В 2015 году видеосервис YouTube запустил платную подписку стоимостью в $9.99 в месяц. Платная программа получила название YouTube Red. Основной ее особенностью, кроме возможности полного отключения рекламы на сайте и сохранения видео для оффлайн просмотра, стали авторские программы. Топовые видеоблоггеры, спортсмены, комики стали создавать премиум-контент: интервью, шоу, комментарии по актуальным темам и т.п.
Идея руководства была в том, чтобы, во-первых, улучшить монетизацию YouTube, во-вторых, составить конкуренцию Netflix, Amazon и другим видеосервисам, которые создают собственный контент, предоставляя его подписчикам за ежемесячный платеж относительно небольшого размера. Авторские программы на YouTube часто стали делать «люди из народа», блоггеры, которые смогли стать известными без посторонней помощи. Один из авторов — Феликс Кьелльберг, более известный, как PewDiePie.
У него на данный момент более 53 миллионов подписчиков, это самый известный видеоблоггер (или влоггер) в мире. Благодаря своей известности он получил возможность вести собственное шоу, что с успехом и делал все это время. За прошлый год Кьелльберг заработал на YouTube более $15 млн. Во многом высокий заработок обусловлен тем, что аккаунт блоггера входил в рекламную сеть Google Preferred. Ее участники — популярные блоггеры и рекламодатели, которые готовы платить блоггерам большие суммы.
Все шло хорошо, пока недавние поступки PewDiePie не испортили репутацию как его самого, так и YouTube, поставив под сомнение всю бизнес-модель сервиса. Речь идет о сомнительных шутках видеоблоггера с элементами расизма, шовинизма и многими другими неприятными вещами, которые усмотрели в его роликах журналисты Wall Street Journal. На днях издание на своем сайте рассказано, что в девяти видео PewDiePie содержится контент, имеющий отношение к нацизму и антисемитизму. Так это или нет — сложно сказать, поскольку большинство спорных моментов можно назвать вырванными из контекста самих роликов (так считают и некоторые читатели Geektimes). Ситуация достаточно сложная, поскольку PewDiePie давно упрекает СМИ в том, что они выступают против простых людей, вроде него, обладающих влиянием на массы. СМИ в долгу не остаются, часто обвиняя блогера во всех смертных грехах.
Как бы там ни было, в результате последующих разбирательств партнеры Кьелльберга стали одним за одним разрывать с блоггером сотрудничество. В частности, швед потерял контракт с одним из подразделений Disney и самим YouTube, плюс с ним расторгли контракты некоторые более мелкие партнеры. Его аккаунт уже не входит в сеть Google Preferred, так что финансовых поступлений со стороны крупнейших компаний мира неосмотрительный швед лишился. «Феликс стал популярным за счет провокационного контента, но сейчас он зашел уже слишком далеко, получившиеся ролики недопустимы», — заявил представитель подразделения Disney, которое заключило контракт с PewDiePie. Понятно, что известные бренды, чтобы не портить свою репутацию, стремятся дистанцироваться от любого скандала, без поиска правых и виновных.
Неизвестно, как повлияет все это на судьбу самого автора, но на репутацию YouTube все это уже повлияло. В число прочих материалов, скомпрометировавших репутацию видеосервиса, входят ролики, где PewDiePie сравнивает актрису Лесли Джонс с гориллой, обсуждает рабство едва ли не в положительном ключе и рассказывает о других не слишком приятных вещах.
Проблема в том, что YouTube делает ставку на никому не подотчетных блоггеров, контент которых то ли не модерируется, то ли проверяется лишь время от времени. Если компания хочет и дальше сотрудничать с такими знаменитостями, то нужно обращать больше внимания на личности и поступки приглашаемых «звезд». Кроме того, руководству YouTube нужно подумать над тем, как модерировать выпускаемый контент. Традиционная стратегия, которая работает в процессе создания обычных шоу, здесь не применима, поскольку у влоггеров часто нет сценаристов, нет продюсера, нет агентов. Есть лишь человек и его камера, плюс идеи по созданию видео.
В ближайшем будущем удаление шоу PewDiePie из YouTube Red может лишь незначительно снизить количество пользователей платного сервиса компании. Несмотря на то, что швед — самый популярный влоггер на видеосервисе, он далеко не единственный. Место его займут быстро, в индустрии развлечений подобные ситуации случаются часто, и на место старых звезд, ушедших по какой-либо причине, приходят новые. Шведский блоггер усугубил ситуацию тем, что сразу не принес извинений о случившемся (надо думать, услугами личного юриста, поднаторевшего на подобных делах, он не пользуется), а продолжил выпускать обычные ролики в своем стиле. Сами они уже не имели никакого отношения к политике, расизму и прочим вещам, но комментаторы роликов стали выражать явное недружелюбие по отношению к автору материалов после случившегося. В итоге он все же извинился, заявив следующее: «Я считаю, что шутить можно о любых вещах, но также я уверен, что нужно поступать правильно, и не шутить на подобные темы». Он рассказал, что, по его мнению, журналисты The Wall Street Journal намеренно вырвали из контекста некоторые фрагменты из его роликов, для того, чтобы испортить ему репутацию. «Это — атака со стороны СМИ для того, чтобы снизить мое влияние», — говорит швед.
Урок, который получила компания Google, довольно болезненный. В первую очередь, тем, что скандал сам по себе не утихнет, причем речь здесь не столько о самом блогере, сколько о надежности бизнес-модели YouTube. Эту ситуацию будут с удовольствием использовать другие видеосервисы для того, чтобы переманить к себе часть платежеспособных пользователей YouTube. Сами блоггеры не являются наемными сотрудниками видеосервиса, хотя они и получают от него деньги. Возможно, видеосервис будет как-то менять текущую схему работы, для того, чтобы получить возможность вести мониторинг за работой своих топовых влоггеров. Пока что понять, как будет действовать руководство видеосервиса, сложно, все станет ясно лишь через какое-то время.
Автор: marks