Корпорация Samsung потерпела неудачу со своим новейшим флагманом Galaxy Note 7. После выхода этого девайса на рынок все пошло не так. Пользователи, которые его приобрели, начали выкладывать в сеть информацию о самовозгорании аккумуляторов. За одну неделю только в США было зафиксировано пять случаев загорания телефона, причем один смартфон загорелся на борту самолета авиакомпании Southwest Airlines прямо перед вылетом. Ряд авиакомпаний после этого случая установили на борту своих самолетов специальные контейнеры на случай возгорания устройств.
После недолгих разбирательств Samsung признала проблему, заявив, что причина в недостаточной защите аккумуляторов и в определенных недочетах в процессе их производства. Поэтому владельцам Galaxy Note 7 предложили заменить свои телефоны на обновленные, с усиленной защитой аккумуляторов. Тем не менее, через некоторое время уже и владельцы «защищенных» телефонов стали жаловаться на все то же самовозгорание батарей.
Корпорация в конце концов отозвала устройства с рынка и начала изучать проблему. Этим занимались и собственные специалисты южнокорейской компании, и привлеченные эксперты. Понятно, что многие СМИ старались угадать причину, делая собственные предположения. Основными версиями были некачественная изоляция или же дефект в ходе производства ячеек батарей.
Конечно, несколько загоревшихся аппаратов из нескольких миллионов проданных девайсов — это не так много. Но кому хочется победить в игре в «русскую рулетку»? А в начале сентября было зафиксировано уже 35 случаев возгорания Galaxy 7. 17 — в Южной Корее, 17 — в США и один случай произошел на Тайване. После этого корпорация заявила, что все проданные телефоны (а это около 2,5 млн) будут бесплатно заменены на новые. Корпорация остановила производство, свернула продажи и отозвала смартфоны в странах, где эти гаджеты продавались официально.
Владельцы устройств получили огнеупорные коробки с перчатками и пакетом. Предполагалось, что девайс нужно сначала выключить смартфон, затем положить его в антистатический пакет, его поместить в обычную коробку, а ее — в огнеупорную. В инструкции было указано, что содержимое бокса нельзя перевозить на борту самолета по причине опасности возгорания. К пересылке устройств подключили службу доставки UPS.
Понятно, что на бизнесе компании вся эта история сказалась крайне неблагоприятно. 11 октября 2016 года, сразу после того, как стало известно об отзыве проданных смартфонов, акции Samsung упали в цене на 9%. В результате этого капитализация компании снизилась на $17 млрд, причем в 2017 году падение продолжилось, компания все еще терпит убытки. На данный момент, если пользователи вернут все приобретенные ранее смартфоны, то Samsung потеряет около $2,2 млрд, что вместе с потерей капитализации составит $19 млрд. Вряд ли смартфоны вернут все пользователи, но все равно — убыток просто огромный.
Ситуация проясняется
Как уже говорилось выше, большая команда экспертов все это время занималась поиском возможных причин, которые привели к появлению проблемы. 23 января в Сеуле состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам с Galaxy Note 7. На этой пресс-конференции выступил глава мобильного подразделения Samsung Electronics Джондин Кох. Он рассказал о ходе проделанной работы.
Инженеры компании вместе со сторонними специалистами исследовали более 200 тысяч устройств и 30 тысяч аккумуляторов. Проверяли как аппаратную, так и программную части Galaxy Note 7. Также тщательно выверялись все этапы сборки системы, проводился контроль качества как технологических процессов, так и процесса доставки к точкам реализации.
Причину в итоге удалось выявить. Ею оказались «недочеты проектирования аккумуляторов и процесса сборки гаджета». Компания заявила, что вину на случившееся берет на себя. Для того, чтобы подобные ситуации не повторялись в будущем, Samsung ввела многоуровневый протокол безопасности и программу проверки элементов питания.
Samsung
Как и предполагалось, проблема в слишком тонком корпусе и ошибках, допущенных при проектировании размещения компонентов смартфона. Аккумулятор Note 7 — это Li-Ion батарея уплощенной формы, которая состоит из положительно заряженного слоя, сделанного из кобальто-никелевого оксида и отрицательно заряженного слоя из графита. Разделяет оба слоя полимерный материал, пропитанный электролитом. Как и в любом другом аккумуляторе слой полимера позволяет свободно перемещаться ионам, в процессе чего и генерируется ток. Но если положительно и отрицательно заряженный слой соприкасаются, идет значительный нагрев электролита, выделяется еще больше энергии, аккумулятор нагревается и происходит взрыв с возгоранием. Если надавить на батарею, которая используется в Galaxy Note 7, то иногда может возникнуть описанная ситуация. Причем слишком сильно давить не нужно.
Полимер был сделан очень тонким, поэтому батарея может значительно нагреться даже в том случае, если пользователь положил смартфон в карман, а затем сел на смартфон. В некоторых случаях этого хватает для самовозгорания. Инженеры Samsung пытались найти границу между безопасностью и желанием сделать корпус устройства максимально тонким.
Результаты высокоскоростной компьютерной томографии ячейки литий-ионного аккумулятора за 15 секунд до аварии (вверху) и за 1 секунду до аварии (внизу). Источник: научная статья "In-operando high-speed tomography of lithium-ion batteries during thermal runaway", Nature Communications 6, Article number: 6924 (2015), doi:10.1038/ncomms7924 (в открытом доступе)
Из-за недостаточного времени тестирования устройства (Samsung пыталась выпустить новый флагман как можно быстрее) в продаже появилось устройство, чья работа была не до конца проверена. В итоге компания, которая хотела получить прибыль в миллионы долларов в результате оперативного выпуска на рынок нового смартфона, потеряла миллиарды.
Автор: marks