Так уж сложилось, что законодательство РФ в большинстве своем далеко от совершенства. Противоречит само себе, множественно трактуется и вообще сложновато для восприятия.
Но есть луч света в темном царстве!
Закон о защите прав потребителя. Замечательная штука, поверьте. При прокачанном скиле использования данного закона можно стать настоящим потреб. террористом. Это, кстати, полуофициальный термин — так называют людей, намеренно злоупотребляющих широкими возможностями, которые предоставляются вышеупомянутым законом.
Итак! На что вы имеете право!
По просьбе NermaN я попробую составить мануал, как и что.
С точки зрения наших законодателей товары у нас могут быть «просто товары» и «технически сложные товары»
Перечень «технически сложных» не так давно расширили, теперь таковыми считаются:
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой
С первыми все просто.
Итак, в течение 14 дней (не считая дня покупки) Ваши права весьма широки.
Наличие продовольственных товаров вполне логично — глупо было бы возвращать полбанки черной икры ссылаясь на то, что она не подошла Вам по комплектации.
Настораживает загадочный «Перечень товаров не подлежащих обмену». Перечень я тут приводить не буду Вы можете ознакомиться с ним самостоятельно — он в конце этого Постановления Правительства.
А если купленный товар ненадлежащего качества?
Заострю внимание на недостатках. Как видно они могут быть «существенные» и «обычные» (несущественные). При этом под существенными недостатками понимаются такие дефекты, которые нельзя устранить вообще или без несоразмерных расходов или затрат времени, либо проявляющиеся неоднократно или вновь после их устранения и другие, подобные им недостатки. Все остальные недостаткитовара считаются обычными.
Конечно хабрапользователей особо живо интересует процесс обмена легкого самолета ненадлежащего качества или мотоблока, однако эти товары в списке — поэтому порядок обмена «технически сложных» товаров будет един. Вернуть деньги, обменять такой товар получится только при наличии существенных недостатков. А это очень гибкое понятие.
Пример: Вы купили телефон, а через 20 дней с него облезла краска. С вероятностью в 90% продавец откажет Вам в возврате или обмене и это будет вполне законно 15 дней, которые есть у Вас для обмена технически сложного товара при наличии в нем недостатков, уже прошли. А это значит, что возвратить деньги или поменять можно будет, ТОЛЬКО если недостаток существенный. С точки зрения быта — конечно существенный, ещё и неэстетичный. А вот с точки зрения закона — не все так однозначно. Например, если у продавца имеется запасной корпус для данной модели телефона и он может заменить облупившийся, недостаток товара следует признать устранимым, т.е. несущественным.
В случае возникновения у продавца и потребителя разногласий о том, является ли существенным недостатком облупление краски, данный спор может быть разрешен в судебном порядке.
В рассматриваемом нами Законе это прописано так (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара;
-нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Обратите внимание на вторую часть данной статьи. Продавец или производитель нарушил сроки устранения недостатков товара? Обмен или возврат! Товар ломался два раза или чаще в течение каждого года гарантийного срока и ремонтировался больше чем 30 дней? Обмен или возврат!
Если продавец сопротивляется, затягивает сроки и т.д. пишите претензию, а если она не возымеет действия — в суд. В большинстве случаев продавец кардинально меняет свою позицию после получения искового заявления.
Гарантия.
Тут я бы хотел рассказать о «пожизненной гарантии».
Во многом этот маркетинговый трюк соответствует анекдоту:
Здравствуйте, у меня жесткий диск имеет ПОЖИЗНЕННУЮ ГАРАНТИЮ, а теперь он умер"
— Ну если «умер», значит и гарантия закончилась
При продаже подобных товаров продавец назначает срок гарантии, сильно отличающийся от пожизненного, а все, что происходит после окончания этого срока, регламентируется отдельным документом производителя и является дополнительным обязательством.
Конечно подобное дополнительное обязательство лучше, чем ничего, но и не панацея. Обычно там имеется куча условий и нюансов, которые надо соблюсти. Начиная от обращения по специальному телефону, указанному на сайте производителя (не факт, что вы его найдете) заканчивая «использования товара с аксессуарами, не одобренными производи-телем товара».
Права потребителей крайне широкая область с обширной судебной практикой и множеством особенностей. Однако это законодательство реально функционирует и действительно защищает интересы покупателя. При написании этой статьи я неоднократно пытался изобрести велосипед, рисовал свои схемы, пытался простым языком изложить мнения. Потом оставил эти попытки. И покупатели, и продавцы, и товары — все это до такой степени индивидуально, что причесать под общий алгоритм невозможно. Поэтому я воспользовался таблицами с сайта ozpp.ru и попытался дополнить их своими комментариями.
Если подобного плана инструкция заинтересует сообщество- я могу предложить следующее:
Опишите в комментариях ваши проблемы, связанные с защитой прав потребителей и на самые популярные вопросы я напишу отдельный пост с детальным разъяснением Ваших ситуаций с точки зрения Закона.
Спасибо!
Автор: El_mario_che