Присяжные в суде города Даллас штата Техас разрешили судебную тяжбу между Facebook и ZeniMax в пользу противников Марка Цукерберга. Хотя суд посчитал, что Oculus не присваивала технологии ZeniMax, производителю шлемов виртуальной реальности придётся выплатить 500 миллионов долларов США. По мнению суда, столько стоит нарушение NDA и авторских прав на программное обеспечение в современном мире.
1 августа 2012 года началась ВР-революция: открылся сбор средств на краудфандинговой площадке Kickstarter на проект шлема виртуальной реальности Rift. Деньги просил стартап Oculus VR, который основал Палмер Лаки. В дополнение к неизвестному изобретателю в промо-роликах мелькали лица основоположников игровой индустрии: про виртуальную реальность говорили Майкл Абраш, Гейб Ньюэлл и Джон Кармак. Благодаря интересу к ВР последнего одной из первых игр с поддержкой Rift стало переиздание Doom 3: BFG Edition.
Запрошенные 250 тысяч Oculus получила в первые сутки после начала кампании. Суммарно очарованные идеей виртуальной реальности бэкеры отдали почти $2,5 млн. За новым рекордом Kickstarter последовало ожидание продукта. Месяцы растянулись в годы. Развитие прототипов можно отследить по такому параметру, как их чёткость экранов. Первый шлем, который продавала Oculus, был комплектом для разработки с 7-дюймовым экраном разрешением 1280×800. Через два года, в июле 2014, в продажу поступил второй комплект разработки, его разрешение было выше — 1920×1080.
Эти шлемы быстро продавались несмотря на новизну направления и экспериментальность технологии. Финальная, потребительская версия с экраном 2160×1080 вышла лишь весной 2016 года со значительными задержками поставок. Бэкеры начали получать шлемы ближе к лету, почти четыре года спустя открытия оригинальной краудфандинговой кампании.
Шлемы поставлял уже не совсем тот молодой игровой стартап, который просил у всего мира денег на разработку. 25 марта 2014 года компания Facebook объявила о достигнутом соглашении по поглощению Oculus VR за $2 млрд. Покупка вызывала опасения пользователей и разработчиков. Конечно, поддержка от гиганта гарантировала светлое будущее технологии, но вокруг Facebook существует аура недоверия, связанная с навязчивостью и проблемами приватности данных.
1 мая того же года, вскоре после новостей о покупке, газета Wall Street Journal сообщила о конфликте Oculus и компании ZeniMax. Как утверждала последняя, перед уходом из id Software технический директор Oculus Джон Кармак успел создать некие наработки устройств виртуальной реальности. Интеллектуальная собственность принадлежит id Software — дочке ZeniMax, говорила компания.
В апреле 2012 года Кармак впервые заметил на одном из форумов прототип шлема Лаки, а позже ушёл из id Software, чтобы присоединиться к Oculus VR в качестве технического директора. В ZeniMax утверждали, что попутно он прихватил с собой ключевые технологии и 5 сотрудников компании, а затем вложил в Rift много лет разработок своего бывшего работодателя. Кармак отрицал свою вину. 21 мая ZeniMax подала иск против Oculus VR и Лаки.
Как Oculus, так и Facebook пытались заставить суд отклонить иск, но тщетно. Было начато судебное дело и расследование, детали претензий ZeniMax менялись и расширялись, доходило до изучения компьютера Кармака и даже оценки технологии Gear VR, которую Oculus помогала создавать корейской Samsung.
В прошлом августе претензии сфокусировались около соглашения о неразглашении, которое Лаки подписал с ZeniMax в мае 2012 года. В рамках NDA он получал доступ к интеллектуальной собственности ZeniMax, но лишь для ознакомления — для использования требовалось лицензирование. Далее последовала демонстрация Rift на E3 в июне 2012 года, в которой помог Кармак, ещё работавший в id Software, дочке ZeniMax. На протяжении 2013 года Кармак и другие сотрудники id Software помогали Oculus улучшить шлем, утверждает ZeniMax.
