Продолжаю публикации о проектах, которые могут быть интересны партнерам.
В этой статье хочу рассказать о системе, которая позволяет сотруднику заполнять отчеты на выезде, делать фотоотчеты, а руководству компании отслеживать и управлять сотрудником на выезде. Фармацевтика и розничный аудит (мерчандайзинг), сервисные инженеры и курьеры. В общем – то, что я люблю называть “последней милей”. Те, кого интересуют разные аспекты контроля людей – под кат.
Зачем: MobileSOP – программа, которая работает на мобильном телефоне или планшете сотрудника. Позволяет в режиме реального времени (оффлайн) работать с большой базой данных (например, врачи или розничные точки), редактировать ее, получать маршрутные листы, выполнять работу по маршруту (например, стандарты присутствия в розничной точке, или отчет у врача), заполнять отчеты и фотоотчеты и высылать в центр. В центре у клиента может использоваться его текущая CRM, или нашу панель панель управления людьми и задачами – система Dealongo_ONLINE.
Краткая неинтересная предыстория
Лет 12 выполнял мобильное проекты на клиентах. Это когда у сотрудника в поле есть мобильное устройство, на котором он выполняет работу. Самая типовая и востребованная работа – это в магазине прием заказов и предача по мобильной связи в 1С. В числе наших клиентов побывали, наверное, практически все поставщики сектора FMCG или их дистрибуторы в Украине. Начинали в Европе с носимых устройств военного образца за десятку зелени, потом плавно мигрировали на карманные компьютеры (начиная от PALM за сотню долларов, заканчивая HP IPAQ 2210 – лучшая модель на мой взгляд). Потом был период разработки под новые платформы и вот появился новый продукт. Самая востребованная платформа – Android. Самое востребованное “железо” – дешевый мобильный телефон Android с GPS и камерой. Маятник качнулся в другую сторону – от дистрибутора к производителю, и сейчас у нас самые востребованные конфигурации нужны для производителей и прямых поставщиков товара для розничного аудита, так называемого мерчандайзера. Дистрибуторы укрупняются (вон, в Украине табачка вся легла под одного дистрибутора), производители желают сами контролировать полку, фармацевты хотят контролировать своих территориальных партнеров.
Всем нужен фактаж с поля. Остатки товара и причины его отсутствия, проведенную презентацию о продукте или лояльность врача. Все хотят его получать в режиме реального времени. Все хотят контролировать своих сотрудников. Некоторые хотят сотрудниками управлять. Некоторые хотят управлять территориями.
И сейчас появился продукт, который (мы видим), интересен рынку. Так какие предпосылки ставились при написании софта?
1) Система для идиотов.
Программа должна быть проста и понятна обычному пользователю и позволять ее запускать в работу в считанные часы. Нет, я конечно помню фразу одного из клиентов “у нас крайне квалифицированный персонал. И программы для идиотов нам не нужны”, но я также помню фразу руководителя курьерской службы – “у нас основные работники – люди в летах. Нового всего боятся, так что дайте нам что-то дубовое и простое. Военное. Для тупых”. Хорошо, нашел новую фразу для презентация – «система на для IT профессионалов”
2) Конфигурируемая база данных розничных точек или врачей.
Итак, приходим к типовому клиенту. Есть производитель фарм препаратов, он нанял руководителя внешней службы, руководитель составил экселевские формы-карточки врачей, формы отчетов и нанял людей. Сотрудники ходят по врачам и заполняют отчеты, а вечером бьют в эксел файлы на домашнем компьютере или ноутбуке (продвинутые заполняют в CRM дома). Просто – да. Работает? Скорей нет, чем да. Сколько я не видел таких клиентов, я не видел НИКОГДА РАБОЧЕЙ И АКТУАЛЬНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ. Причина проста – карточку врача (или розничной точки), бьют для отчетов, а не по необходимости. Свести в единую базу в центре невозможно. Сделать корректную выборку (например, всех гинекологов, с лояльностью Б на правом берегу Киева), невозможно.
Как меняем этот вопрос мы? В центре руководитель один раз без участия программистов задает поля, которые необходимо видеть или изменять на карточке конрагента. Теперь база данных всех врачей обновляется сотрудником прямо на встрече (или сразу после нее). В программе есть полный список врачей (которые относятся по должности к сотруднику), и он прямо на встрече проверяет и изменяет все параметры. А потом все изменения пакетом уходят в центр. Т.е. хотим собрать по территории новое поле – задали, и сотрудники отследят его заполнение. Компании, которая управляет розницей, возможно на лету изменение карточки (например, хотим в розничной точке снять количество касс или выходов?). Добавили поле – сотрудники заполнят на выезде КОРРЕКТНО.
