В этой небольшой заметке я бы хотел взглянуть философски на конфиденциальность личных данных пользователей, а также выяснить кому, на самом деле, она выгодна и на чьей службе работают законы о конфиденциальности.
Безусловно, право на сохранение в тайне своих данных, местоположения, личной переписки и контактов это неотъемлемое право человека. Мы не хотим спекуляций этими данными, мы не хотим чтобы эти данные попали в руки злоумышленников и были использованы против нас. Поэтому были созданы соответствующие законы. И это, конечно, правильно.
Но давайте посмотрим на личные данные пользователей с другой стороны, посмотрим на них как на товар, который можно купить и продать. Как известно обладание какой-то информацией, которой не обладают остальные и которая может быть использована в корыстных целях дает определенное преимущество и это преимущество вполне может быть приобретено или продано. Рынок диктует свои правила, и, как говорил Адам Смит, в конечном итоге рынок все расставляет на свои места, независимо хотим ли мы того или нет. И законы для этого не представляют собой сколько-нибудь значительное препятствие.
Все, что представляет собой хоть какую-то ценность, все, что ограничено в своем количестве всегда становится предметом торговли и превращается в бизнес. И выгодность этого бизнеса напрямую зависит от дефицита соответствующего товара. А целью бизнеса является установление монополии в своей нише.
В этом смысле конфиденциальность личных данных, это тот фундамент, на котором зиждется бизнес таких корпораций как Facebook, Google, Visa, MasterCard. Личные данные пользователей можно продавать как косвенно – взимая деньги за размещение контекстной рекламы в зависимости от интересов пользователей, так и непосредственно – продав заинтересованной компании информацию о истории платежей по кредитным картам. И самое худшее что может случится для игроков этого бизнеса – это добровольное раскрытие пользователями своих данных, так как это приведет к обесцениванию товара и ослаблению монополии.
Так ли ценна эта информация на самом деле, за сколько её продают, это вопрос спорный, кто-то может сказать что на этом много не заработаешь, и наверно в этом есть доля здравого смысла. Но в то же время мы можем видеть примеры и других товаров, чьё значение сильно преувеличено и это не мешает доходности бизнеса. Интеллектуальная собственность, программное обеспечение, долговые обязательства и другие «товары» могут успешно продаваться и покупаться до той поры пока есть вера в перспективы в извлечение прибыли и пока есть желающие этот товар перекупить.
Вехой в истории конфиденциальности личных данных можно отметить компанию Facebook. Она первой сделала шаг, беспрецедентный прежде – открыла контакты пользователей в общий доступ. С точки зрения бизнеса продажи личных данных он абсолютно нелогичен, но он изменил всю последующую историю социальных сетей – настолько удачной оказалась идея. Открой список контактов компания ICQ немногим раньше и мы бы сейчас не слышали ни о Цукерберге, ни о его детище. Но уж такова жизнь – кто-то инертен, а кто-то разрушает стереотипы и получает все.
Сложно предсказать как будут развиваться дела дальше, но, мне кажется, безусловно, доход от продажи персональных данных будет медленно но неуклонно снижаться. Конечно, пока еще не все люди участвуют в глобальных сетях и есть определенный потенциал роста, но, во-первых их никогда не будет 100%, а спад динамики регистраций дает о себе знать. Во-вторых страхи утечки личных данных постепенно рассеиваются, и сами люди начинают осознавать что прозрачность и доверие – это интерес общества в целом, и, в конечном итоге, их собственный. А скрытность и контроль – это интерес отдельных компаний.
Автор: Oleg_Yozhik