW'ы и остановился на нём.
Он для меня самый удобный и функциональный. Но тут дело вкуса.
Adobe Audition CS6 — очистка треков и прочие «тонкие» операции.
Железо
Audio-technica AT2020 — конденсаторный микрофон. Вполне годный. Цена: ~5к.
Чувствительность: –37 dB. Динамический диапазон: 124 дБ.
Вобщем, всё как надо. По-поводу выбора микрофона не буду разводить холивары.
Конденсаторный микрофон — это минимум, необходимый для записи чего-то достойного уровня.
ART Tube MP Project Series USB — достаточно дешевый аудио-интерфейс. Цена: ~3,5к
Имеет всё, что нужно, для одноканальной записи. Фантомное питание и АЦП >100 db.
Schecter Omen Extreme-7 — годная палка для обработки метала. Цена: ~13к.
Встроенные звучки вполне не плохи, а отсечка на тоне даёт неплохую маневренность для звука.
Let's do that!
Рассматривать будем на примере кавера Lacuna Coil на Enjoy the Silence (Depeche Mode, да-да).
Первым делом накидываем партии кнопок, ударок и баса. Получаем что-то наподобие:
Для ударок использован Addictive Drums 1.5.3, для всего остального Nexus 2.
Тут тоже не стоит разводить холивары, но этого набора обычно хватает выше крыши.
Гитары записаны. 2 гитары на ритм (даблтрэк в разные каналы) и 1 соло.
На всех гитарах лежит только Amplitube 3.9. Там такой вкусный MH-500 есть, достаточно неплохо звучащий аналог железного комбика от Fender. Пока ровняем треки только по громкости.
Последним вокал. Вот теперь и чистим его в Audition. Сверху кладём компрессор, не очень жесткий, ибо динамика в голосе максимально важна. И Izotope Nektar. Эдакий всё-в-одном и деэссер и ревербератор не мыльный.
На этом запись завершена. Но почему всё звучит ТАК?! Да, если всё записанно именно так, то мастер-канал сейчас весь такой красный и смущающийся.
Mix it Out!
Сведём же это! На самом деле, сведение, это отрезание из треков того, что им не нужно, но мешает другим трекам раскрыться. Но тут 3 пути:
- Положить на мастер компрессор и успокоиться;
- Свести всё как альфа-звукач и лишиться каких-то вкусных обертонов, но звучать всё будет ровно;
- Сделать чтоб канало, да, мы можем немного поклипить, немного подрезать.
И да, мы будем делать чтоб КАНАЛО.
Первым делом выравниванием громкость так, чтобы мастер уходил в аут только на половину.
Но это не сырно ни разу. Этого мало.
Дальше идут 100 раз обжованные аксиомы и можно не читать, но я люблю подытоживать.
Ударки, даже уже обработанные требуют компрессии. Тарелки только верх, бочка низ и верхняя гармоника (поймайте её ухом и выделите, если не хотите, чтоб она звучала как котёл с говном), рабочий — это миды и верха.
Басу нужно, чтоб он «чвякал» как писечка вашей девушки. Ловите верхний обертон и подчёркивайте его. (1000-1200 Гц)
Из гитар вырезать только очень-очень низ. До 90 Гц всё. И да, иногда появляется паразитная резонирующая гармоника, убивайте её.
Вокал не трогать эквалайзером. Никогда. Голос потеряет естество. Но если бубнят низы — убрать.
Limit your master!
Говорят, что если всё идеально сведено, то мастер вообще не стоит трогать.
Но громкость наше всё, поэтому Izotope Ozon сверху.
Вот что на выходе: soundcloud.com/midasumi/midasu-enjoy-the-silence
А что собственно на выходе… клипующий трек. Да. Но он не пережат и вполне слушабелен.
Не откажусь выслушать мнения, даже если они состоят из одного слова, описывающего вашу негативную реакцию.
В контаче по Midasu ещё много такого.
Автор: Midasu