При этом всё сотрудничество между ZeniMax и Oculus производилось без заключения финансовых соглашений. Единственным контрактом был договор NDA, подписанный Лаки на личной основе.
В августе того же года Кармак уходит в Oculus. Как показывает переписка, до этого в январе он рекомендовал руководству ZeniMax встать во главе тренда на виртуальную реальность, но его просили направить усилия на проект Doom 4.
В последний день работы в id Software Кармак скопировал на внешний диск тысячи рабочих писем, но, как он утверждает, не использовал проприетарный код ZeniMax в решениях Oculus. В рамках разбирательства суд привлёк компьютерного эксперта, который сравнил код Oculus и ZeniMax и подтвердил слова Кармака.
Слушания с присяжными начались лишь 9 января 2017 года. В числе прочих в качестве свидетеля в ходе заседания выступил основатель и глава Facebook Марк Цукерберг. Он ожидаемо отрицал факт кражи технологий ZeniMax, но также выдал несколько интересных деталей. Благодаря судебному делу стали известны реальные затраты социальной сети на приобретение Oculus VR. Кроме собственно уплаченных $2,3 млрд за стартап пришлось инвестировать $300 млн в его развитие и потратить $700 млн на удержание ключевых сотрудников.
1 февраля, после двух с половиной дней раздумий присяжные вынесли решение, которое добавило к цене покупки ещё полмиллиарда. В день объявления решения зале суда присутствовали как Кармак, так и Лаки. Они что-то обсуждали, на их лицах были заметны улыбки. Представители истца напротив сохраняли тишину. Во время зачитывания текста вердикта в зале не было вспышек негодования или шока. Судья зачитывал один за одним пункты с миллионами убытков и решениями присяжных, а обе стороны безэмоционально молчали.
Хотя присяжные признали, что ни Oculus, на оба основателя компании, ни Facebook, ни Кармак не присвоили коммерческие тайны ZeniMax, они посчитали, что Лаки и, соответственно, его компания нарушили соглашение о неразглашении. Суд также решил, что были нарушены авторские права на программное обеспечение ZeniMax.
Сумма в 500 миллионов долларов в пользу ZeniMax не взыскивается с одной организации или человека, а складывается из нескольких:
- $200 млн — Oculus, за нарушения NDA, которые Лаки подписал с ZeniMax.
- $50 млн — Oculus, за нарушения авторских прав.
- $50 млн — Oculus, за ложное описание продукта (так называемое false designation).
- $50 млн — Палмер Лаки, сооснователь Oculus, false designation.
- $150 млн — Брендан Ирибе, сооснователь Oculus, false designation
Интересно, что результаты судебного разбирательства отчасти удовлетворили Oculus, а ZeniMax — нет. Как заявил представитель компании, основным вопросом судебного дела был факт кражи технологий, чего присяжные не увидели. Конечно, полной победы не вышло, и Oculus попытается обжаловать решение суда, но в целом компания оставит эту судебную тяжбу в прошлом.
ZeniMax всё так же считает, что технологии компании были украдены. На прошлой неделе адвокат компании назвал инцидент грабежом и потребовал увеличить сумму компенсации до 4 миллиардов долларов. ZeniMax грозится потребовать приостановить продажу шлемов Oculus Rift.
Для Facebook очередные траты на виртуальную реальность входят в привычку. В среду во время селекторного совещания Цукерберг признал, что технология ВР немного запаздывает, и для реализации её потенциала нужно терпение. Как говорит глава Facebook, виртуальная реальность пока что не будет приносить доход. Вероятно, компания может позволить себе такие вложения и игру на рынке, где уже есть конкуренты в лице Google, Samsung, Razer, HTC и Valve. Согласно опубликованной сегодня финансовой отчётности, социальная сеть заработала за последний квартал 8,81 миллиарда долларов.
Автор: atomlib