3) Удобство поиска контрагента.
Тут описывать можно долго. А суть проста. Нужно БЫСТРО найти контрагентов по совокупности критериев. Причем критерии меняются иногда от маршрута человека. Например, в Киеве важно группировать врачей по лечебному заведению, а в глубинке – по названию населенного пункта. При этом это все должно работать БЫСТРО на большой выборке (реально – тысяча клиентов и у каждого до сотни индивидуальных параметров). Вот почему оффлайн, вот почему настройка пользователем какие параметры показывать в списке, быстрая фильтрация, поиск и ОТОБРАЖЕНИЕ НА КАРТЕ.
4) Отчеты.
Это самая суть проекта. Быстро накидать в центре задачи. По сути – сформировать отчетные формы (вопросики – да/нет, выбор из справочников касанием, сложные вопрос из нескольких вопросов). При этом иногда за кажущейся простотой и очевидностью скрывается пласт работ. Например, хотим задать вопрос ”Введите цену продукта А”, и если сотрудник ответит “0”, то хотим уточнить причину отсутствия товара в точке – отсутствие в розничной точке, на складе или точка просто не торгует этим товаром? Или более сложную логику – хотим спросить лояльность врача, но при этом показать последнее введенное значение любого нашего сотрудника на последнем визите….
5) Маршруты.
О них можно сказать – они есть. А еще есть возможность сказать, что их можно задавать на сотрудника в центре, можно дать возможность сотруднику формировать самостоятельно, с передечей в центр на аудит своему супервайзеру, а можно рассчитывать автоматически. Несколько лет назад я придумал (уверен, что придуманную ранее до меня) схему автоматического расчета маршрутных листов в зависимости от категории контрагентов, и всячески рекомендую эту схему клиентам. Позволяет невыпустить нашего контрагента из зоны влияния и позволяет оценить качество посещений.
6) Фото.
Есть, привязываются к отчетам. Ряд клиентов используют не только информацию о времени съемки и операции в точки, но и гео-положение сотрудника.
7) Отчеты GPS.
Ну что сказать. Есть клиенты нескольких типов – есть кому все равно где ходят сотрудники. Им нужны результаты или им нужен фактаж. Мы его даем. Есть те, кто хочет контролировать рабочее время (мы им даем на выбор три системы контроля – по операциям в точке, по регулярному расписанию съем координат – не все дешевые телефоны доживают до вечера, или программу, которая спит, просыпается, включает GPS и засыпает опять). А самые продвинутые контролируют не только на карте, а в виде отчетов. Например, сейчас на телефоне у нас есть функционал, который позволяет сотруднику физически посмотреть местоположение контрагента на карте. А если это местоположение задано неточно или не задано – установить его. Тогда у нас все наши контрагенты будут иметь четкое гео положение. Сравнивая наше положение в момент операции с эталоном – можно просто выдать короткий отчет в центре о нарушении маршрута (это когда отчет заполняется не в точке, а дома, на диване)
8) Быстрый запуск.
Мы даем на выбор клиенту две схемы для запуска – интеграция с CRM клиента. Это когда на вопрос «что вы нам дадите в центре?” мы гордо отвечаем – НИЧЕГО. Вы получите факты и фактическую базу данных внутри вашей текущей CRM. Мы дадим над ней просто надстройку, которая позволяет в оффлайн быстро и качественно работать в поле, и после каждой точки синхронизировать. Или дадим наш WEB интерфейс. Который позволит выпустить мерчика на маршрут за пару дней. При этом мы готовы дать тогда наш комплекс в режиме аренды как SAAS. В ВЕБ зададим нашу структуру предприятия, зададим должности, роли, поделим территории, поставим задачи, дадим клиенут доступ) и тут же будет контролировать на своем уровне иерархии своих сотрудников.
А также есть бизнес-аналитика (находится за рамками данной статьи)
Зачем эта статья, все же?
Есть явная цель, и скрытая. Явная – донести информацию партнерам о том, что такой продукт есть. Что можно мне позвонить, написать, и мы совместно можем сделать на пару долларов больше у клиента. Это те, кто обслуживает CRM, делает проекты. Скрытая – немного похвастаться, ведь процесс завершили. Прошел год портирования….
На закуску пару видео в двух отраслях – мерчандайзинге и фармацевтике.
Автор: digsee